Вздор рифмы, вздор стихи! Нелепости оне!..
К. К. Случевский
Сайт высокой поэзии
Регистрация | Вход Блог редакции  
  • Главная
  • Авторы
  • Блог
  • Форум
  • Видео
  • Аудио
  • Фото и арт
  • О сайте
  • Ссылки
  • Готический Альбом - антология современной поэзии

  • Мини-чат
    500
    Статистика
    Яндекс.Метрика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Блог » По итогам конкурса сонетов
    По итогам конкурса сонетов
    16:38
    сонетПрочитав подборку присланных на конкурс сонетов, я поймал себя на мысли, что лет так тридцать тому назад и я начинал с подобных же экспериментов… Поэтому с пониманием отношусь к тем ошибкам и просто ляпам, которые допустило большинство авторов. Если обобщать, то, конечно, рифмы… Они должны быть строже! Многие из приславших стихи так и не вняли вступительным статьям и продолжают оставлять в рифмующихся созвучиях висячие согласные, что абсолютно недопустимо! Происходит вот что: поскольку сонет – это очень требовательная форма в плане рифмовки, то, нарушая сонетный канон, вы тем самым выпячиваете вашу рифмическую ошибку, которая была бы менее видна в любой другой форме.

    Вторая общераспространенная неудача   – нет поступательного развития идеи, заявленной в первых строках сонета. В идеале он должен кончаться «кинжальной» кодой, иногда ради неё, как постамент для скульптуры, пишется весь сонет. Взыскательный ценитель этой трудной формы привык к такому развитию событий и если его ожидание обманывается, то ваше стихотворение не найдёт его одобрения, но он в досаде перестанет замечать вас, как автора. Нередко приходится слышать отговорки: а вот у такого-то великого тоже так, но он же  не порицается критиками! На это я отвечу вот что: даже у самых прославленных поэтов можно найти лишь   несколько  действительно выдающихся текстов, а всё остальное (по гамбургскому счёту) – неудачи. Негоже ориентироваться на неудачи великих, но только на шедевры. Лучше написать одно стихотворение в год, но классное, чем   каждый день по сонету  – и расстраиваться. В юности я так и писал – по два восьмистишия в год, но когда я их читал на публике, по выражению глаз было видно, что стихи нравятся. Я посчитал, что если я проживу лет пятьдесят и напишу сто стихотворений аналогичного качества, то войду в десятку самых читаемых авторов… Провидению угодно было расстроить мои планы – у меня сменился творческий метод и  я теперь не мучаюсь муками творческого бессилия, но и доволен я своей работой не всегда…

    Третья неудача – отсутствие темы, которая развивалась бы в сонете. Я знаю, что это очень трудно – найти первообраз будущего стихотворения. Что делаю в таких случаях я? Беру в какое-нибудь высокочастотное слово и заглядываю в его изнанку… Вот вам и тема! Всё теперь зависит от мастерства её разработки. Не у всех, к сожалению, была такая школа как у меня – я имею в виду стихотворный перевод, который научил меня писать сонеты. Но есть ведь стихотворный извод! – Это мой термин и моё художественное открытие – бери и пиши.

    Перейду к конкретике. Вот сонет:

    Sophi 
    Будь как Ван Гог

    Когда завязнешь в жизненной трясине
    И чувствуешь, как сильно изнемог,
    Дай кисть мечте - пусть пишет на картине
    Воображенья райский островок.

    Когда осознаёшь, как одинок-
    Представь оазис красочный в пустыне
    Отчаяний, сомнений и тревог.
    Будь живописцем чаяний отныне.

    Испей, когда ты в горестной кручине,
    Будто абсент полынный, звездный сок-
    Душа подобна станет георгине...
    Так жизни гнет расцвечивал Ван Гог.

    Ты дух освободи от горьких пут,
    И пусть надежд подсолнухи цветут!

    Жаль, что поэтесса не зарифмовала коду… Неужели не было слов? Попробую ей «помочь»…   Хотя бы так:

    Широких не ищи и ты дорог…
    Подсолнухи  влечёт  к  небесной сини!

