Вздор рифмы, вздор стихи! Нелепости оне!..
К. К. Случевский
Сайт высокой поэзии
Регистрация | Вход Иосиф Бродский (1940 - 1996) - Форум поэтов  
  • Главная
  • Авторы
  • Блог
  • Форум
  • Видео
  • Аудио
  • Фото и арт
  • О сайте
  • Ссылки
  • [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS]
    • Страница 1 из 2
    • 1
    • 2
    • »
    Форум поэтов » Литературный раздел » Русская поэзия второй половины XX века » Иосиф Бродский (1940 - 1996) (имперский декаданс и традиции мировой лирики)
    Иосиф Бродский (1940 - 1996)
    scivarinДата: Понедельник, 28.12.2009, 15:34 | Сообщение # 1
    Руководитель проекта
    Сообщений: 548
    Награды: 9
    Статус: Offline
    Имперский декаданс и традиции мировой лирики в творчестве Иосифа Бродского

    Иосиф Бродский - единственный, пожалуй, русский поэт второй половины XX века, творчество которого пользуется всемирной известностью. Этому, разумеется, способствовала Нобелевская премия в области литературы, лауреатом которой стал Бродский в 1987 году. Однако в России отношение к Бродскому и его поэзии по сей день остается неоднозначным - амплитуда высказываемых о нем суждений простирается от восторженного почитания до полного неприятия.

    Отчасти это объясняется политическими мотивами: первую половину своей жизни Бродский провел в СССР, вторую - в США, отсюда, учитывая известный градус нежности взаимных отношений между двумя сверхдержавами, многое становится понятным. Существование Бродского "в любезном отечестве", как он любил выражаться, не было безоблачным - несмотря на высочайший уровень создаваемых им поэтических текстов, ему отнюдь не предлагали опубликовать свои произведения на страницах толстых литературных журналов, где уже удобно расположились многочисленные литературные функционеры, творцы неудобочитаемых псевдопатриотических опусов (кстати,не гнушавшиеся написанием доносов на опасного конкурента). Вместо этого власти предпочли осудить Бродского за тунеядство (1964), а затем, в силу того, что он продолжал сочинять стихи, которые становились все лучше и лучше - принудительно выдворить из страны (1972).

    В контексте острого идеологического противостояния с Западом это было безумием, имиджу Советского Союза был нанесен серьезный урон - естественно, талантливого изгнанника радушно приняли за океаном и постарались обласкать как умели, так, чтобы тот не мог не остаться в долгу. Говоря словами Талейрана, изгнание Бродского было хуже, чем преступление - это была ошибка. Политические взгляды Бродского со свойственным им антикоммунистическим либеральным пафосом были сформированы вышеупомянутыми действиями советских властей, и это следует понимать всем адекватным камрадам, способным трезво смотреть на историю своей страны. Не поэты и рок-музыканты разрушили СССР, а их гонители - коррумпированные чиновники-партократы (недаром один из подписантов Беловежских соглашений - Леонид Кравчук занимал в свое время пост секретаря ЦК КПУ по идеологии). Эти "товарищи" стали теперь "господами" и вновь отлично устроились, а мы по-прежнему обвиняем друг друга, "своя своих не познаша".
    Очень хорошо сказал по этому поводу знавший Бродского писатель и художник Владимир Евсевьев: "Бродский по своей сути был имперским человеком. Он мог стать государственным поэтом и воспевать советскую империю. Но сама власть по недоумию сделала из него диссидента." На мой взгляд, точное и абсолютно верное замечание, которому найдется немало подтверждений в поэтических текстах Бродского, тщательно воссоздающих атмосферу имперского декаданса. Даже будучи изгнанником, Бродский никогда не забывал о том, что он изгнан из великой империи.

    Помимо политического аспекта проблемы отношения к творчеству Бродского есть и другой, собственно литературный. О нем хотелось бы сказать отдельно. Многие упрекают стихи Бродского в рационалистической холодности, монотонности, невнятности, длиннотах etc. И, надо сказать, все перечисленные качества в некоторых произведениях Бродского действительно присутствуют. Однако в данном случае нельзя забывать о том, что здесь мы имеем дело с принципиально иной традицией, своего рода новой ветвью, удачно привитой к древу отечественной изящной словесности. Эталонная русская поэзия Серебряного века, оставаясь явлением глубоко оригинальным, вместе с тем в известной мере черпала образный строй и архитектонику стиха в творческом наследии французских "проклятых поэтов", особенно Бодлера и Малларме, которых переводили на русский язык "ранние символисты" Брюсов и Бальмонт, будущий "учитель акмеистов" Иннокентий Анненский и многие другие. Бродский строит свою поэтическую фразу уже совершенно иначе, его вдохновляет до той поры недостаточно освоенная отечественной литературой традиция англоязычной метафизической поэзии - от Джона Донна до Роберта Фроста и Уистана Одена. Кроме того, Бродский неожиданно и дерзко воскрешает в Третьем Риме литературные традиции Рима Первого - отсюда имитация античных размеров стихосложения, подчеркнутое "коллекционирование" бытовых реалий, обилие жаргонизмов, ироничная точность формулировок и своеобразный сардонический цинизм, который Бродскому не прочь поставить в вину иные читатели, не знакомые с лирикой Катулла или сатирами Ювенала. О влиянии, которое поэтические открытия Бродского оказали на современную отечественную литературу, всерьез говорить еще рано - это влияние заметно, однако возможность оценить его значение появится лишь после того, как в русской поэзии появится автор, масштаб литературной деятельности которого будет сопоставим с творчеством самого Бродского.

    Некоторые говорят, что у Бродского хороши только ранние стихи (60-х годов), поздние же представляют собой не более, чем "профессиональные упражнения в версификации" (Лев Наврозов). Мне хотелось бы показать, что эти утверждения не соответствуют действительности на примере нескольких стихотворений Иосифа Бродского, относящихся к разным периодам. Стихи размещаю в следующем сообщении.

