ЭККЛЕЗИАСТ (поэма, продолжение)(2)
60
И обратился я, чтобы узнать, Исследовать и изыскать бесстрастно, Что мудро, подвизаясь не напрасно, Что глупо, о чём горько вспоминать. И мудреца ведь могут доконать О смерти мысли. Знаешь же прекрасно, Что омрачат лишь и на этот раз, но Кто их, мух чёрных, вон умеет гнать? Но горше смерти женщина. Вот сеть! Не сердце, а силки, уста — оковы, Блажен, кому она не строит ковы - В тенетах бедной мошке не висеть! Из тысячи нашёл себе я друга, Но есть ли безупречная супруга?
61
Свой дом устроит мудрая жена, А глупая своими же руками Разрушит его. Больше не нужна Она следящему за облаками: А на душе такая тишина: Глядел бы и глядел на них веками: Была любовь, но где теперь она? В ночь выйдя, застучала каблучками. Глупый сейчас же выкажет свой гнев И разума лишает исступленье, Благоразумный скроет оскорбленье - С тобою я расстался, поумнев. Не бросил я в больнице мать родную, И ты ушла. Тебя я не ревную.
62
Друзей богатство много прибавляет, Бедняк же оставляется в беде Единственным своим, а дружба — где? Нет помощи, и это подавляет. Надеждою души не окрыляет. Забудь о дружбе, если ты в нужде. Чураются тебя теперь везде. Вот только друг ли друга оставляет? Если ты нищ, никто тебе не рад. Нигде не принят, ты теперь вне врат. Но чудеса случаются на свете - Бывает друг привязанней, чем брат. Всё виделось недавно в чёрном свете, Но ты пришёл — забрезжило в просвете!
63
Лучше вдвоём, нежели одному. Если один упал, другой ему, Руку подав, встать на ноги поможет, Но если друга нет, взывать к кому? И если некто тяжко занеможет, Но некому помочь, он изнеможет. Ещё раз говорю: увы тому, На друга кто надеяться не может! Когда вдвоём лежат, то им тепло, А одному согреться как? Вошло В самую душу стужи дуновенье И теплоту всю ветром унесло. Так холодно, как в смертное мгновенье. Что бы теперь от пагубы спасло?
64
Об одиноком вспомнит кто изгое, Если он сляжет, чтобы не вставать? Лучше вдвоём и зиму зимовать, И пережить на пару время злое. Если вдруг станет преодолевать Кто-либо одного, выстоят двое Против врага и скрученную втрое Уже не так легко и нить порвать. Будь другу другом — правило простое, А без него и дружбе не бывать, Блаженнее не брать, но отдавать, Бессильно против дружбы зло мирское. Негоже другу друга предавать. Худое это дело и срамное.
65
Благотворящий нищему даёт Творцу взаймы. Пускай душа поёт, Когда ты совершаешь подаянье, А не на свою щедрость восстаёт. Итак, твори всегда благодеянье В душевной простоте, а воздаянье Не здесь будет — Бог долг Свой признаёт! Нажив, раздать успей всё состоянье. Кто затыкает уши свои, чтоб Не слышать вопля нищего, сам будет Вопить, но состраданья не пробудит - Помог так поступающему кто б? Но трепещи, о, бедного грабитель, Найдёт тебя души твоей губитель!
66
Творца хулит теснящий бедняка И тот, кто грабит нищего, злословит Создателя его. За то уловит Большую рыбу крепкая рука. Ибо Господня мышца высока, Суров Его для возлюбивших зло вид, И кто из вас Ему воспрекословит? Разве осудит рыба рыбака? Не обижай, стяжатель жадный, нищих, Не отнимай наделов и жилищ их, Ибо услышит скоро Господь Бог На небе вопль голодных и беспищих. В груди твоей, знать, шерстяной клубок, Хозяин жизни — вилы тебе в бок!