    Образ тот же, а сонет стал правильным. Просто авторка испугалась трудности сквозной рифмовки и бросила на полпути  начатое дело, убедив себя, что больше рифм не найти. Дарю ей эту концовку и принимаю её произведение с этой поправкой к конкурсную десятку (впрочем, она вольна сама переписать концовку на другую!)
    Всякая инновация в сонете должна быть оправдана. Я сам "грешен" в этом деле - изобрёл новую форму сонета с рубаи-структурой. Но в данном случае замена коды не мотивирована ничем, поэтому новаторство отвергается. Я написал об этом целую главу в "Поэтике выбора", называется "Норма и отклонение",  где рассмотрел на теоретическом уровне разрешённые и запрещённые инновации в поэзии. Отклонение от нормы (если коротко) разделяется на исключение (которое становится прецендентной нормой) и нарушение (которое неприемлемо). Итак, отклоняться от нормы, канона в искусстве можно, но мотивированно. В данном конкретном случае я этой мотивации не усмотрел и поэтому предлагаю сонетистке согласиться с моими доводами.

    Вот сонет, в котором правильно развита тема. В первом катрене – агония птицы, во втором она сравнивается с любовными объятиями, в терцетах как бы речь идёт о вежливых нежностях, принятых после известного акта… Что же дальше? Читательское ожидание здесь напрягается, пытаясь угадать, куда же повернёт мысль поэтессы… И вот, всё оканчивается почти трагически.

    SlavaQueen 
    ***
    …Я мечусь, как раненная птица!
    Я боюсь, что крылья надломились.
    Ночью я хочу тебе присниться,
    Чтобы мы во сне с тобой сроднились.

    Чтобы прикоснуться, задохнуться
    И в твоих объятьях раствориться.
    И проснувшись утром, улыбнуться,
    Выскользнув из времени-темницы.

    …Я хочу в твоих ладонях нежных
    Спрятаться от наваждений прежних –
    Переждать дожди и холода…

    …Я боюсь самой себя коснуться,
    Разбудить случайно и проснуться –
    Превратиться снова в глыбу льда…


    А вот для контраста – отсутствие тематического однообразия и к чему это приводит:

    40 snowbars  

    Небо стало плакать по-другому,
    не найти улыбок в отраженье
    луж, и капли бьют на пораженье,
    но уже неважно, невесомо.

    Сад гранитный зацветёт венками,
    также ожидаем новых всходов.
    "У природы нет плохой погоды" -
    спорно, поищите под ногами.

    В сказки мы давно уже не верим -
    души одержимы верой в Бога
    или же заведуют страстями.

    С толку сбиты ранними вестями,
    стоя у последнего порога,
    скрещиваем пальцы – выбор двери.

    Каждый образ вызывает у меня, читателя, протест: если небо плачет то так, то эдак, то в чём разница обоих положений дел? – Не показано. Я ни разу не видел в луже отражения своей улыбки – может, просто у меня зрение плохое? Я не помню, чтобы даже град величиной с голубиное яйцо «бил на поражение», а ведь здесь говорится всего лишь о каплях – неправильно построенная гипербола. И потом, если капли бьют так сильно, то почему невесомо? Метафора «сад гранитный» меня не убеждает. Видится кладбище в контексте мокрых от дождя бумажных венков. Совершенно не привязана синтаксически ни к началу, ни к продолжению фраза «также ожидаем новых всходов». Непонятно, что сказано. Непонятно и цитирование известной песни – что мне нужно искать под ногами, если речь идёт о дожде на погосте? Опускаю и сокращаю. Жест «скрещиваем пальцы» как мудра непостижим. Выбор двери – тоже. Мы же на кладбище…

    Я специально не выбирал для анализа тексты, а взял три первых из всей подборки. Но недостатки последнего сонета, увы, типичны для многих авторов. Но не огорчайтесь! Работайте. Мастерство приходит к трудолюбивым и настойчивым.

    В оформлении использован фрагмент картины Эдуарда Мане
    Просмотров: 1992 | Добавил: Immoralissimus | Теги: конкурсы, сонет
    avatar
    1
    Здесь без надежд подсолнухи цветут.