     
    Профиль   Страница  
    scivarinДата: Понедельник, 28.12.2009, 15:42 | Сообщение # 2
    Руководитель проекта
    Сообщений: 548
    Награды: 9
    Статус: Offline
    Иосиф Бродский. Стихи разных лет

    * * *

    Ты поскачешь во мраке, по бескрайним холодным холмам,
    вдоль березовых рощ, отбежавших во тьме, к треугольным домам,
    вдоль оврагов пустых, по замерзшей траве, по песчаному дну,
    освещенный луной, и ее замечая одну.
    Гулкий топот копыт по застывшим холмам -- это не с чем сравнить,
    это ты там, внизу, вдоль оврагов ты вьешь свою нить,
    там куда-то во тьму от дороги твоей отбегает ручей,
    где на склоне шуршит твоя быстрая тень по спине кирпичей.

    Ну и скачет же он по замерзшей траве, растворяясь впотьмах,
    возникая вдали, освещенный луной, на бескрайних холмах,
    мимо черных кустов, вдоль оврагов пустых, воздух бьет по лицу,
    говоря сам с собой, растворяется в черном лесу.
    Вдоль оврагов пустых, мимо черных кустов, -- не отыщется след,
    даже если ты смел и вокруг твоих ног завивается свет,
    все равно ты его никогда ни за что не сумеешь догнать.
    Кто там скачет в холмах... я хочу это знать, я хочу это знать.

    Кто там скачет, кто мчится под хладною мглой, говорю,
    одиноким лицом обернувшись к лесному царю, --
    обращаюсь к природе от лица треугольных домов:
    кто там скачет один, освещенный царицей холмов?
    Но еловая готика русских равнин поглощает ответ,
    из распахнутых окон бьет прекрасный рояль, разливается свет,
    кто-то скачет в холмах, освещенный луной, возле самых небес,
    по застывшей траве, мимо черных кустов. Приближается лес.

    Между низких ветвей лошадиный сверкнет изумруд.
    Кто стоит на коленях в темноте у бобровых запруд,
    кто глядит на себя, отраженного в черной воде,
    тот вернулся к себе, кто скакал по холмам в темноте.
    Нет, не думай, что жизнь -- это замкнутый круг небылиц,
    ибо сотни холмов -- поразительных круп кобылиц,
    из которых в ночи, но при свете луны, мимо сонных округ,
    засыпая во сне, мы стремительно скачем на юг.

    Обращаюсь к природе: это всадники мчатся во тьму,
    создавая свой мир по подобию вдруг твоему,
    от бобровых запруд, от холодных костров пустырей
    до громоздких плотин, до безгласной толпы фонарей.
    Все равно -- возвращенье... Все равно даже в ритме баллад
    есть какой-то разбег, есть какой-то печальный возврат,
    даже если Творец на иконах своих не живет и не спит,
    появляется вдруг сквозь еловый собор что-то в виде копыт.

    Ты, мой лес и вода! кто объедет, а кто, как сквозняк,
    проникает в тебя, кто глаголет, а кто обиняк,
    кто стоит в стороне, чьи ладони лежат на плече,
    кто лежит в темноте на спине в леденящем ручье.
    Не неволь уходить, разбираться во всем не неволь,
    потому что не жизнь, а другая какая-то боль
    приникает к тебе, и уже не слыхать, как приходит весна,
    лишь вершины во тьме непрерывно шумят, словно маятник сна.

    1962

    Anno Domini

    М. Б.

    Провинция справляет Рождество.
    Дворец Наместника увит омелой,
    и факелы дымятся у крыльца.
    В проулках -- толчея и озорство.
    Веселый, праздный, грязный, очумелый
    народ толпится позади дворца.

    Наместник болен. Лежа на одре,
    покрытый шалью, взятой в Альказаре,
    где он служил, он размышляет о
    жене и о своем секретаре,
    внизу гостей приветствующих в зале.
    Едва ли он ревнует. Для него

    сейчас важней замкнуться в скорлупе
    болезней, снов, отсрочки перевода
    на службу в Метрополию. Зане
    он знает, что для праздника толпе
    совсем не обязательна свобода;
    по этой же причине и жене

    он позволяет изменять. О чем
    он думал бы, когда б его не грызли
    тоска, припадки? Если бы любил?
    Невольно зябко поводя плечом,
    он гонит прочь пугающие мысли.
    ...Веселье в зале умеряет пыл,

    но все же длится. Сильно опьянев,
    вожди племен стеклянными глазами
    взирают в даль, лишенную врага.
    Их зубы, выражавшие их гнев,
    как колесо, что сжато тормозами,
    застряли на улыбке, и слуга

    подкладывает пищу им. Во сне
    кричит купец. Звучат обрывки песен.
    Жена Наместника с секретарем
    выскальзывают в сад. И на стене
    орел имперский, выклевавший печень
    Наместника, глядит нетопырем...

    И я, писатель, повидавший свет,
    пересекавший на осле экватор,
    смотрю в окно на спящие холмы
    и думаю о сходстве наших бед:
    его не хочет видеть Император,
    меня -- мой сын и Цинтия. И мы,

    мы здесь и сгинем. Горькую судьбу
    гордыня не возвысит до улики,
    что отошли от образа Творца.
    Все будут одинаковы в гробу.
    Так будем хоть при жизни разнолики!
    Зачем куда-то рваться из дворца --

    отчизне мы не судьи. Меч суда
    погрязнет в нашем собственном позоре:
    наследники и власть в чужих руках.
    Как хорошо, что не плывут суда!
    Как хорошо, что замерзает море!
    Как хорошо, что птицы в облаках

    субтильны для столь тягостных телес!
    Такого не поставишь в укоризну.
    Но может быть находится как раз
    к их голосам в пропорции наш вес.
    Пускай летят поэтому в отчизну.
    Пускай орут поэтому за нас.

    Отечество... чужие господа
    у Цинтии в гостях над колыбелью
    склоняются, как новые волхвы.
    Младенец дремлет. Теплится звезда,
    как уголь под остывшею купелью.
    И гости, не коснувшись головы,

    нимб заменяют ореолом лжи,
    а непорочное зачатье -- сплетней,
    фигурой умолчанья об отце...
    Дворец пустеет. Гаснут этажи.
    Один. Другой. И, наконец, последний.
    И только два окна во всем дворце

    горят: мое, где, к факелу спиной,
    смотрю, как диск луны по редколесью
    скользит и вижу -- Цинтию, снега;
    Наместника, который за стеной
    всю ночь безмолвно борется с болезнью
    и жжет огонь, чтоб различить врага.