67
Нуждающемуся не откажи В благодеянье, если сделать это Легко руке твоей, а не скажи: "Приди потом", — и, если ты сын света, То ближнему сам помощь предложи. Так поступать в писанье нет запрета, Однако же не верь лукавой лжи, Будто сказал, что есть он кто-то где-то, Притом весьма прославленный, так что Его ученье сделалось всеобщим: Мол, не напрасно мы на нищих ропщем, Если не Бог их наказал, то кто? Лишь развращает бедных подаянье. Напрасно, стало быть, благодеянье.
68
Место суда под солнцем видел я, И вот, там беззаконие. Судья Берёт подарки и превратно судит, Раз ты бедняк, то правда не твоя. Богач же как паскудил, так паскудит. Кто нечестивца к честности принудит? Вновь бедняку нет от него житья. Что было, то и есть, что есть, то будет. Судья ответит за неправый суд И деньги негодяя не спасут В торжественный миг смерти, но однажды Его во гробе тоже понесут. Бывает смерть, как утоленье жажды, Но нечестивый умирает дважды.
69
Когда увидишь ты, как притесняют Того, кто беден, нагло, без стыда, При нарушенье правды и суда, Не удивляйся, ибо применяют Законы те, кто их и сочиняют, Легко чтоб было повернуть туда Закон лукавый, выгодно куда, Им же вину невинному вменяют. Законы лишь богатых охраняют, А беднякам от них одна беда. Не удивляйся — было так всегда, Кто неимущ, того и обвиняют. Законом суд и правду изгоняют. Решает всё неправедная мзда.
70
Не поспешает над злым делом суд И грешник воздаянья не страшится, Неужто оно всё же совершится И богача подарки не спасут, Которые судье преподнесут, Чем исход дела да не предрешится И суд от мзды неправой отрешится И честность его все превознесут? Пусть грешник хоть сто раз сделает зло И закоснеет в нём, только я знаю, Что тот лишь, в ком добро превозмогло, Возлюблен будет Богом. Вспоминаю Я делателя злого неспроста - Прейдёт и он. И это — суета!
71
Не соревнуй тому, кто поступает Насильственно. Из всех путей его Не избери себе ни одного - Мудрец через запрет не преступает. Себя накажет тот, кто отступает От истины, ища лишь своего, А не во благо общества всего Своё именье ближним уступает. Однако мерзок ищущий во зле Своим дурным поступкам оправданье: Устроено так, дескать, мироздание: Он не укоренится на земле, Но не спасутся и его потомки Если не примут нищенской катомки.
72
Богатого именье — крепкий город В его воображении — увы! Равно как то, что процветёт его род, А не зачахнет, словно цвет травы. Изнежен отпрыск и розгой не порот. Кто выбьет дурь из юной головы? Закладывает каждый день за ворот Виновник о себе худой молвы. Богатство есть высокая ограда По мнению владельца его, но Утехам райским вновь душа не рада, Которые наскучили давно. Неисцелимо к жизни отвращенье. Вернее яда нет, чем пресыщенье.
73
Вновь обратился и увидел я Под солнцем угнетения, какие Творятся на земле — труды людские Ради убогой пищи да жилья, Но нет от угнетающих житья Трудящимся за блага хоть такие, Несовершенства оглядев мирские, Ещё сильней душа грустит моя. Утешителя нет у них. Просила У Господа душа послать Его: И вот, не изменилось ничего. В руке же угнетающего — сила. Но верил я: Утешитель придёт - Господь на землю к нам Его сведёт.
74
Если увидишь бедных притесненье При нарушенье правды и суда, Не удивляйся этому — всегда Так было. Произвола объясненье - В неверии людей и в их сомненье, Что за деянья злые ждёт их мзда Посмертная, коль скоро не беда Прижизненная — крах, болезнь, гоненье: Возможно ли на сей счёт поумненье? Кладя руку на сердце, скажу: да. Произойдёт оно только тогда, Когда пройдёт свободой опьяненье: Раз Бога нет, то можно всё! Есть мненье, Что Бог на землю сходит иногда.
