Вздор рифмы, вздор стихи! Нелепости оне!..
К. К. Случевский
Сайт высокой поэзии
Регистрация | Вход Декаданс или постмодернизм? - Форум поэтов  
  • Главная
  • Авторы
  • Блог
  • Форум
  • Видео
  • Аудио
  • Фото и арт
  • О сайте
  • Ссылки
  • [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Декаданс или постмодернизм?
    YulKoДата: Воскресенье, 31.01.2010, 21:01 | Сообщение # 1
    Автор
    Сообщений: 689
    Награды: 15
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Уважаемый Олег! Еще раз прочитала Вашу статью, посвященную Иосифу Бродскому http://highpoetry.clan.su/forum/22-194-1 и снова возник вопрос: почему Вы отнесли его творчество к декадансу, если это период - не модернизма даже, а постмодернизма? А ведь декаданс считается переходным периодом от романтизма к модернизму.
    "Декадентство (от позднелатинского decadentia — упадок) — общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам."
    "Постмодернизм — сложное, достаточно эклектичное и неоднородное явление, возникшее в западноевропейской культуре последней четверти XX века. Первые идеи постмодернистского толка актуализировались в конце 60-х годов и были связаны с критической рефлексией социокультурных и философских контекстов современной цивилизации. В буквальном смысле слова "постмодернизм" — это то, что следует за современной эпохой, за модернизмом, и связано с осмыслением стилевых изменений в европейской художественной культуре. Но только в 80-х годах термин "постмодернизм" укореняется и приобретает статус общеупотребимого понятия".То есть постмодернизм - это отрицание модернизма, анти-революционное течение, если принять за главное в модернизме его революционность. На мой взгляд, творчество Бродского вполне вписывается в эти рамки. Или я ошибаюсь?
     
    Профиль   Страница  
    scivarinДата: Воскресенье, 28.02.2010, 16:05 | Сообщение # 2
    Руководитель проекта
    Сообщений: 551
    Награды: 9
    Статус: Online
    Я думаю, эта тема приобрела сейчас особую актуальность в связи с дискуссией, возникшей вокруг очень интересного, на мой взгляд, стихотворения Есть поэзия состояний
    Действительно, необходимо условиться о терминах и выяснить, что за явления мы обозначаем понятиями декаданс, модернизм, постмодернизм.

    Начал было отвечать здесь, но увлекся - в результате получилась довольно объемная полемическая статья:
    Декаданс и постмодернизм в контексте современных тенденций отечественной культуры

    С ней, собственно, и предлагаю ознакомиться.

    Сообщение отредактировал scivarin - Воскресенье, 28.02.2010, 16:06
     
    Профиль   Страница  
    ImmoralissimusДата: Воскресенье, 15.08.2010, 16:43 | Сообщение # 3
    Гуру
    Автор
    Сообщений: 262
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Первым декадентом в литературе был царь Соломон. Перечитайте книгу Екклесиаста - это же Бодлер своей эпохи! Но только на троне царя, а не в парижской мансарде. А вот японский декаданс:

    Есть особая прелесть
    Даже в этих, бурей измятых,
    Сломанных хризантемах...

    Декаданс - это свойство зрелой культуры. Это упоение высокой скорбью. "Жизнь есть страдание" - первая благородная истина Будды, это тоже декаданс. Христианство обещает, что ни плача, ни вопля, ни скрежета зубовного уже не будет ибо Сам Бог отрёт слезу с очей ваших. Кстати, Будда и Соломон - не современники ли? Декаданс - это смирение информации перед энтропией. Существует знаменитая цветочная сутра Будды. - Хитрые индусы преподнесли Учителю перед проповедью букет цветов. Что с ним делать? Вот тест на сообразительность! Будда среагировал мгновенно: он без единого слова, подняв букет над головой, выдержал паузу - и закончил проповедь. Так Будда предрёк "Цветы Зла" Бодлера - и благословил эту книгу!

    Постмодернизм - это, конечно, ироничный умняк. Первым постмодернистом можно считать Стефана Малларме, хотя официально он числится в символистах. Это он придумал странный жанр - поэзию о поэзии, стихи о стихах (причём, нередко своих собственных!).

    Сообщение отредактировал Immoralissimus - Воскресенье, 15.08.2010, 16:44
     
    Профиль   Страница  
    ImmoralissimusДата: Понедельник, 16.08.2010, 09:31 | Сообщение # 4
    Гуру
    Автор
    Сообщений: 262
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    ГРИМАСЫ ПОСТМОДЕРНИЗМА

    Я не стану рассказывать читателю длинную историю о том, как я нашёл эти два текста, когда-нибудь её расскажет вместо меня мой биограф. Я намерен проиллюстрировать стиль «постмодерн» стихами о стихах, своих, конечно же. В ранней юности я написал стихотворенье, которое по духу очень близко книге «Екклесиаст», хотя е Библию к тому времени ещё не читал.

    СДВИГ

    И всё изменится – почти
    Забытых дум прикосновеньем
    Всё то, что ты с благоговеньем
    Считал незыблемым – почти.

    Что неизбежно, то пройдёт.
    Печаль пройдёт, пройдёт невзгоды,
    И ты пройдёшь, как все, сквозь годы,
    А неизбежное не ждёт.

    Оно не будет ждать и впредь.
    Всё ощутимей плоти бремя.
    Проходит жизнь. Уходит время.
    Теперь смирись. Пора прозреть.

    Пора отдать себе отчёт:
    Как все, ты должен был родиться,
    Чтобы однажды убедиться –
    Время не пепел – утечёт.

    Что всем нам чистое нельзя,
    Незагрязнённое свободой,
    Уже отмерено природой,
    Когда закончится стезя.

