Вздор рифмы, вздор стихи! Нелепости оне!..
К. К. Случевский
Сайт высокой поэзии
Регистрация | Вход Современные поэты. Авторские страницы  
  • Главная
  • Авторы
  • Блог редакции
  • Конкурсы
  • Форум
  • Видео
  • Аудио
  • Фото и арт
  • О сайте
  • Ссылки
  • Готический Альбом - антология современной поэзии

  • Мини-чат
    500
    Статистика
    Яндекс.Метрика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Наши авторы » Вадим Алексеев

    ЭККЛЕЗИАСТ (поэма, продолжение)(3)
    120

    О двух вещах прошу Тебя я, Боже,
    Не откажи мне, прежде чем умру:
    Ложь с суетою, что одно и то же,
    Не попусти, но правду изберу.
    Богатства не ищу я и негоже,
    Пресытившись, сидеть мне на пиру,
    Чтоб не сказал я: "Кто Господь?" Ничтоже
    Сумняшеся вновь ниц себя простру,
    Моля, не накажи и нищетою
    Раба твоего, чтоб не стал я красть
    И поминать с божбою ещё тою
    Напрасно Твоё имя — злая страсть
    Есть воровство, но чтоб я жил под небом,
    Питай меня, прошу, насущным хлебом!

    121

    Живому псу, чем мёртвому-то льву
    Право же лучше! Или ты, невежда,
    Доселе не слыхал, что есть надежда
    Тому, кто знает: "Я ещё живу!"
    И в буре остаётся на плаву?
    На зябком теле ветхая одежда
    Лучше плаща без дыр на том, чья вежда
    Уже недвижна — к трупу ль воззову?
    Итак, иди, с весельем ешь твой хлеб
    И пей твоё вино в радости сердца,
    А червь земной, который глух и слеп,
    Ещё пусть подождёт удостоверца
    В том, что, однако, всем смертям назло
    Ты жив покуда — снова повезло!

    122

    Екклесиаст старался приискать
    Изящные для книги изреченья,
    В которые хотелось бы вникать
    Как в ценные для многих поученья
    И мудрость из полезных извлекать
    С приятностью, а не для огорченья
    — Людей на скуку плохо обрекать! -
    Но сердцу и уму для развлеченья.
    Кроме того, что мудр был Соломон,
    Ещё учил народ он разуменью,
    Екклесиастом прозван, стал им он
    Благодаря не зря сказать уменью
    Слова, что забыванью вопреки
    Как гвозди стали вбитые крепки.

    123

    Есть золото и много жемчугов,
    Но утварь драгоценная устами
    Разумными зовётся со цветами,
    Чьи лепестки, как горных вид снегов.
    Ничто не сходит со своих кругов
    И суета суетна суетами.
    Увы, не всё, что говорится ртами
    Есть цвет полей и красота лугов.
    Это и то смешалось в человеке,
    Порой, как скот, над тварью властелин:
    Нарцисс Саронский, лилия долин!
    Я вашу белизну воспел навеки.
    На этом свете не напрасно жил
    Тот, кто стихи бессмертные сложил.

    124

    И жизнь и смерть во власти языка,
    Кто любит его, тот не постыдится,
    Но от плодов словесных насладится
    И радость его будет велика.
    Тот обессмертит имя на века,
    Кто в слове как бы заново родится,
    От власти смерти он освободится
    При жизни — тайна эта глубока:
    Кто высек в языке себе обитель,
    Тому не причинит вреда губитель.
    Словесное есть инобытие.
    Но чтоб твоё творение любили,
    А не, прочтя единожды, забыли,
    Прожить сумей не жизнь, а житие.

    125

    Источник жизни — праведных уста
    И за добро Господь вознаграждает,
    Уста же беззаконных заграждает
    Насилием — надежда злых пуста.
    Доступна притча всем, ибо проста,
    Но жизнь в ней усомниться вынуждает:
    Всесильно зло, оно здесь побеждает,
    Увы, добра победа не часта.
    Но если совесть у тебя чиста
    И сердце разум твой не осуждает,
    То значит Бог тебя освобождает
    От вечной муки — есть соблазн креста!
    В добра победе смерть на нём Христа
    Меня, Екклесиаста, убеждает.