75
Они, не сделав зла, уснуть не могут, Бессонница их мучает, когда Они упасть кому-то не помогут И мрачно на душе у них тогда. Злом лечатся они, коль занемогут, И радость доставляет им всегда Чужая боль — своей не превозмогут, Не причинят коль зла хоть иногда, Другому, и тогда они хиреют От недостатка радости, стареют Не по летам и жизнь их в тягость им. Сперва от тучных яств они жиреют, Затем они, пресытившись, звереют. Зло возлюбивший неусовестим.
76
"Одно только нашёл я: сотворил Бог человека правым, но пустились Во многие все помыслы, прельстились Тем, что запрещено", — проговорил Екклесиаст. Молчаньем предварил, Вздохнув, он речь свою: "Усовестились Не все, зато грехи так участились, Что Бог источник веры претворил В сомнение и муку водворил Бог в душах человеческих. Простились С надеждой люди, горько им отмстились Свободы их, но сердце ты сварил И съел, без веры живший. Озверил Себя род сей — как нравы опростились!"
77
Где полны облака, там дождь идёт И ниве за терпенье воздаётся, Не тщетно колос влаги с неба ждёт, Которая от Бога подаётся. На юг или на север упадёт, Там дерево лежать и остаётся, Куда оно упало, жизнь пройдёт, А дольше простоять не удаётся. Кто наблюдает ветер, тот не сей, И кто на небо смотрит, жать не будет. Не ведаем премудрости мы всей - Чем больше знаний хитрый ум добудет, Тем больше и печали на земле. Как преуспеет человек во зле!
78
И вот ещё какую видел я Печаль под солнцем: город осаждённый Царём великим, но не побеждённый, Бедняк спас мудрый, но его в друзья Не пригласили гордые князья И город, от врага освобождённый, Не вспомнил о нём. Сильно измождённый, Он умер от несносного житья. Да, мудрость лучше силы, но когда же Её начнут ценить? Гонима даже Она порой. Какая простота! Где нищим мудрецом пренебрегают И бедному в нужде не помогают, Там быть беде. И это — суета!
79
"Безгрешному воздастся на земле, Тем паче законевшему во зле:" - О, Соломон! Твоими бы устами Да мёд пить. Знать, ты был навеселе, Когда: нет, не вещал — пестрил цветами! Изрёк реченье, как всплеснул перстами, Ещё без той печали на челе: Ах, как ты молод был тогда летами. "Не приключится праведнику зла:" - Увы! Тому примеров несть числа, Когда безвинно праведник страдает, А богача опять мошна спасла. Посмеиваясь, он лишь наблюдает, Как гонят отпущения козла.
80
"Язык лукавый попадёт в беду И не найдёт добра коварный сердцем:" - Слов этих правоты удостоверцем Не стану я, царь нищий, ко стыду. Как еллинский Тантал в своём аду, Я сделался голодным страстотерпцем - Приправил бы пустую полбу перцем, Да не на что тогда купить еду: "До сытости ест праведник, а грешник Терпеть будет лишения:" — Увы! Уже обобран нищими орешник. Сварить ли вновь кашицу из травы? Нет больше тыкв: Какое огорченье! За что же я терплю сие мученье?
81
Повсюду очи Бога и везде Глаза Господни — доброго и злого Он видит ими. Спрячешься от Слова, Читающего мысли твои — где? Надолго не оставит Бог в беде Попавшего в неё не удалого В злом деле стихотворца пожилого, Погрязшего в безвыходной нужде. Хочу покинуть землю насовсем. Я тоже ими вытолкан из жизни. Лишь избранным чтецам в моей отчизне Я нужен, но пришёл я не ко всем. Молюсь, чтобы скорее отлетела Душа от исстрадавшегося тела.
82
"Преследует зло грешника, зато Добром воздастся праведнику вскоре:" - Вновь, Соломон, ты на себя в укоре - Бывает, что страдает ни за что И праведник. Виновен в этом кто? Недостаёт смиренья непокоре, А праведных испытывает горе. Бог Сатане оставил дело то. "У праведника полон дом сокровищ, В прибытке же у грешного — разлад:" - На самом продувном из всех ветровищ Изрёк ты перл. И стар теперь и млад Его услышат. Изреченье ложно. Не всё моё ученье непреложно.