    Враг отступает. Жидкий свет зари,
    чуть занимаясь на Востоке мира,
    вползает в окна, норовя взглянуть
    на то, что совершается внутри,
    и, натыкаясь на остатки пира,
    колеблется. Но продолжает путь.

    январь 1968, Паланга

    Зимним вечером в Ялте

    Сухое левантинское лицо,
    упрятанное оспинками в бачки.
    Когда он ищет сигарету в пачке,
    на безымянном тусклое кольцо
    внезапно преломляет двести ватт,
    и мой хрусталик вспышки не выносит:
    я щурюсь; и тогда он произносит,
    глотая дым при этом, "виноват".

    Январь в Крыму. На черноморский брег
    зима приходит как бы для забавы:
    не в состояньи удержаться снег
    на лезвиях и остриях агавы.
    Пустуют ресторации. Дымят
    ихтиозавры грязные на рейде.
    И прелых лавров слышен аромат.
    "Налить вам этой мерзости?" "Налейте".

    Итак -- улыбка, сумерки, графин.
    Вдали буфетчик, стискивая руки,
    дает круги, как молодой дельфин
    вокруг хамсой заполненной фелюки.
    Квадрат окна. В горшках -- желтофиоль.
    Снежинки, проносящиеся мимо.
    Остановись, мгновенье! Ты не столь
    прекрасно, сколько ты неповторимо.

    январь 1969

    * * *

    Л. В. Лифшицу

    Я всегда твердил, что судьба -- игра.
    Что зачем нам рыба, раз есть икра.
    Что готический стиль победит, как школа,
    как способность торчать, избежав укола.
    Я сижу у окна. За окном осина.
    Я любил немногих. Однако -- сильно.

    Я считал, что лес -- только часть полена.
    Что зачем вся дева, раз есть колено.
    Что, устав от поднятой веком пыли,
    русский глаз отдохнет на эстонском шпиле.
    Я сижу у окна. Я помыл посуду.
    Я был счастлив здесь, и уже не буду.

    Я писал, что в лампочке -- ужас пола.
    Что любовь, как акт, лишена глагола.
    Что не знал Эвклид, что, сходя на конус,
    вещь обретает не ноль, но Хронос.
    Я сижу у окна. Вспоминаю юность.
    Улыбнусь порою, порой отплюнусь.

    Я сказал, что лист разрушает почку.
    И что семя, упавши в дурную почву,
    не дает побега; что луг с поляной
    есть пример рукоблудья, в Природе данный.
    Я сижу у окна, обхватив колени,
    в обществе собственной грузной тени.

    Моя песня была лишена мотива,
    но зато ее хором не спеть. Не диво,
    что в награду мне за такие речи
    своих ног никто не кладет на плечи.
    Я сижу у окна в темноте; как скорый,
    море гремит за волнистой шторой.

    Гражданин второсортной эпохи, гордо
    признаю я товаром второго сорта
    свои лучшие мысли и дням грядущим
    я дарю их как опыт борьбы с удушьем.
    Я сижу в темноте. И она не хуже
    в комнате, чем темнота снаружи.

    1971

    Похороны Бобо

    1

    Бобо мертва, но шапки недолой.
    Чем объяснить, что утешаться нечем.
    Мы не приколем бабочку иглой
    Адмиралтейства -- только изувечим.

    Квадраты окон, сколько ни смотри
    по сторонам. И в качестве ответа
    на "Что стряслось" пустую изнутри
    открой жестянку: "Видимо, вот это".

    Бобо мертва. Кончается среда.
    На улицах, где не найдёшь ночлега,
    белым-бело. Лишь чёрная вода
    ночной реки не принимает снега.

    2

    Бобо мертва, и в этой строчке грусть.
    Квадраты окон, арок полукружья.
    Такой мороз, что коль убьют, то пусть
    из огнестрельного оружья.

    Прощай, Бобо, прекрасная Бобо.
    Слеза к лицу разрезанному сыру.
    Нам за тобой последовать слабо,
    но и стоять на месте не под силу.

    Твой образ будет, знаю наперёд,
    в жару и при морозе-ломоносе
    не уменьшаться, но наоборот
    в неповторимой перспективе Росси.

    3

    Бобо мертва. Вот чувство, дележу
    доступное, но скользкое, как мыло.
    Сегодня мне приснилось, что лежу
    в своей кровати. Так оно и было.

    Сорви листок, но дату переправь:
    нуль открывает перечень утратам.
    Сны без Бобо напоминают явь,
    и воздух входит в комнату квадратом.

    Бобо мертва. И хочется, уста
    слегка разжав, произнести: "Не надо".
    Наверно, после смерти -- пустота.
    И вероятнее, и хуже Ада.

    4

    Ты всем была. Но, потому что ты
    теперь мертва, Бобо моя, ты стала
    ничем -- точнее, сгустком пустоты.
    Что тоже, как подумаешь, немало.

    Бобо мертва. На круглые глаза
    вид горизонта действует, как нож, но
    тебя, Бобо, Кики или Заза
    им не заменят. Это невозможно.

    Идёт четверг. Я верю в пустоту.
    В ней как в Аду, но более херово.
    И новый Дант склоняется к листу
    и на пустое место ставит слово.

    1972

    Письма римскому другу (из Марциала) - фрагмент

    ___

    Вот и прожили мы больше половины.
    Как сказал мне старый раб перед таверной:
    "Мы, оглядываясь, видим лишь руины".
    Взгляд, конечно, очень варварский, но верный.

    Был в горах. Сейчас вожусь с большим букетом.
    Разыщу большой кувшин, воды налью им...
    Как там в Ливии, мой Постум, -- или где там?
    Неужели до сих пор еще воюем?