    Этого достаточно.
    Н.З.

    avatar
    2
    Вадим Викторович, благодарю Вас за анализ сонета и предложенный вариант коды - он мне понравился, но в нем, по моему скромному мнению, заложен несколько иной смысл, чем тот, о котором хотела сказать я. Дело в том, что сонет и писался ради последних строк. Я имела в виду не просто подсолнухи, а подсолнухи Ван Гога, в которых он видел символ прекрасного и трагического бытия, символ солнца, связь земли и космоса, символ своих надежд - он писал подсолнухи, например, желая только ими украсить свой дом к приезду Гогена, лелея надежды создать из своего дома мастерскую - коммуну художников. Как известно, у Ван Гога была достаточно трагическая жизнь и непризнание при жизни, но не смотря на это, он неистово творил, видя во всей природе живую душу, а подсолнух - это был его цветок, он -как слепок чувств, которые овладевали художником в момент творчества, видящего именно в этом цветке космический ритм, поскольку венчик всегда поворачивается вслед за солнцем...И написал он одиннадцать натюрмортов, где изображены и срезанные, и цветущие подсолнухи. Ван Гог не успел закончить панно с подсолнухами, но фрагменты - натюрморты цветут по сей день...Вот собственно об этом и была моя мысль, возможно, мне и не очень хорошо удалось ее передать.
    avatar
    3
    Ясно, что про подсолнухи речь идёт. Вы - автор, это Ваше произведение. Я бы на Вашем месте поступил так поступил: написал бы второй вариант сонета под Вашу коду, а этот сохранил с моим исправлением. Оно совсем не умаляет высказанную в вашей концовке мысль. Впрочем, хозяйка - барыня.
    avatar
    4
    Конечно, варианты Вадима Викторовича весьма интересны с точки зрения версификации, однако, так или иначе, на мой взгляд, разговор идет об одном из лучших сонетов, представленных на конкурс. Здесь по крайней мере присутствует четкая логика развития художественного образа, что не может не радовать, между прочим.

    Когда осознаёшь, как одинок-
    Представь оазис красочный в пустыне
    Отчаяний, сомнений и тревог.
    Будь живописцем чаяний отныне.

    Этот катрен можно ставить в пример: мысль выражена ясно и афористично, что очень важно для сонета.

    С последней строкой не могу согласиться - из-за "надежд", но это уже особенности личного восприятия, философских предпочтений и т.д. Об этом я скажу отдельно, ибо никаких претензий к автору сонета по данному вопросу у меня нет. Софья, спасибо за участие в конкурсе! hands

    avatar
    12
    Благодарю Вас, Олег, за поддержку и высказанное мнение! smile

    Что же касается надежды, так она, по моему мнению, бывает достаточно сильным стимулом для созидания, а без разочарования в ней и ее смерти не родится отчаяние. Не помню, кто выразил еще и такую мысль: "Надежда умирает последней, я бы убил ее первой" Отчаяние может быть как созидательным, так и разрушительным началом - это уже зависит от человека. Но то, что оно заставляет вспомнить о дхарме, так тут я с Вами полностью согласна. У меня тут тоже "выскочил" шуточный стишок.

    Надежда обликом красива
    Не менее, чем блядь - любовь.
    И зачастую также лжива,
    И в брагу превращает кровь.

    Заносит в душу, как песчинку
    В моллюска черево, мечта
    Неисполнимая звездинку
    В конфигурации креста.

    А перламутр самообмана
    Обволочет осколок лжи,
    Сформировав левифиана
    А не жемчужину души.

    На прахе веры и мечты
    Растут отчаянья цветы.

    avatar
    5
    Никита, Вы правы. Фрэнсис Бэкон утверждал, что надежда - хороший завтрак, но плохой ужин, и тоже, пожалуй, не слишком ошибался. Я же думаю, что именно надежда заставляет нас волноваться по пустякам, сетовать на судьбу, а то и впадать в депрессию, тогда как высший акт отчаянья - это творчество, дарующий свободу танец над пропастью.

    Счет потеряв убийствам и изменам,
    Из тлена возрождаясь вновь и вновь,
    Все так же гонит кровь по синим венам
    Тупая блядь - безносая любовь.

