Вздор рифмы, вздор стихи! Нелепости оне!..
К. К. Случевский
Сайт высокой поэзии
Регистрация | Вход Блог редакции  
  • Главная
  • Авторы
  • Блог
  • Форум
  • Видео
  • Аудио
  • Фото и арт
  • О сайте
  • Ссылки
  • Готический Альбом - антология современной поэзии

  • Мини-чат
    500
    Статистика
    Яндекс.Метрика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Блог » Высокая поэзия как символ. Теоретические основы редакционной политики
    Высокая поэзия как символ. Теоретические основы редакционной политики
    15:59

    Всем известно, что поэты - народ весьма чувствительный в том, что касается оценки их творчества. Это вполне понятно, ведь человеческое восприятие устроено таким образом, что даже самый непредвзятый литературоведческий анализ поэтического произведения всегда будет иметь оттенок субъективности.
    В то же время, с точки зрения сложившихся традиций отечественной версификации, каждое стихотворение имеет свои вполне определённые "технические характеристики", позволяющие определить уровень соответствия произведения нормам русского литературного языка, причём высокий уровень такого соответствия можно рассматривать в качестве некоего порога, отделяющего собственно мир поэзии от любительского стихотворчества.
    Во избежание необоснованных обид и нежелательных недоразумений, редакционная политика поэтического сайта должна быть достаточно чёткой и хорошо понятной для всех участников проекта. Постараюсь её обозначить - в этой статье речь пойдёт о теоретических основах редакционной политики Сайта высокой поэзии, а следующая публикация в Блоге редакции будет посвящена её актуальным практическим аспектам.

    Словосочетание "высокая поэзия" не только представляет собой определение поэтического жанра, предполагающего известную степень неотмирности и почти пророческого пафоса, но также нередко используется в качестве культурологического символа, означающего небывалый взлёт человеческого духа. Насколько известно, "символом" эллины называли глиняный черепок, обломок керамического сосуда, разломленный на две части. Такой черепок разламывали при заключении какого-либо договора или торговой сделки. Сложив два обломка, их предъявители могли опознать друг друга. Поскольку разломать два разных черепка одинаковым образом не представляется возможным, этот "идентификационный код" античности был достаточно точным и хорошо защищённым от подделки. Итак, символ в изначальном смысле - опознавательный знак, возникающий в результате воссоединения двух прежде искусственно разъятых частей единого целого.

    Отсюда понятно, почему любой акт творчества, в том числе, разумеется, процесс написания и прочтения лирического стихотворения, нередко называют символическим актом. Поэт, а вслед за ним и читатель складывает два осколка - форму и содержание - и получаются стихи, возникает феномен поэзии. Подобное действие имеет своей настоящей, пусть далеко не всегда осознаваемой совершающим его целью преодоление "расколотости", дуализма человеческого мировосприятия, чётко различающего "возвышенное и земное".
    Воспоминание об эдемских садах, в которых время течет иначе и события не детерминированы жёсткой причинно-следственной зависимостью, живёт в каждом из нас. Недаром люди частенько говорят: "раньше было не так", "раньше было лучше", но если спросить их, когда это - раньше, они, как правило, не находят, что ответить. Поэзия, музыка, живопись обладают способностью возвращать нам забытое блаженство гармоничной целостности универсума даже в том случае, когда они затрагивают болезненные струны нашей души. Почему это так - неплохо объяснил ещё Аристотель в своей "Поэтике", для нас же сейчас важно обозначить поэзию как символ, позволяющий опознать в многочисленных проявлениях чистые божественные энергии, пронизывающие тварный мир и сообщающие ему изначальное великолепие, ещё не обезображенное уродливой пагубой стяжательства и собственничества.
    Такова мистическая сущность поэзии, применять которую в качестве оценочной категории немыслимо. Для одного глиняный черепок - это битая посуда, для другого - половинка мистического символа, прообразующего непротиворечивую картину мира.

    Другое дело - технический уровень поэтического произведения. Здесь уже появляется необходимость ранжирования и классификации, здесь уже необходим совершенно иной подход - холодный, трезвый, прагматический и беспощадный. Ремесло поэта с технической точки зрения ничем не отличается от любого другого ремесла - это общеизвестно и, я думаю, понятно. Так что профессионализм в поэзии ценится ничуть не меньше, чем в любой другой сфере человеческой деятельности.
    Стихотворение любительское или ученическое может содержать отдельные уникальные образы или удачные строчки, зачастую не распознаваемые как таковые самим автором и, следовательно, представляющие собой скорее некий бонус, выданный ему стихией поэзии, чем результат осознанного творчества. Как только начинающий поэт научается отличать то, что в его текстах действительно хорошо от тех моментов, где он попадает пальцем в небо, он делает первый шаг к совершенству, и этот шаг оправдывает весь горький яд критики, который ему пришлось испить до этого. Ученик становится подмастерьем, затем - мэтром. Иногда это происходит очень быстро, иногда растягивается на годы, но при надлежащем старании происходит обязательно, поскольку виртуозное владение техникой версификации лежит в сфере обычных возможностей человеческого разума.