83
Случается под солнцем иногда, Что нечестивый кары избегает, А праведника горе постигает, За горем вслед стучится в дверь беда. Творящий зло наказан не всегда, А кто щедр на добро, изнемогает В нужде, никто ему не помогает: Испытывает, добр ли ты, нужда. И похвалил я от души веселье - А потому что лучше его что Под солнцем на земле? Но ждёт зато В одну всех домовину новоселье, Когда закончим жизненный мы путь. Воздастся всем за всё когда-нибудь.
84
И обратился я и увидал, Что часто не проворным удаётся Успешный бег, не мудрым достаётся Хлеб, но глупец опять не прогадал. Ещё что я под солнцем наблюдал: Победа не тому, кто храбро бьётся, А трусу малодушному даётся И праведника суд не оправдал. Но время есть и случай для всех их. Как рыба в сети пагубные входит И гибель неизбежную находит, Так жертвой человек времён лихих Становится, входя без опасенья В ловушку, из которой нет спасенья.
85
В дни жизни моей суетные я Всего в ней насмотрелся. Воля чья, Что праведника гибель постигает, А нечестивый жив и жив, друзья? Мой разум одного не постигает: Преклонных лет неужто достигает За то что ближним не давал житься Злой человек? Врасплох ум застигает Безвременная праведника смерть. Но почему земная носит твердь Того, кто явно не был сыном света? Постичь жизни и смерти круговерть Мне не дано. Хоть я знаток завета, Вопрос этот оставлю без ответа.
86
Всего я насмотрелся в дни мои: Сын света гибнет в праведности честной, А нечестивый и во дни сии Живёт, будучи личностью известной. Кто, Господи, постиг пути Твои? Мы думали, что более уместной Была бы смерть того, поступки чьи Не сковывались нравственностью тесной, Но он живёт до старости, зато Добро творивший рано умирает. Постичь пути Господни может кто? Однако смерть и скверных прибирает. Как знать, быть может тот, кто мало жил Смерть раннюю в награду заслужил?
87
Есть и такая суета земная: Вдруг постигает праведника зло, А нечестивцу снова повезло И он себе живёт, беды не зная. Ты скажешь — и того участь иная, И этого в час смертный ждёт. Пришло Время суда и грешника нашло Возмездие, награда же честная - Того, кто сердцем чист, но пострадать Назначил человеку Бог, чтоб видеть, Кто будет своих ближних ненавидеть, А кто любить, чтоб по делам воздать Тем и другим, хоть и не в этой жизни. Блажен, кто на Творца не в укоризне!
88
При смехе сердце иногда болит И радости концом печаль бывает. Плохое память быстро забывает, А доброе до самой смерти длит. Жив будет тот, кто муку утолит Добром и тот, чью душу согревает Надежда, а не со свету сживает Тоска, что Бог его не исцелит. Пусть нечестивый с сердцем развращённым Насытится от всех путей своих, Да и умрёт безумцем непрощённым, Ты ж избери, уверовав, не их. В Господнем страхе — твёрдая надежда, А Бога не боится лишь невежда.
89
Кто сердцем развращён, тот от путей Насытится своих, как от сластей, А добрый сердцем — от своих: оставит Зато в наследство имя для детей Тот, кого зло враг делать не заставит, Но добрый ближних в честности наставит, А злой умрёт от низменных страстей, Из смерти в жизнь его Бог не восставит. Развратный сердцем от путей своих Насытится как сам избравший их, А чистый сердцем тоже избирает Свои пути. Был выбор у двоих. Кто, не избрав добро, со злом играет, Того оно безжалостно карает.