    Пусть износилось тело как одежда,
    Не дав душе о вечном вспомянуть,
    Торопит нас проклятая надежда:
    Пока не упадешь - скорее в путь!

    От колыбели шествуем до гроба -
    Едва ли наша улица чиста.
    Что вера мне - нужна вторая проба,
    Я первую изгладил бы с листа!

    Отчаянье, прими же мой сонет -
    Ты есть ответ, когда вопросов нет.

    Стишки, конечно, шуточные, но в контексте общего подхода к мотивации стихосложения (и не только) проблема представляется достаточно серьезной.

    avatar
    6
    Время доброе, Олег.
    Понимаю, и солидарен с Вами. Думаю, слова "Оставь надежду...", написанные на "заборе", где не дрова лежат, более чем убеждают. Чается мне, первый крик новорожденного младенца исходит от внезапного осознания этой нехитрой максимы. Три раза участвовал в этом таинстве крика, - это безумие мира даёт о себе.
    Знать.
    avatar
    7
    "Я же думаю, что именно надежда заставляет нас волноваться по пустякам, сетовать на судьбу, а то и впадать в депрессию, тогда как высший акт отчаянья - это творчество, дарующий свободу танец над пропастью"

    "Как и надежда, отчаянье лжет"
    Лу Синь

    avatar
    8
    Китайцу, может быть, и лжет. А вот нам, скорее всего, говорит чистую правду. Но если даже лжет, то это более красивая ложь.
    avatar
    9
    Ну да, это на любителя. Уточнил, фраза принадлежит Шандору Петефи, просто Лу Синь цитирует ее, и позже заключает этой цитатой одну из своих "поэм в прозе" в сборнике "Дикие травы". Так что прошу прощения за неточную ссылку.
    avatar
    10
    Да без разницы - Лу Синь или Шандор Петефи, я ни того ни другого не знаю. Не согласен я - с обоими (с) smile
    А если серьезно, то все от контекста зависит, конечно. Если бы пришлось кого-то уговаривать не лезть в петлю, то и я бы так сказал наверное. Но тут речь совсем о другом - например о том, что отчаянье заставляет вспомнить о дхарме. Или о пути воина. Типа того.
    avatar
    11
    Понимаете, Олег, если серьезно, то получается следующее: когда у человека есть основания для отчаяния, он, как Вы правильно сказали, может вспомнить и о Дхарме, и о Пути воина. Однако отсюда следует, что когда у этого человека основания для отчаяния исчезают, он похеривает и то, и другое. А это не есть хорошо, мне кажется. Вспомним Уэсуги: "Есть в вас нечто превыше жизни и смерти - то что в воде не тонет, и в огне не горит". Здесь "жизнь и смерть" можно смело менять на "надежду и отчаяние", мне кажется. Иными словами: неплохо помнить о Бусидо и Дхарме не только тогда, когда тебя жареный петух клюнул в известное место. Настроения переменчивы, а Путь постоянен.
    Однако странное место мы избрали для подобных мыслей: мои поздравления всем победителям конкурса. smile
    Оставлять комментарии в Блоге редакции могут только зарегистрированные пользователи и авторы Сайта высокой поэзии.
    Как стать нашим автором
    Новые публикации

    Cамозванец (0) [солхат]

    Гностическая (1) [Олег Л. Воробьёв]

    Карамазовское (2) [Олег Л. Воробьёв]

    Сестра милосердия (2) [Вячеслав Барашихин]

    Про любовь (3) [солхат]

    Ева (0) [солхат]

    Спасение на воде (2) [солхат]

    ПАМЯТИ ШИНЕЙД (1) [Дмитрий Болидос]

    ЛЮБОВЬ ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ (0) [Дмитрий Болидос]

    OPIUM (1) [Дмитрий Болидос]

    NOX VITAE (0) [Дмитрий Болидос]

    BOLIDOS DREAMS (0) [Дмитрий Болидос]

    ЭФЕМЕРНОСТЬ (0) [Дмитрий Болидос]

    Апология (с предисловием) (4) [Олег Л. Воробьёв]

    Мне хочется любить ещё немного (4) [Олег Л. Воробьёв]



    Copyright Сайт высокой поэзии © 2009-2024 18+ При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна Хостинг от uCoz