    126

    Нет мудрости, нет знания, нет света
    И нет вопреки Господу совета.
    Коня приготовляют к битве, но
    Победа — от Хранителя завета.
    Бывает, слово сказано давно,
    Зато навеки произнесено.
    От Бога тот сподобится ответа,
    Чьё сердце злом не отягощено.
    Бог не потерпит на себя навета,
    Будто во зле виновен Он. Вновь это
    Кощунник утверждает, мол, оно
    Его есть свойство. Умной голове-то
    Вместить премудрость Бога не дано!
    Но знает тайну зла звезда рассвета.

    127

    Души моей как зло не развратило?
    Тайна его влекла к себе, маня,
    Вот только что вспять душу от огня,
    Как бабочку ночную, отвратило?
    Путь праведного — ясное светило,
    До полного светлеющее дня.
    Чтоб озарить дорогу для меня,
    Мерцания одной звезды хватило.
    Стезя же беззаконного есть тьма
    И он не знает, обо что споткнётся.
    А бабочка в огонь летит сама,
    Попав в него, назад уж не вернётся:
    Сияла мне рассветная звезда
    Сначала как закатная тогда.

    128

    Следует страх Господень за смиреньем,
    Богатство, слава, власть его плоды:
    Так, Господи, но я с благодареньем
    Им предпочту глоток живой воды,
    Что просветляет душу озареньем.
    Пошли мне за духовные труды
    Миг счастья, называемый прозреньем -
    Открой мне тайну утренней звезды!
    Богатство, власть и славу целью жизни
    Я не поставил и не их искал.
    Не изменил я и своей отчизне,
    Что лживо искуситель предрекал.
    Так я молился Богу бессловесно:
    Тайна Денницы мне теперь известна.

    129

    В бездонном небе звёздам нет числа
    И ни одну из них Бог не забудет.
    Но возмутитель ищет только зла -
    Жестокий Ангел послан ему будет.
    Отточен меч на старого козла.
    Иль веру в Сатане Творец пробудит,
    Которая бы Диавола спасла?
    Да только где её чёрт раздобудет:
    С явленьем нечестивого — позор,
    Презренье же с бесславием приходит,
    Но если веру всё-таки находит
    Денница — перед ним потупим взор?
    Кто Светоносца за глаза осудит,
    Тот на суде путь сам не обессудит.

    130

    Бог наблюдает правые пути,
    А левые испорчены. Идти
    Ты должен прямо, чтоб не уклониться
    Направо ни налево. Как найти
    Путь истинный и в нём не усомниться?
    В самом себе ты должен измениться,
    То есть: преобразиться. Вот, прочти -
    Меняет свою сущность сам Денница!
    Глазами видел? — Вслух всем возвести.
    Сам Сатана — в уме только вмести! -
    Преобразится — озарись, темница! -
    Опять в Ангела светлого, учти,
    А не лишь примет вид его, как мнится
    Тем, чтенье чьё пока ещё в чести.

    131

    "Склонятся перед добрым люди злые
    И нечестивцы ниц падут пред ним", -
    Предрёк Екклесиаст во дни былые.
    Наивность Соломону — извиним?
    Когда на древе все плоды гнилые,
    Мы червя плодоядного браним,
    Но если с молодыми пожилые
    Развращены неверием одним,
    Кто виноват? — Конечно, червь сомненья,
    Которому есть имя — Сатана.
    И я Екклесиаст, того же мненья -
    Его, а не людей это вина.
    Зато теперь от умников укора,
    Что я лукав, не миновать мне скоро!