    Ты превратишься в то, чем был.
    Так, ослеплён своим прозреньем,
    Ты вспомнишь дольнее с презреньем,
    Кто ненавидит, тот любил.

    Жизнь – это медленная смерть.
    Поток в жерле исчезновений
    Вновь возвратившихся мгновений
    Во временную круговерть.

    И это жизнь, и если бы
    Она была неповторима,
    Нас не касалась бы незримо
    Печать тоски, клеймо судьбы.

    Пришло время интеллектуальной зрелости и об этих юношеских стихах я написал сквозной сонет. Вопрос: какой текст первичен – первый или второй?

    Поэтика поступка исключает
    Отказ за выбор свой не отвечать,
    И тот, кто Провиденье омрачает,
    Тоски имеет скорбную печать.
    «Клеймом судьбы» её он величает,
    И не могу я, не спросив, смолчать:
    Кто, на свой круг вернувшись, не скучает,
    Любя больше дарить, чем получать?
    Сначала этот автор заключает
    Слово «почти» в такой ряд, что вскричать
    Впору и «ох!» и «ах!» - себя отчает
    И ум, и разум – так озорничать!
    Екклесиаста стиль слух различает.
    Хруст под ногой… Мороз будет крепчать.

    «Поэтикой поступка» называется вторая часть «Поэтики выбора». Кто захотел, тот прочёл этот трактат. Концовка сонета отсылает ещё к одному стихотворению юных лет, одному из первых, написанных мною ещё почти в детстве:

    Поперхнулась осенняя роща
    Лёгким первым снежком отчужденья.
    Тонкий лёд моего наслажденья.
    Всё пройдёт. Жизнь грубее и проще.

    Но вот ещё стихи моей юности. Замечательно, что они написаны ещё при жизни Борхеса, он их, конечно же, знал.

    Сяду в кресло, выпью чаю,
    Прикурю от лёгкой спички…
    Я нисколько не скучаю,
    Я люблю свои привычки!

    Посмотри как бесприютно
    В новом доме новосёлам –
    Лучше жить сиюминутно
    В одиночестве весёлом!

    Просто жить и безыскусно,
    Вечно слыть за домоседа…
    Лишь порой немножко грустно
    Не зависеть от соседа.

    А вот безупречно написанный сквозной сонет, в котором цитируется моё юношеское стихотворение:

    Город Хорхе, воздух чей хорош,
    Buenos Aires назван не случайно,
    А прославлен как необычайно
    С высоты мерцающий как брошь!
    Я при Хорхе был ещё Гаврош:
    «Книголюб, испанский изучай, на,
    А теперь – французский. Примечай, но
    Не учи английский – льда в нём крошь.
    Белый хлеб – пшеница, чёрный – рожь.
    Баловать себя любящий чайно,
    Сидя в кресле, спичкой невзначайно
    Поджигая пеплоприпорошь,
    Не учи английский! – Бросит в дрожь
    Сленг Содома, мерзкий чрезвычайно.

    Buenos Aires – имя города, являющееся калькой фамилии Baudelaire, которую можно разбить пробелами и тогда получится словосочетание Bau de l'aire – буквально: «хороший воздух». Как всё в сонете описано, так оно и было: сначала испанский в спецшколе, затем французский с репетитором. Но не английский! А вот поэма Борхеса, посвящённая Буэнос Айресу.

    ПРЕДЕЛЫ

    Из улочек, что углубляют Запад,
    Одна, а вот какая, я не знаю,
    Увидена мной – слепоты внезап ад! –
    В последний раз – во сне ли? – вспоминаю,

    Пред Тем смиренный, Кто назначил нормы
    И строгую таинственную меру
    Вещам, теням и снам, чьи зыбки формы,
    Что ткёт и распускает по примеру

    Жены Улисса наша жизнь. Всему есть
    Предел, цена, последний раз и больше
    Впредь никогда, но тризну по кому есть
    В том доме, что хранит память всех дольше?

    Через хрусталик мутный уже утро
    И через в ряду книг зиянье грани
    Центральной бриллианта – «Камасутра»
    Там не стоит! – считать мне капли в кране.

    На Юге не одна во двор калитка
    С террасами, что сложены из камня
    И тутами запретна мне. Улитка
    Не захрустит: «Мой дом не из песка!» мня.

    Есть двери, что закроются навеки,
    И зеркало, что тщетно поджидает,
    И перекрёсток есть, что в человеке
    Четвероликий Янус наблюдает.

    Одно среди твоих воспоминаний
    Потеряно уже непоправимо –
    Ты не увидишь, жертва препинаний,
    Светила, что водой остановимо.

    Не повторишь того, сказал что розам
    И соловьям Омар Хаям, слагая
    Стихи назло изгнавшим рифму прозам.
    Другое время и страна другая…

    Залива гладь, куда впадает Рона,
    И всё моё вчера какое ныне
    Вернёт мне? Карфаген не без урона
    С лица земли стёрт Римом и вечны не

    Твердыни… Шуму утра я внимаю
    И голоса прохожих различаю.
    Разлуку со смиреньем принимаю
    С любимыми. Без Борхеса скучаю.

    Вопрос: что первично – поздний сонет или ранее стихотворение? Не правда ли, такое ощущение, что сначала написан сонет, а потом по нему была скроена моя жизнь?
    Одна из любимых тем постмодернизма – игры с временем и пространством. Если читателя удалось завести в интеллектуальный тупик и бросить там бедолагу на съедение Минотавру, то значит ему поставлен мат.

     
    Профиль   Страница  
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:

    Яндекс.Метрика
    Copyright Сайт высокой поэзии © 2009-2024 18+ При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна Хостинг от uCoz