Поэзия - не литература
Камни и поэты – хранители времён... Камни, живописцы и поэты.
Поэзия суть магия. Если же точнее – одно из её ответвлений. То есть поэзия, какой мы её знаем, есть реальный потомок древней заклинательной магии с её заговорами и камланием, ворожбой и волхованием, магическими зеркалами, гипнозом и трансом, словом и взором, курильницами и благовониями, чернильницами и перьями et cetera… Поэзия есть магия в чистом виде, имеющая с литературой лишь буквенно-графическую связь, и не более того. Поэзия древней литературы, ибо восходит к дикарским и шаманским гимнам, кои, в свою очередь, восходят к обезьяньему ритмичному вою. Посему её невозможно отменить, как нельзя отменить времена года или смерть. Поэзия – не литература. Точка.
Поэзия есть музыка. И как писал поэт:
Хотелось музыки, а не литературы!
Хотелось живописи, а не стиховой
стопы ямбической, пеона и цезуры…
Поэзия есть творчество¹. Но... чтó такое – «творчество»? И скольких бы не опросить людей на сей предмет, столько будет и разных ответов. Как например: «Воплощение своих идей». Возможный ответ. Но сразу новые вопросы: а что есть «идея» и что есть «воплощение»? Или «творчество – это созидание». Но творчество и есть некое «творение», а значит «созидание» – это тавтология. «Полёт фантазии». Но фантазия – фантазия и есть, посему и остаётся лишь воздушным замком. «Самовыражение!» Ну да… только ведь и Гитлер – самовыражался, решая «еврейский вопрос», например, или Чикатило… Ну окей, притянутые за уши, подобные определения возможны, но оценим и платоновскую «формулу творчества». И что же говорит Платон? «Всё, что выражает переход из небытия в бытие – всё это творчество». Вот и всё. Вот чего-то не было до вас в природе или искусстве – а вы это нечто создали. Иначе говоря, лишь благодаря именно вáшим усилиям это НЕЧТО вдруг возникло. Абсолютно образцовое определение!
Посему поэзия – это и алхимия. Да, именно, та самая алхимия, из века в век искавшая свой Lapis philosophorum, он же Magisterium, он же Красная тинктура, он же Пятый элемент и он же – Эликсир... Это бесконечные опыты со словом и звуком, над их взаимодействием, над тем, как «воду превратить в коньяк» иль «переплавить в золото свинец»… Но «коньяк и золото» – лишь ступени мастерства на дюже долгой лестнице к тому, кáк в конце концов заполучить его – тот самый Эликсир, бессмертие дарующий поэту. И истинный алхимик понимает, что то, чем он занят – и есть волшебство, Великое таинство, а сам он – чудотворец… демиург! И сие таинство не лежит на исхоженных тропах реальности, оно где-то за пределами её, и нужно вырваться из этого тюремного мирка обыденности и попробовать найти его на совсем иных путях, в других слоях и измерениях, пусть даже и ценой лишений, а может и самой жизни… «Поэт – тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит» (А. Фет):
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
усилить бой бестрепетных сердец –
вот чем певец лишь избранный владеет,
вот в чём его и признак, и венец!
Поэт-алхимик понимает: то, к чему он устремлён, собственно и есть оно – Откровение, не имеющее к богословию ни малейшего отношения. А то, чего посредством Слова поэт добывает и приносит в мир – есть Гармония. И если не будет поэтов – то и Гармонии добыть и принести будет некому, отчего и жизнь приматов – при всех-то их ракетах, интернетах, автоматах – будет не просто неполноценной, это вообще будет сложно назвать тем, что звучит как «человеческая жизнь». А если мир таки упорно не желает быть гармоничным, быть разумно-человечным, то и… нахуй бы вообще тогда он нужен! Посему лишь и достоин одного – уничтожения. Что, наверное, и должен будет сделать последний поэт на Земле. Если мир был создан «Словом», значит мир и должен быть – уничтожен чьим-то Словом… «Я обернулся Смертью, разрушителем миров» (Бхагават-Гита).
Средь ничтожества людского,
шакалья о двух ногах,
нелюдимый и суровый
в Башне из кости слоновой –
с нервным бредом на устах
мир крушил алхимик Слова.
Поэзия есть таинство, а поэт, понимающий это – алхимик. И достаточно, если поймут и оценят немногие. Достаточно, если поймёт и оценит один. Достаточно вообще ни одного – Аллах поймёт, а остальные не важны. Если секс для двоих, а то и для одного или одной, почему поэзия должна быть для многих? «Kannst du nicht allen gefallen durch deine that und dein kunstwerk, mach es wenigen recht» (Schiller): «Если твоими делами и твоим искусством ты не можешь понравиться всем, нравься немногим».
Великая Игра продолжается. Игра – продолжается!
Под знаком вечности, в безмолвии сердца, подобно Великому Деянию алхимиков… Amen.
__________________________________
¹Ποίησις [поэзис] – творчество, сотворение (греч.).