    Когда наш поэт превращается в мастера, можно сказать, что вторая половинка символа оказывается извлеченной из тайников Вечности. А первая всегда была здесь - озаряла лунным сиянием вечерние туманы, лежала огненными сполохами кленовых листьев на мокром асфальте осенних бульваров, курила анашу в подворотне, покупала прикид в секонд-хэнде, иногда уходила, хлопнув дверью, но всякий раз возвращалась. И вот однажды два осколка символа соединяются и, если они совпадают, происходит чудо. Или не происходит, потому что можно научиться высоко прыгать, но нельзя научиться летать. Это событие лежит уже вне плоскости литературоведения, здесь критик подобно обычному читателю поддаётся властному обаянию текста и наблюдает в изумлении, как перед ним разворачивается величественное полотно неискажённого мироздания.

    Итак, приступая к изучению того или иного поэтического текста, будет логичным в первую очередь обратить внимание на уровень его технического совершенства, ведь профессиональное владение слогом является непременной составляющей искусства поэзии. Если мы говорим о высокой поэзии всерьёз, необходимо решительно оставить за скобками благие намерения и сантиментальные порывы, пусть даже вызывающие у нас искренний отклик, но воплощённые поспешно и небрежно. Влюблённый юноша может очень стараться, рисуя портрет своей девушки, но если ранее он не прошёл школу академической живописи и графики, то выйдет нечто такое, чего этой самой девушке, буде она не обладает недюжинным чувством юмора, лучше не показывать.

    Редакционная политика Сайта высокой поэзии, таким образом, предполагает приоритет произведений тех авторов, которым удалось добиться в своих стихах гармоничного соответствия формы и содержания.

    Просмотров: 3256 | Добавил: scivarin | Теги: современные поэты, Лирика, авторы, редакционная политика
    avatar
    1
    Статьи отличные, точный анализ.
    avatar
    2
    Мне запомнилась ночь...
    Виктория Хвалова
    Мне запомнилась ночь:
    Чернота отсыревших дорог,
    полупьяный скрипач
    в грязном пристанционном буфете…

    То ли ночь коротал,
    то ли пил
    оттого, что невмочь
    обрести, потерять,
    а, быть может,
    и вовсе не встретить?

    Кем-то брошенный плащ,
    старой скрипки неискренний плач,
    что под пьяной рукою
    надрывно стонала, хрипела…

    И о чём-то своём
    плакал в дальнем углу бородач...
    До рыдающей скрипки
    ему вовсе не было дела.

    Только стрелки часов
    безразлично смотрели вокруг
    и не двигались вовсе,
    (ну разве не дьявольский происк?)…

    Пахло пивом и рыбой
    от грязных стаканов и рук,
    и, как будто нарочно,
    опаздывал нужный мне поезд.

    © Copyright: Виктория Хвалова, 2013
    avatar
    3
    Извините, пожалуйста! Я никак не разберусь, что и куда отправлять и какие статьи нужно? Я живу в Краснодарском крае с 2015г. Член СП России с 2012 г. Напишите мне пожалуйста что нужно сделать? Я пишу стихи и прозу... Какие статьи и о чём? или это стихи и рассказы? С теплом души, Виктория.
    avatar
    0
    4
    Здравствуйте, Виктория! Извините за большую задержку с ответом - некоторое время я не мог заниматься сайтом. Думаю, я буду рад видеть Вас в маленьком кругу наших авторов.
    Вот что Вам для этого нужно сделать - зайти на страницу Форума свободной публикации стихов, найти там синюю кнопку "Новая тема", кликнуть на нее и создать тему, разместив в ней три своих стихотворения - любых, на Ваш выбор.
    Дальше я обо всем расскажу.
    Оставлять комментарии в Блоге редакции могут только зарегистрированные пользователи и авторы Сайта высокой поэзии.
    Как стать нашим автором
    Новые публикации

    миры (0) [солхат]

    Молитва (0) [солхат]

    Вечный март (0) [солхат]

    Плавленым воском стекает чужая беда... (0) [Виктория Жданова]

    Метель (1) [Виктория Жданова]

    Cерая зона (0) [солхат]

    Константа (0) [солхат]

    Зверь (0) [Виктория Жданова]

    Катится камень... (0) [Виктория Жданова]

    По закону кармы (0) [Вячеслав Барашихин]

    УТРО ЛАУРЫ (0) [Дмитрий Болидос]

    ЭЛЕГИЯ (0) [Дмитрий Болидос]

    Ночной рыбак (0) [Вячеслав Барашихин]

    ИЮЛЬСКИЙ ЭТЮД (0) [Дмитрий Болидос]

    ЭЛЕГИЯ (0) [Дмитрий Болидос]



    Copyright Сайт высокой поэзии © 2009-2024 18+ При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна Хостинг от uCoz