    132

    Господни очи есть на всяком месте,
    И злых и добрых видит ими Бог,
    Кто заслужил награды, а кто мести
    За то, что сделал, знает Он, любок!
    На разум твой, сын мой, не полагайся,
    Надейся лишь на Бога сердцем всем,
    На всех путях твоих остерегайся
    Греха, который губит насовсем.
    Стезю святых своих оберегает
    И сохраняет правды путь Господь,
    Ходящему не ложно предлагает
    Насущный хлеб и соли Он щипоть,
    А тот, кто ходит ложно перед Богом,
    Печаль имеет при достатке многом.

    133

    Не отвергай от Бога наказанья,
    Сын мой, и обличением Его
    Не тяготись, ибо Господь того
    Наказывает за его дерзанья,
    Как чадо за шальные егозанья,
    К кому благоволит Он и кого
    Как сына нежно любит Своего,
    Но избери иные подвизанья.
    Твои на своеволье притязанья
    Опасны для тебя же самого.
    Бог чадо учит, только и всего,
    А бьёт любя, но не для истязанья.
    Для вящей тебе пользы оказанья
    Наказан ты и блага твоего.

    134

    Сын мудрый наставлению отца
    Внимает в простоте без огорченья,
    А буйный не приемлет обличенья -
    Не будь похож на глупого юнца.
    Выслушивай с приятностью лица
    Нетяжкие мои нравоученья
    И принимай их без ожесточенья,
    Но кротко и смиренно, как овца.
    Благоразумный действует со знаньем,
    А глупый выставляет напоказ
    Свой скудный ум, да с речи препинаньем -
    Одно мученье от её проказ.
    Разумных мудрость — правды нахожденье,
    А глупость безрассудных — заблужденье.

    135

    Уж лучше слушать мудрых обличенья,
    Чем песни глупых ради развлеченья.
    Что терна треск в костре, то смех глупца.
    Внимать ему нельзя без огорченья.
    Досаден самый вид его лица,
    Но кольми паче песни простеца!
    Вот только нет от глупости леченья,
    Кто помолчать заставил бы певца?
    Однако это трудная задача!
    "Спасибо, хватит:" — Снова неудача.
    В доме веселья громко песнь звучит,
    Однако сердце мудрых — в доме плача.
    Опять завыл. Толпа в ответ рычит.
    Когда кумир народный замолчит?

    136

    Надежды исполненья добиваясь,
    Всё сделай, не твоя чтобы вина
    Была, если на крах обречена
    Твоя мечта о счастье, разбиваясь.
    Томит надежда, долго не сбываясь,
    Зато когда исполнится, она,
    Как древо жизни! Что виденье сна,
    Проходит мука, быстро забываясь.
    Для сильно истомившейся души
    Надежды исполнение приятно -
    Большое счастье сердцем необъятно!
    Идя к нему навстречу, не греши.
    Глупцу от зла несносно уклоненье,
    Но разве его глупость — извиненье?

    137

    Сын мой, когда даёшь Богу обет,
    Смотри, не наведи великих бед
    Его неисполнением — накажет
    Того Бог, в ком отсутствует хребет,
    Но место тотчас глупому укажет,
    Когда немудрость тот свою покажет -
    Постящийся был позван на обед:
    Вот также он и бесу не откажет.
    Не позволяй устам твоим вводить
    В грех плоть твою — зачем себе вредить?
    Лучше тебе не обещать, чем словом
    Ловцу души невольно угодить.
    Подружится ли птица с птицеловом?
    Ошибкой можно Бога рассердить.

    138

    Кто говорит не выслушав, тот глуп
    И стыд ему, а тот, кто отвечает,
    Дослушав до конца, не огорчает,
    Но заслужил скорее похвалу б,
    А не досаду, словно дыма клуб -
    Не греет, но глазам лишь докучает,
    И тот, кто провиденье омрачает,
    Снискал, как скудоумный, прочь отлуп.
    Не любит глупый знание, но только
    Лишь бы скорее ум свой показать,
    Который, впрочем, светел не настолько,
    Чтобы два слова правильно связать.
    Язык глупца — погибель для него же,
    Сеть для души — уста немудрых тоже.