    ___

    Помнишь, Постум, у наместника сестрица?
    Худощавая, но с полными ногами.
    Ты с ней спал еще... Недавно стала жрица.
    Жрица, Постум, и общается с богами.

    Приезжай, попьем вина, закусим хлебом.
    Или сливами. Расскажешь мне известья.
    Постелю тебе в саду под чистым небом
    и скажу, как называются созвездья.

    ___

    Скоро, Постум, друг твой, любящий сложенье,
    долг свой давний вычитанию заплатит.
    Забери из-под подушки сбереженья,
    там немного, но на похороны хватит.

    Поезжай на вороной своей кобыле
    в дом гетер под городскую нашу стену.
    Дай им цену, за которую любили,
    чтоб за ту же и оплакивали цену.

    1972

     
    Профиль   Страница  
    scivarinДата: Понедельник, 28.12.2009, 15:52 | Сообщение # 3
    Руководитель проекта
    Сообщений: 548
    Награды: 9
    Статус: Offline
    Иосиф Бродский. Стихи разных лет

    Новый Жюль Верн (отрывок)

    Когда корабль не приходит в определенный порт
    Ни в назначенный срок, ни позже,
    Директор компании произносит:"Черт!"
    Адмиралтейство:"Боже!"
    Оба не правы. Но откуда нам знать о том,
    Что приключилось. Ведь не попросишь чайку,
    Ни акулу, с ее набитым ртом,
    Не направишь овчарку
    По следу. И какие вообще следы
    В океане. Ведь это сущий
    Бред. Еще одно торжество воды
    В состязании с сушей.
    В океане все происходит вдруг.
    Но потом еще долго волна теребит скитальцев:
    Доски, обломки мачты, спасательный круг.
    Все без отпечатков пальцев.
    И потом наступает осень, за ней - зима.
    Сильно дует сирокко. Лучшего адвоката
    Молчаливые волны могут свести с ума
    Красотою заката.
    И становится ясно, что нечего вопрошать
    Ни пространством горла, ни с помощью радиозонда
    Синюю рябь, продолжающую улучшать
    Линию горизонта.
    Что-то мелькает в газетах, толкующих так и сяк
    Факты, которых, собственно кот наплакал.
    Женщина в чем-то коричневом хватается за косяк.
    И оседает на пол.
    Горизонт улучшился. В воздухе соль и йод.
    Вдалеке на волне покачивается какой-то
    Безымянный предмет, и колокол глухо бьет
    В помещении Ллойда.

    1977

    Римскии элегии (отрывки)

    VI

    Обними чистый воздух, а ля ветви местных пиний:
    в пальцах -- не больше, чем на стекле, на тюле.
    Но и птичка из туч вниз не вернется синей,
    да и сами мы вряд ли боги в миниатюре.
    Оттого мы и счастливы, что мы ничтожны. Дали,
    выси и проч. брезгают гладью кожи.
    Тело обратно пространству, как ни крути педали.
    И несчастны мы, видимо, оттого же.
    Привались лучше к портику, скинь бахилы,
    сквозь рубашку стена холодит предплечье;
    и смотри, как солнце садится в сады и виллы,
    как вода, наставница красноречья,
    льется из ржавых скважин, не повторяя
    ничего, кроме нимфы, дующей в окарину,
    кроме того, что она -- сырая
    и превращает лицо в руину.

    XI

    Лесбия, Юлия, Цинтия, Ливия, Микелина.
    Бюст, причинное место, бёдра, колечки ворса.
    Обожженная небом, мягкая в пальцах глина --
    плоть, принявшая вечность как анонимность торса.
    Вы -- источник бессмертья: знавшие вас нагими
    сами стали катуллом, статуями, траяном,
    августом и другими. Временные богини!
    Вам приятнее верить, нежели постоянным.
    Слався, круглый живот, лядвие с нежной кожей!
    Белый на белом, как мечта Казимира,
    летним вечером я, самый смертный прохожий,
    среди развалин, торчаших как ребра мира,
    нетерпеливым ртом пью вино из ключицы;
    небо бледней щеки с золотистой мушкой.
    И купола смотрят вверх, как сосцы волчицы,
    накормившей Рема и Ромула и уснувшей.

    1981

    * * *

    М. Б.

    Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером
    подышать свежим воздухом, веющим с океана.
    Закат догорал в партере китайским веером,
    и туча клубилась, как крышка концертного фортепьяно.

    Четверть века назад ты питала пристрастье к люля и к финикам,
    рисовала тушью в блокноте, немножко пела,
    развлекалась со мной; но потом сошлась с инженером-химиком
    и, судя по письмам, чудовищно поглупела.

    Теперь тебя видят в церквях в провинции и в метрополии
    на панихидах по общим друзьям, идущих теперь сплошною
    чередой; и я рад, что на свете есть расстоянья более
    немыслимые, чем между тобой и мною.

    Не пойми меня дурно. С твоим голосом, телом, именем
    ничего уже больше не связано; никто их не уничтожил,
    но забыть одну жизнь -- человеку нужна, как минимум,
    еще одна жизнь. И я эту долю прожил.

    Повезло и тебе: где еще, кроме разве что фотографии,
    ты пребудешь всегда без морщин, молода, весела, глумлива?
    Ибо время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии.
    Я курю в темноте и вдыхаю гнилье отлива.

    1989

    На столетие Анны Ахматовой

    Страницу и огонь, зерно и жернова,
    секиры острие и усеченный волос --
    Бог сохраняет все; особенно -- слова
    прощенья и любви, как собственный свой голос.

    В них бьется рваный пульс, в них слышен костный хруст,
    и заступ в них стучит; ровны и глуховаты,
    затем что жизнь -- одна, они из смертных уст
    звучат отчетливей, чем из надмирной ваты.

    Великая душа, поклон через моря
    за то, что их нашла, -- тебе и части тленной,
    что спит в родной земле, тебе благодаря
    обретшей речи дар в глухонемой вселенной.