90
И видел я под солнцем: хоронили Без скорби нечестивых — подошли К святому месту, так и отошли. Слезы о мертвеце не проронили. Бесславными делами не они ли Прославились? Но плача дни прошли, И памяти о мёртвых не нашли, Хотя они в гробах ещё не сгнили. И это — суета! Не скоро суд Над грешными поступками вершится, Поэтому их делать не страшится Злой человек. Но верю я: спасут Тех, кто благоговеет перед Богом, Дела их на суде святом и строгом.
91
И видел также я, что всякий труд, Всякий успех в делах к вражде приводит И только зависть в людях производит. И это суета! Но все умрут. Напрасно богача в пример берут, Ибо возносит также как низводит Богатство и на сердце грусть наводит, Не радует — завистники всё врут. И ублажил я мёртвых больше чем Живых и тех, которые почили, Больше того, кто здравствует. Зачем Они существование влачили? Но всех блаженней тот, кто не рождён. От суеты лишь он освобождён.
92
Участь одна и доброму, и злому, Нечистому и чистому. Всему И всем одно. Ты спросишь — почему? И сено вол молотит, и солому! Не будь склонён к душевному надлому, Беря ту перемётную суму Или садясь как праведник в тюрьму - Что сетовать по счастию былому? Вот это-то и худо во всём том, Что делается на земле под солнцем, Что участь всем одна. Быв многожёнцем, Ты рассуждал всё больше о пустом, Екклесиаст, теперь же видишь вещи Как они есть, и сны у тебя вещи.
93
Падению предшествует гордыня И гибели надменность предлежит. Какая непреступная твердыня Величием своим не дорожит! В мозгах у них — безумная взбредыня: "Во зле мира сего виновен жид!" Воняешь ты как трупная смердыня. Главу тебе меч Божий размозжит. Безбожному конец приходит веку, А что потом? Разгадка уж близка: Предположенья сердца — человеку, От Господа — ответы языка. Лучше смиряться духом с мудрецами, Чем разделять добычу с гордецами.
94
Безумный! Не хвались грядущим днём. Гордец, откуда знать тебе, что в нём? Быть может то, на что ты уповаешь, Сегодня будет пожрано огнём. День завтрашний ты смело называешь Днём славы, а о смерти забываешь? Ливанский кедр! Теперь ты станешь пнём. Величье своё зря ты воспеваешь. С прискорбием тебя мы помянём, О высоте былой твоей вздохнём, Дожить до завтра ты не успеваешь: Да будет! С пониманием кивнём. А то ты слабых со свету сживаешь. От тени твоей щедрой отдохнём.
95
Бездонны сердца помыслы, как воды, Но муж разумный вычерпает их. Что к старости все беды и невзгоды? Вот, перед Богом кроток я и тих. Он истребляет целые народы И вспоминает мало кто о них - Сперва завоевателей походы, А после серп сжинает их самих: Дух человека есть светильник Божий, Испытывает он глубины и Все сердца тайники: Народ, не гожий На добрые дела, а я — твои: Здесь гордость у тебя, там — жажда мести, А вот и зависть в потаенном месте:
96
В день этот стражи дома задрожат, Согнуться мужи силы, перестанет Молоться в жерновах зерно — не станет Шумящих ими — хлеб не будет сжат. Смутятся вдруг смотрящие в окно И днём ворота станут запираться, Умолкнут дщери пенья и чураться Веселья будут, а не пить вино. Ибо высоты станут всем страшны, И расцветёт миндаль, отяжелеет Кузнечик, каперс в сердце тишины Рассыплется, во гробе прах истлеет, И ужаснутся крика петуха, Так песнь его во тьме будет лиха.
97
Отходит человек в свой вечный дом, А плакальщиц толпа труп окружает И до святого места провожает, Однако в горе верится с трудом: Себе мы признаёмся со стыдом, Что скорбью нас их плач не заражает, Печаль лицо притворно выражает, Да только кто осудит нас судом? Цепочка ли серебряная вдруг, Повязка золотая ли порвётся, И выпадет кувшин с водой из рук, И колесо колодца вниз сорвётся, Только качнётся под ногою твердь - Наступит и твоя однажды смерть.