    июль 1989

     
    Профиль   Страница  
    katyakДата: Понедельник, 28.12.2009, 16:54 | Сообщение # 4
    Автор
    Сообщений: 33
    Награды: 9
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Бродский - гений!!! Впервые я услышала про него в книге Марины Влади. Она писала, что Высоцкий ужасно гордился тем, что Бродский подписал ему свою книгу на память...как бы тоже признал в нем поэта...в то время я попыталась сходу читать его - Бродского! Не хватило ума. Теперь понимаю, что он трудный поэт, но настоящий!!!!!!

    В двух шагах от двух шагов увидел я двойника Бога – это был мой тройник...(Аронзон)
     
    Профиль   Страница  
    YulKoДата: Понедельник, 28.12.2009, 17:40 | Сообщение # 5
    Автор
    Сообщений: 689
    Награды: 15
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    scivarin, мое мнение уже известно: я считаю, что поэта такого масштаба как Бродский, необходимо поместить в Антологию. prof
     
    Профиль   Страница  
    YulKoДата: Вторник, 29.12.2009, 22:02 | Сообщение # 6
    Автор
    Сообщений: 689
    Награды: 15
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    ОДИССЕЙ ТЕЛЕМАКУ
    Мой Tелемак,
    Tроянская война
    окончена. Кто победил - не помню.
    Должно быть, греки: столько мертвецов
    вне дома бросить могут только греки...
    И все-таки ведущая домой
    дорога оказалась слишком длинной,
    как будто Посейдон, пока мы там
    теряли время, растянул пространство.
    Мне неизвестно, где я нахожусь,
    что предо мной. Какой-то грязный остров,
    кусты, постройки, хрюканье свиней,
    заросший сад, какая-то царица,
    трава да камни... Милый Телемак,
    все острова похожи друг на друга,
    когда так долго странствуешь; и мозг
    уже сбивается, считая волны,
    глаз, засоренный горизонтом, плачет,
    и водяное мясо застит слух.
    Не помню я, чем кончилась война,
    и сколько лет тебе сейчас, не помню.

    Расти большой, мой Телемак, расти.
    Лишь боги знают, свидимся ли снова.
    Ты и сейчас уже не тот младенец,
    перед которым я сдержал быков.
    Когда б не Паламед, мы жили вместе.
    Но может быть и прав он: без меня
    ты от страстей Эдиповых избавлен,
    и сны твои, мой Телемак, безгрешны.
    1972

    x x x

    Бессмертия у смерти не прошу.
    Испуганный, возлюбленный и нищий, --
    но с каждым днем я прожитым дышу
    уверенней и сладостней и чище.

    Как широко на набережных мне,
    как холодно и ветрено и вечно,
    как облака, блестящие в окне,
    надломленны, легки и быстротечны.

    И осенью и летом не умру,
    не всколыхнется зимняя простынка,
    взгляни, любовь, как в розовом углу
    горит меж мной и жизнью паутинка.

    И что-то, как раздавленный паук,
    во мне бежит и странно угасает.
    Но выдохи мои и взмахи рук
    меж временем и мною повисают.

    Да. Времени -- о собственной судьбе
    кричу все громче голосом печальным.
    Да. Говорю о времени себе,
    но время мне ответствует молчаньем.

    Лети в окне и вздрагивай в огне,
    слетай, слетай на фитилечек жадный.
    Свисти, река! Звони, звони по мне,
    мой Петербург, мой колокол пожарный.

    Пусть время обо мне молчит.
    Пускай легко рыдает ветер резкий
    и над моей могилою еврейской
    младая жизнь настойчиво кричит.

    1961(?)

    x x x

    М. Б.

    Я обнял эти плечи и взглянул
    на то, что оказалось за спиною,
    и увидал, что выдвинутый стул
    сливался с освещенною стеною.
    Был в лампочке повышенный накал,
    невыгодный для мебели истертой,
    и потому диван в углу сверкал
    коричневою кожей, словно желтой.
    Стол пустовал. Поблескивал паркет.
    Темнела печка. В раме запыленной
    застыл пейзаж. И лишь один буфет
    казался мне тогда одушевленным.

    Но мотылек по комнате кружил,
    и он мой взгляд с недвижимости сдвинул.
    И если призрак здесь когда-то жил,
    то он покинул этот дом. Покинул.

    2 февраля 1962

    На смерть Роберта Фроста

    Значит, и ты уснул.
    Должно быть, летя к ручью,
    ветер здесь промелькнул,
    задув и твою свечу.
    Узнав, что смолкла вода,
    и сделав над нею круг,
    вновь он спешит сюда,
    где дым обгоняет дух.

    Позволь же, старик, и мне,
    средь мертвых финских террас,
    звездам в моем окне
    сказать, чтоб их свет сейчас,
    который блестит окрест,
    сошел бы с пустых аллей,
    исчез бы из этих мест
    и стал бы всего светлей
    в кустах, где стоит блондин,
    который ловит твой взгляд,
    пока ты бредешь один
    в потемках... к великим... в ряд.

    30 января 1963, Комарово

    Дидона и Эней

    Великий человек смотрел в окно,
    а для нее весь мир кончался краем
    его широкой, греческой туники,
    обильем складок походившей на
    остановившееся море.
    Он же
    смотрел в окно, и взгляд его сейчас
    был так далек от этих мест, что губы
    застыли, точно раковина, где
    таится гул, и горизонт в бокале
    был неподвижен.
    А ее любовь
    была лишь рыбой -- может и способной
    пуститься в море вслед за кораблем
    и, рассекая волны гибким телом,
    возможно, обогнать его... но он --
    он мысленно уже ступил на сушу.
    И море обернулось морем слЈз.
    Но, как известно, именно в минуту
    отчаянья и начинает дуть
    попутный ветер. И великий муж
    покинул Карфаген.
    Она стояла
    перед костром, который разожгли
    под городской стеной ее солдаты,
    и видела, как в мареве костра,
    дрожавшем между пламенем и дымом,
    беззвучно рассыпался Карфаген

    задолго до пророчества Катона.

    1969

     
    Профиль   Страница  
    YulKoДата: Вторник, 29.12.2009, 23:56 | Сообщение # 7
    Автор
    Сообщений: 689
    Награды: 15
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Сретенье

    Анне Ахматовой

    Когда она в церковь впервые внесла
    дитя, находились внутри из числа
    людей, находившихся там постоянно,
    Святой Симеон и пророчица Анна.