98
Именье богатея — крепкий город, Беда же бедных — скудость их: к плащу Опять лоскут небеленый припорот: "Однако же не с нищих Я взыщу", - Сказал Господь, Которому за ворот Дул ветер тоже: Многих возмущу, Спросив: кто изъяснит, каков Его род? "Богатых же — сказал Он — не прощу". Торгаш надменный, выслушав укор от Спасителя, поклялся: "Отомщу Бродяге!" Человеку дан на что рот? О множестве неспасшихся грущу. За злые речи был бродяга порот, Затем распят. Вот я Кого ищу.
99
Глаз видящий и слышащее ухо, То и другое сотворил Господь. Если исходит Дух Святой от Духа, Неужто Сын — отрезанный ломоть? Тот, кто отца и мать свою злословит, Того светильник средь глубокой тьмы Погаснет, но порой имеет зло вид Добра, и очарованы им мы. Мерзость пред Богом с разным весом гири И не добро неверные весы. Мёртвые мухи в благовонном мире Воняют так, что морщатся носы. Наследство, что захвачено вначале, Причиной может стать большой печали:
100
"Восходит солнце и заходит солнце, И поспешает к месту, где восходит: И что Творец в безвольном сладкостонце, Им созданном, по-прежнему находит?" - Вздохнул Екклесиаст, смотря печально На ставший алым запад небоската - "Зачем Бог человеку изначально Усладу эту дал?" — Огни заката Померкли. В небе высыпали звёзды. Дол озарился ровным лунным светом: "Ведь у животных этой нет загвозды!" - А на Восток не хочешь за ответом, Екклесиаст, однажды обратиться? Должна с Востока правда возвеститься!
101
Идёт ли ветер к югу или снова На север переходит и кружится, Кружится на ходу своём — иного Пути у ветра нет, как приложиться К кругам своим, и нет того, что ново, Хоть мнимой новизной заворожиться Легко, но своего круга земного Не вспомнит и оно, чтоб пережиться Как то, что уже было: От дверного Очнуться скрипа. Веки уж смежиться Успели и обрывки сна чудного Смешались с явью. С ветром подружиться: Вдали от человечества чумного Легко душе отшельника блажится!
102
Свет сладок и приятно для очей Увидеть солнце после мрака ночи, Но щурятся внезапно сами очи От попаданья в них прямых лучей. Смотреть на солнце в полной славе чей Взор выдержит, кому достанет мочи Взглянуть в час, когда тень всего короче, На средоточье огненных мечей? Но если на небесное светило, Которое для управленья днём Сотворено (хоть пятна и на нём Есть и сиянье их не поглотило) Мы смотрим не в упор, но глядя вбок, То сколь же больше солнца славен Бог!
103
Так выслушай, сын мой, сущность всего: Господа Бога бойся твоего, Поскольку в этом всё для человека, И заповеди соблюдай Его, Сообразуясь не с хотеньем века, Который преходящ, словно миг века, А с мудростью писания сего - Вмести его в бедовой голове-ка! Всякое дело приведёт на суд Господь, но из людей кто человечней? Случается, что глиняный сосуд Сосуда золотого долговечней - Тот пролежал во тьме тысячу лет, А этого простыл уже и след!
104
Свидетельствует опыт жизни мой, Что заблуждаться человек умеет, Но мудрость перед глупостью имеет То превосходство, что и свет пред тьмой И перед кривизною — путь прямой: "Когда идущий может, но не смеет Свернуть с него, то перед ним прямеет И кривизна", — сказал мудрец хромой. У мудрого глаза есть в голове, Тогда как неразумный ходит слепо И, претыкаясь, падает нелепо, Зачем ему даны зеницы две? Одним мерилом мудрого не мерьте С глупцом, но не избегнут оба смерти:
105
Любое слово Бога чисто — щит Всем тем Он, на Него кто уповает, А тот, кто Бога в сердце забывает, Надежду лучше пусть в себе не тщит. Дела твои сочтёт и обобщит Твой соглядатай. Он и не скрывает, Что знает всё про всех, а накрывает Кот мышку так, что та и не пищит. А то ты раньше думал, безрассудный, Что выдумка еврейская день судный. Как нехотя мы правду признаём! Тот, кто боится Бога, да спасётся, А нечестивый вихрем унесётся. Хочешь ли знать, что в имени твоём?