    И старец воспринял младенца из рук
    Марии; и три человека вокруг
    младенца стояли, как зыбкая рама,
    в то утро, затеряны в сумраке храма.

    Тот храм обступал их, как замерший лес.
    От взглядов людей и от взоров небес
    вершины скрывали, сумев распластаться,
    в то утро Марию, пророчицу, старца.

    И только на темя случайным лучом
    свет падал младенцу; но он ни о чем
    не ведал еще и посапывал сонно,
    покоясь на крепких руках Симеона.

    А было поведано старцу сему,
    о том, что увидит он смертную тьму
    не прежде, чем сына увидит Господня.
    Свершилось. И старец промолвил: "Сегодня,

    реченное некогда слово храня,
    Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
    затем что глаза мои видели это
    дитя: он -- Твое продолженье и света

    источник для идолов чтящих племен,
    и слава Израиля в нем." -- Симеон
    умолкнул. Их всех тишина обступила.
    Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

    кружилось какое-то время спустя
    над их головами, слегка шелестя
    под сводами храма, как некая птица,
    что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

    И странно им было. Была тишина
    не менее странной, чем речь. Смущена,
    Мария молчала. "Слова-то какие..."
    И старец сказал, повернувшись к Марии:

    "В лежащем сейчас на раменах твоих
    паденье одних, возвышенье других,
    предмет пререканий и повод к раздорам.
    И тем же оружьем, Мария, которым

    терзаема плоть его будет, твоя
    душа будет ранена. Рана сия
    даст видеть тебе, что сокрыто глубоко
    в сердцах человеков, как некое око".

    Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
    Мария, сутулясь, и тяжестью лет
    согбенная Анна безмолвно глядели.
    Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

    для двух этих женщин под сенью колонн.
    Почти подгоняем их взглядами, он
    шел молча по этому храму пустому
    к белевшему смутно дверному проему.

    И поступь была стариковски тверда.
    Лишь голос пророчицы сзади когда
    раздался, он шаг придержал свой немного:
    но там не его окликали, а Бога

    пророчица славить уже начала.
    И дверь приближалась. Одежд и чела
    уж ветер коснулся, и в уши упрямо
    врывался шум жизни за стенами храма.

    Он шел умирать. И не в уличный гул
    он, дверь отворивши руками, шагнул,
    но в глухонемые владения смерти.
    Он шел по пространству, лишенному тверди,

    он слышал, что время утратило звук.
    И образ Младенца с сияньем вокруг
    пушистого темени смертной тропою
    душа Симеона несла пред собою

    как некий светильник, в ту черную тьму,
    в которой дотоле еще никому
    дорогу себе озарять не случалось.
    Светильник светил, и тропа расширялась.

    16 февраля 1972

     
    Профиль   Страница  
    HellenДата: Суббота, 09.01.2010, 00:14 | Сообщение # 8
    Автор
    Сообщений: 25
    Награды: 0
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Три раза пришлось прочитать И.Бродского "Ты поскачешь во мраке...", пока определилась с образом. Это о жизни, скачки по кругу, и только иногда останавливаемся, встаем на колени и вглядываемся в черную гладь воды, и возвращаемся в итоге к тому, с чего начали. Или еще один образ- стихии природы, живущие параллельно с нами и перекрещивающиеся с нашими жизнями, летящие во времени рядом с нами , и чувствуем мы их движение легким прикосновением или дуновением, их тени преследуют нас. Или о жизни как одном целом-природы и человека, жизни в глобальном значении, объединяющем все живое, жизни как волны, со своими циклами. Это очень сложные, тонкие и быстро ускользающие образы, и , действительно, сложная поэзия. Не каждый будет останавливаться, что бы что-то различить. Но мне понравилось, вовлекаешься в это интересное состояние.
     
    Профиль   Страница  
    YuriusДата: Четверг, 21.04.2011, 16:48 | Сообщение # 9
    Автор
    Сообщений: 12
    Награды: 2
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    * * *

    Осенний вечер в скромном городке,
    гордящимся присутствием на карте
    (топограф был, наверное, в азарте
    иль с дочкою судьи накоротке).

    Уставшее от собственных причуд
    Пространство как бы скидывает бремя
    величья, ограничиваясь тут
    чертами Главной улицы; а Время
    взирает с неким холодком в кости
    на циферблат колониальной лавки,
    в чьих недрах все, что смог произвести
    наш мир: от телескопа до булавки.

    Здесь есть кино, салуны, за углом
    одно кафе с опущенною шторой,
    кирпичный банк с распластанным орлом
    и церковь, о наличии которой
    и ею расставляемых сетей,
    когда б не рядом с почтой, позабыли.
    И если б здесь не делали детей,
    то пастор бы крестил автомобили.

    Здесь буйствуют кузнечики в тиши.
    В шесть вечера, как вследствие атомной
    войны, уже не встретишь ни души.
    Луна вплывает, вписываясь в темный
    квадрат окна, что твой Экклезиаст.
    Лишь изредка несущийся куда-то
    шикарный "бьюик" фарами обдаст
    фигуру Неизвестного Солдата.

    Здесь снится вам не женщина в трико,
    а собственный ваш адрес на конверте.
    Здесь утром, видя скисшим молоко,
    молочник узнает о вашей смерти.
    Здесь можно жить, забыв про календарь,
    глотать свой бром, не выходить наружу,
    и в зеркало глядеться, как фонарь
    глядится в высыхающую лужу.

    1972

    Сообщение отредактировал Yurius - Четверг, 21.04.2011, 16:49
     
    Профиль   Страница  
    aerozolДата: Четверг, 21.04.2011, 19:15 | Сообщение # 10
    Автор
    Сообщений: 400
    Награды: 9
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    О.Б.

    Через два года
    высохнут акации,
    упадут акции,
    поднимутся налоги.
    Через два года
    увеличится радиация.
    Через два года.
    Через два года.

    Через два года
    истреплются костюмы,
    перемелем истины,
    переменим моды.
    Через два года
    износятся юноши.
    Через два года.
    Через два года.