106
Кто, будучи от Бога обличаем, Ожесточает выю свою, тот Вдруг сокрушится. Не отступит от Глупца беда, раз он ненаучаем. Ночной горшок мы разве величаем Царём всех прочих глиняных пустот Лишь потому, что полон нечистот Такой сосуд — души ли в нём не чаем? Когда у власти праведник, народ, Живя в достатке, быстро приростает, Когда же нечестивый угнетает Простых людей, то всё наоборот. Царь, любящий подарки, разоряет Свою страну и скоро власть теряет.
107
Не развратись умом твоим, иначе В собранье водворишься мертвецов, И лучше ничего совсем не значи, Чем будь одним из видных подлецов. Злодей надменный, имя чьё — кощунник, В пылу великой гордости творит Негодные дела и лжи вещунник Что ему скажут, то и говорит. Обличьем нагл правитель нечестивый, А праведник путь прямо держит свой - Разоблачит тебя пророк нельстивый И станешь ты хвостом — не головой! Гони, народ, кощунника, чьим вздором Ты разобщён! Покончи так с раздором.
108
Чем храбрый, лучше долготерпеливый И сильного — владеющий собой. Потерпит пораженье торопливый, Который, не подумав, рвётся в бой. Лучше иметь нрав кроткий, негневливый, И лишь тому не страшен враг любой, Кто любит мир, но сгинет царь крикливый, Свои полки поведший на убой. Давид был человек неприхотливый, Вождь, закалённый боевой трубой, Воинственный, однако не хвастливый, Что враг, боясь его, бежит гурьбой. Но я, царь Соломон, тем и счастливый, Что побеждаю мирною борьбой!
109
Гроза царя — как бы рыканье льва, И кто его особу раздражает, Того гнев властелина поражает - Слетает с плеч порой и голова. Зато как поутру в росе трава - Царя благоволение. Стяжает Лишь тот его, кто душу ублажает Сидящего на троне, мнит молва. Но нищего царя почтит едва Тот, кто свои восторги выражает - Простых людей к себе царь приближает: И чем только душа его жива? Так исхудал! Хоть сказка не нова, А быль она правдиво отражает.
110
Правитель неразумный притесняет, А бескорыстный продолжает дни. Господь пути прямые охраняет, А на кривых превратности одни. Кто истине и правде изменяет, Страшится дня грядущего. Не мни, Что ты всегда удачлив, но роняет Кувшин вдруг отчего рука? — Взгляни: Упругую кто выю не склоняет, Внезапно сокрушится тот. Они Уверены, что Бог им не вменяет Грехов их, ибо нет Его. Сомкни Уста, безумец! Зло Бог применяет Внезапно, но посмей теперь, вздремни!
111
Кто обижает бедных, чтоб умножить Своё богатство, обнищает сам. Лишь для себя среди людей грешно жить, Но с чем ты к судным подойдёшь весам? Благословляем будет милосердный, Дающий часть от хлеба своего Тому, кого Господь за труд усердный Не наградил так щедро, как его. Богач и бедный сретятся друг с другом, Ибо обоих сотворил Господь. Кто сытно ел — при животе упругом, Кто скудно — тощ, как высохший ломоть. Кого из двух Себе для загляденья Бог сотворил, а кто — сын осужденья?
112
В наследство мудрость очень хороша, Особенно для видящего солнце - Не суй шеста в дом пчёл через оконце, Дабы жива была твоя душа! Твори добро, при это не греша, И разве счастье в золотом червонце? Нет музыки, поверь, в их перезвонце, Который есть услада торгаша. Знаешь ли ты, в чём превосходство знанья Над пагубным невежеством, сын мой? - Не ослеплён снискавший мудрость тьмой, Идёт по жизни он без препинанья. И ты обогащаться погоди, А если нет — смотри, не упади!