    Через два года
    поломаю шею,
    поломаю руки,
    разобью морду.
    Через два года
    мы с тобой поженимся.
    Через два года.
    Через два года.

    1959


    Жили-были два коня. Это, братцы, про меня.
     
    Профиль   Страница  
    YuriusДата: Воскресенье, 24.04.2011, 15:22 | Сообщение # 11
    Автор
    Сообщений: 12
    Награды: 2
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Бюст Тиберия

    Приветствую тебя две тыщи лет
    спустя. Ты тоже был женат на бляди.
    У нас немало общего. К тому ж
    вокруг -- твой город. Гвалт, автомобили,
    шпана со шприцами в сырых подъездах,
    развалины. Я, заурядный странник,
    приветствую твой пыльный бюст
    в безлюдной галерее. Ах, Тиберий,
    тебе здесь нет и тридцати. В лице
    уверенность скорей в послушных мышцах,
    чем в будущем их суммы. Голова,
    отрубленная скульптором при жизни,
    есть, в сущности, пророчество о власти.
    Все то, что ниже подбородка, -- Рим:
    провинции, откупщики, когорты
    плюс сонмы чмокающих твой шершавый
    младенцев -- наслаждение в ключе
    волчицы, потчующей крошку Рема
    и Ромула. (Те самые уста!
    глаголющие сладко и бессвязно
    в подкладке тоги.) В результате -- бюст
    как символ независимости мозга
    от жизни тела. Собственного и
    имперского. Пиши ты свой портрет,
    он состоял бы из сплошных извилин.
    Тебе здесь нет и тридцати. Ничто
    в тебе не останавливает взгляда.
    Ни, в свою очередь, твой твердый взгляд
    готов на чем-либо остановиться:
    ни на каком-либо лице, ни на
    классическом пейзаже. Ах, Тиберий!
    Какая разница, что там бубнят
    Светоний и Тацит, ища причины
    твоей жестокости! Причин на свете нет,
    есть только следствия. И люди жертвы следствий.
    Особенно в тех подземельях, где
    все признаются -- даром, что признанья
    под пыткой, как и исповеди в детстве,
    однообразны. Лучшая судьба --
    быть непричастным к истине. Понеже
    она не возвышает. Никого.
    Тем паче цезарей. По крайней мере,
    ты выглядишь способным захлебнуться
    скорее в собственной купальне, чем
    великой мыслью. Вообще -- не есть ли
    жестокость только ускоренье общей
    судьбы вещей? свободного паденья
    простого тела в вакууме? В нем
    всегда оказываешься в момент паденья.
    Январь. Нагроможденье облаков
    над зимним городом, как лишний мрамор.
    Бегущий от действительности Тибр.
    Фонтаны, бьющие туда, откуда
    никто не смотрит -- ни сквозь пальцы, ни
    прищурившись. Другое время!
    И за уши не удержать уже
    взбесившегося волка. Ах, Тиберий!
    Кто мы такие, чтоб судить тебя?
    Ты был чудовищем, но равнодушным
    чудовищем. Но именно чудовищ --
    отнюдь не жертв -- природа создает
    по своему подобию. Гораздо
    отраднее -- уж если выбирать --
    быть уничтоженным исчадьем ада,
    чем неврастеником. В неполных тридцать,
    с лицом из камня -- каменным лицом,
    рассчитанным на два тысячелетья,
    ты выглядишь естественной машиной
    уничтожения, а вовсе не
    рабом страстей, проводником идеи
    и прочая. И защищать тебя
    от вымысла -- как защищать деревья
    от листьев с ихним комплексом бессвязно,
    но внятно ропщущего большинства.
    В безлюдной галерее. В тусклый полдень.
    Окно, замызганное зимним светом.
    Шум улицы. На качество пространства
    никак не реагирующий бюст...
    Не может быть, что ты меня не слышишь!
    Я тоже опрометью бежал всего
    со мной случившегося и превратился в остров
    с развалинами, с цаплями. И я
    чеканил профиль свой посредством лампы.
    Вручную. Что до сказанного мной,
    мной сказанное никому не нужно --
    и не впоследствии, но уже сейчас.
    Но если это тоже ускоренье
    истории? успешная, увы
    попытка следствия опередить причину?
    Плюс, тоже в полном вакууме -- что
    не гарантирует большого всплеска.
    Раскаяться? Переверстать судьбу?
    Зайти с другой, как говориться, карты?
    Но стоит ли? Радиоактивный дождь
    польет не хуже нас, чем твой историк.
    Кто явится нас проклинать? Звезда?
    Луна? Осатаневший от бессчетных
    мутаций, с рыхлым туловищем, вечный
    термит? Возможно. Но, наткнувшись в нас
    на нечто твердое, и он, должно быть,
    слегка опешит и прервет буренье.
    "Бюст, -- скажет он на языке развалин
    и сокращающихся мышц, -- бюст, бюст".

    1981
     
    Профиль   Страница  
    MalloryДата: Четверг, 17.01.2013, 16:24 | Сообщение # 12
    Пользователь
    Сообщений: 108
    Награды: 0
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    НАТЮРМОРТ

    Verra la morte e avra i tuoi occhi.
    C. Pavese

    «Придет смерть, и у нее
    будут твои глаза»
    Ч. Павезе

    1

    Вещи и люди нас
    окружают. И те,
    и эти терзают глаз.
    Лучше жить в темноте.

    Я сижу на скамье
    в парке, глядя вослед
    проходящей семье.
    Мне опротивел свет.

    Это январь. Зима
    Согласно календарю.
    Когда опротивеет тьма.
    тогда я заговорю.

    2

    Пора. Я готов начать.
    Неважно, с чего. Открыть
    рот. Я могу молчать.
    Но лучше мне говорить.

    О чем? О днях. о ночах.
    Или же - ничего.
    Или же о вещах.
    О вещах, а не о

    людях. Они умрут.
    Все. Я тоже умру.
    Это бесплодный труд.
    Как писать на ветру.

    3

    Кровь моя холодна.
    Холод ее лютей
    реки, промерзшей до дна.
    Я не люблю людей.

    Внешность их не по мне.
    Лицами их привит
    к жизни какой-то не-
    покидаемый вид.

    Что-то в их лицах есть,
    что противно уму.
    Что выражает лесть
    неизвестно кому.

    4

    Вещи приятней. В них
    нет ни зла, ни добра
    внешне. А если вник
    в них - и внутри нутра.

    Внутри у предметов - пыль.
    Прах. Древоточец-жук.
    Стенки. Сухой мотыль.
    Неудобно для рук.

    Пыль. И включенный свет
    только пыль озарит.
    Даже если предмет
    герметично закрыт.

    5

    Старый буфет извне
    так же, как изнутри,
    напоминает мне
    Нотр-Дам де Пари.

    В недрах буфета тьма.
    Швабра, епитрахиль
    пыль не сотрут. Сама
    вещь, как правило, пыль

    не тщится перебороть,
    не напрягает бровь.
    Ибо пыль - это плоть
    времени; плоть и кровь.

    6

    Последнее время я
    сплю среди бела дня.
    Видимо, смерть моя
    испытывает меня,

    поднося, хоть дышу,
    эеркало мне ко рту,-
    как я переношу
    небытие на свету.

    Я неподвижен. Два
    бедра холодны, как лед.
    Венозная синева
    мрамором отдает.

    7

    Преподнося сюрприз
    суммой своих углов
    вещь выпадает из
    миропорядка слов.

    Вещь не стоит. И не
    движется. Это - бред.
    Вещь есть пространство, вне
    коего вещи нет.

    Вещь можно грохнуть, сжечь,
    распотрошить, сломать.
    Бросить. При этом вещь
    не крикнет: «Ебёна мать!»

    8

    Дерево. Тень. Земля
    под деревом для корней.
    Корявые вензеля.
    Глина. Гряда камней.

    Корни. Их переплет.
    Камень, чей личный груз
    освобождает от
    данной системы уз.

    Он неподвижен. Ни
    сдвинуть, ни унести.
    Тень. Человек в тени,
    словно рыба в сети.

    9

    Вещь. Коричневый цвет
    вещи. Чей контур стерт.
    Сумерки. Больше нет
    ничего. Натюрморт.

    Смерть придет и найдет
    тело, чья гладь визит
    смерти, точно приход
    женщины, отразит.

    Это абсурд, вранье:
    череп, скелет, коса.
    «Смерть придет, у нее
    будут твои глаза».

    10

    Мать говорит Христу:
    - Ты мой сын или мой
    Бог? Ты прибит к кресту.
    Как я пойду домой?

    Как ступлю на порог,
    не поняв, не решив:
    ты мой сын или Бог?
    То есть, мертв или жив?

    Он говорит в ответ:
    - Мертвый или живой,
    разницы, жено, нет.
    Сын или Бог, я твой.

    1971
     
    Профиль  
    MalloryДата: Четверг, 17.01.2013, 16:25 | Сообщение # 13
    Пользователь
    Сообщений: 108
    Награды: 0
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Как давно я топчу, видно по каблуку.
    Паутинку тоже пальцем не снять с чела.
    То и приятно в громком кукареку,
    что звучит как вчера.
    Но и черной мысли толком не закрепить,
    как на лоб упавшую косо прядь.
    И уже ничего не снится, чтоб меньше быть,
    реже сбываться, не засорять
    времени. Нищий квартал в окне
    глаз мозолит, чтоб, в свой черед,
    в лицо запомнить жильца, а не
    как тот считает, наоборот.
    И по комнате точно шаман кружа,
    я наматываю, как клубок,
    на себя пустоту ее, чтоб душа
    знала что-то, что знает Бог.

    1987


    Сообщение отредактировал Mallory - Четверг, 17.01.2013, 16:26
     
    Профиль  
    MalloryДата: Четверг, 17.01.2013, 16:27 | Сообщение # 14
    Пользователь
    Сообщений: 108
    Награды: 0
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    В этой комнате пахло тряпьем и сырой водой,
    и одна в углу говорила мне: "Молодой!
    Молодой, поди, кому говорю, сюда".
    И я шел, хотя голова у меня седа.

    А в другой -- красной дранкой свисали со стен ножи,
    и обрубок, качаясь на яйцах, шептал: "Бежи!"
    Но как сам не в пример не мог шевельнуть ногой,
    то в ней было просторней, чем в той, другой.

    В третьей -- всюду лежала толстая пыль, как жир
    пустоты, так как в ней никто никогда не жил.
    И мне нравилось это лучше, чем отчий дом,
    потому что так будет везде потом.

    А четвертую рад бы вспомнить, но не могу,
    потому что в ней было как у меня в мозгу.
    Значит, я еще жив. То ли там был пожар,
    либо -- лопнули трубы; и я бежал.

    1986
     
    Профиль  
    MalloryДата: Четверг, 17.01.2013, 16:30 | Сообщение # 15
    Пользователь
    Сообщений: 108
    Награды: 0
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря,
    дорогой, уважаемый, милая, но не важно
    даже кто, ибо черт лица, говоря
    откровенно, не вспомнить уже, не ваш, но
    и ничей верный друг вас приветствует с одного
    из пяти континентов, держащегося на ковбоях.
    Я любил тебя больше, чем ангелов и самого,
    и поэтому дальше теперь
    от тебя, чем от них обоих.
    Далеко, поздно ночью, в долине, на самом дне,
    в городке, занесенном снегом по ручку двери,
    извиваясь ночью на простыне,
    как не сказано ниже, по крайней мере,
    я взбиваю подушку мычащим "ты",
    за горами, которым конца и края,
    в темноте всем телом твои черты
    как безумное зеркало повторяя.

    1976
     
    Профиль  
    Форум поэтов » Литературный раздел » Русская поэзия второй половины XX века » Иосиф Бродский (1940 - 1996) (имперский декаданс и традиции мировой лирики)
    • Страница 1 из 2
    • 1
    • 2
    • »
    Поиск:

    Яндекс.Метрика
    Copyright Сайт высокой поэзии © 2009-2024 18+ При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна Хостинг от uCoz