113
"Кто ростом и лихвою умножает Своё именье, тот его отдаст Тому, кто бедняков не обижает, Любя народ", — сказал Екклесиаст. Здесь собственности частной угрожает Не царь зверей ли? Случай-то не част, Когда лев хищный волю выражает Всех тех, кто не когтист и не клыкаст. "Что частная их собственность священна И неприкосновенна, в книге где Написано? Неужто неотмщенна Останется их ложь?" — живя в нужде, Лев возмущённый вопрошает гневно. И смело, Соломон, и злободневно!
114
Не властен человек над духом, чтобы Удерживать его, и смерти день Неведом ему, но избавил кто бы Его в этой борьбе? — Земная тень. Поможет умереть мне без стыдобы За прожитую жизнь моя настень, С которой мы одной чертой сподобы, Коль посмотреть в зерцальную глядень. Печаль своей души известна сердцу И в её радость не войдёт чужой. Легко в том, что Бог есть, удостоверцу Жить со своею чёрной госпожой. И я, и светоносная подруга - Мы оба продолжение друг друга!
115
На всё это я сердце обратил, Исследовав, что праведных деянья В руке Господней, но и воздаянья За зло безумцам Он не отвратил. Свободу людям дав, Бог воспретил То, что нельзя, и чувство убоянья Греха в нас заложил, но обаянья Запрета кто избег? Кто прекратил Мечтать о согрешениях без страха, Что Бог воздаст? Вот почему из праха Мы созданы и возвратимся в прах, Который на кругах своих кружится, Кружится и опять на прах ложится. Пылинки мы, носимые в ветрах.
116
Адам с женой не за морганье век Отвергнуты Творцом, а за солженье. Если с овцой наказан так овек, То кольми паче блудник за блуженье! Сколько бы лет ни прожил человек, Пусть веселится он в их продолженье, Но помнит и о тёмных днях — за век Их много будет: Жизнь есть одолженье Душе существованья. Веселись В дни юности твоей, но помни только, Что меньше всё и меньше жизни долька С годами, и под старость умались, Ни видно чтоб тебя, ни слышно было, Покуда сердце биться не забыло.
117
Отверста Богу бездна преисподней И Авадон прозрачен для Творца. Сокрыты от премудрости Господней Сынов ли человеческих сердца? На всяком месте есть Господни очи И ухо Бога слышит то, что ты На ложе своём шепчешь среди ночи Ему из непроглядной темноты. Проси себе не сытого достатка, Ни славы, ни погибели врага, Но чтоб все годы жизни без остатка Ты прожил как Всевышнего слуга. Проси себе ни мало и ни много, А лишь того, чтоб стать любимцем Бога.
118
Чти Господа, сын мой, и укрепишься, Не бойся кроме Бога никого, Но если ты бескровно оскопишься Ради земного царствия Его, И выспренним росеньем окропишься, Любимцем станешь Бога Самого, Ведь на любовь ты тоже не скупишься, Творя добро для чада своего! Ибо презревший радости земные В отличие от тех, кто ради них Живёт и в жизни ищет их одних, Узнает наслаждения иные: С избранником общаться будет Бог, Как ныне я с тобой, мой голубок!
119
Позор надменных сердцем поражает, Тому примеров здесь не перечесть, Гордыня человека унижает, А кроткий духом обретает честь. Почёт и уважение стяжает Сумевший шумной славе предпочесть Безмолвие, что к небу приближает. К блаженным ли молчальника причесть? Кто, будучи от Бога обличаем, Ожесточает выю свою, тот Внезапно сокрушится. Мы же чаем Прощения: плоть не без нечистот: Затворник тихий в рубище убогом, Екклесиаст возлюблен будет Богом.
|
|
Автор: Вадим Алексеев | Добавил: Immoralissimus (27.11.2010)
| Жанр: поэма, стихи
|
Просмотров: 575
|
|