    139

    Благоразумный действует со знаньем,
    А глупый выставляет напоказ
    Свой скудный ум, как если б был заказ
    На пустословье с Бога поминаньем.
    Уже невежду просят со стенаньем
    Закончить поскорее долгий сказ
    Однако он опять идёт в отказ,
    Понятно, недовольный препинаньем.
    Мудрость разумных — знание пути,
    А глупость безрассудных — заблужденье.
    Уже не замолчать — скорей уйти
    Просят того, снискал кто осужденье.
    Моя молитва будет коротка:
    Избави, Боже, нас от простака!

    140

    Кто вспыльчив, тот везде сеет раздор,
    А терпеливый распрю утишает
    И споры полюбовно разрешает,
    Горяч бывает молодой задор:
    Нередко кровью платят за повздор
    И человек убийство совершает.
    Остановиться что руке мешает? -
    Из уст глумливых исходящий вздор!
    И начинаешь понимать под старость:
    Тихое слово отвращает гнев,
    А оскорбленье вызывает ярость,
    Не мсти, от жажды крови опьянев,
    Но кротко схватке предпочти прощенье.
    Не убивай! — У Господа отмщенье.

    141

    Очей гордыня и надменность сердца,
    Что отличают нечестивых, грех.
    Не добавляй даже во гневе перца
    В речь пылкую, коль ты не пустобрех.
    Но прогони кощунника и ссоре
    Придёт конец, и прекратится брань,
    А если нет, то сам уйди — в позоре
    Не будешь, если не преступишь грань.
    Господни очи охраняют знанье,
    Но законопреступника слова
    Он ниспровергнет. Скверного изгнанье
    Одобрит и народная молва -
    Все радуются, слух есть достоверный:
    Устами уст своих уловлен скверный!

    142

    Для жара — уголь, для огня — дрова,
    А человек сварливый — для разжженья
    Ссор и раздоров. Сколько раздраженья!
    Им злобная душа лишь и жива.
    Тот, в чьих устах обидные слова,
    Готовые для ближних униженья,
    Видать, страдает от рукоблуженья -
    Об этом разнеси-ка весть, молва!
    Так! Немочью кто бледной занеможет ,
    — Неведомо глупцу слово "нельзя!" -
    Сдержать себя не хочет и не может.
    Не гвори, как рукоблуд, дерзя.
    Очей гордыня и надменность сердца
    Коварно обличают страстотерпца.

    143

    Конец лучше начала, терпеливый —
    Несдержанного. Человек сварливый
    На гнев поспешен, ты же укроти,
    Сын мой, негодованье — дух гневливый
    Гнездится в сердце глупых. Предпочти
    Смиренье, а обидчику не мсти,
    И мудрым прослывёшь — конец счастливый!
    Глупца высокомерного прости -
    И Бог его накажет. Молчаливый
    Мудрец или простак ты говорливый?
    От ссоры поспеши скорей уйти,
    Тем доказав, что ты не бык бодливый,
    Стоящий с грозным мыком на пути,
    Ни тявкающий втуне пёс брехливый.

    144

    Сын мой, глупцу по глупости его
    Не отвечай и не уподобляйся
    В задорности ему — прочь удаляйся,
    Отнюдь не отвечая ничего
    На лай пса дворового — для чего
    Тебе его дразнить? Не оскорбляйся,
    А если нет, смотри, не изваляйся
    В грязи, врага кусая своего.
    Обогатись, сын мой, отца советом
    И не пренебреги моим заветом:
    Чтоб мудрецом не стал в глазах своих
    Тот, кто тебя оклеветал наветом,
    Глупцов не удостаивай ответом,
    Отринь молчаньем измышленья их.

    145

    Отстать от ссоры — честь для мудреца,
    Но слабость для задорного глупца.
    Учись не отвечать на оскорбленья,
    Однако не теряя и лица,
    Сын мой. Лучше смолчи без озлобленья,
    Но не ответь хулою на хуленья,
    Сомкни уста для крепкого словца,
    Исполнен к мудрым Бог благоволенья.
    Если ты будешь кротким как овца,
    То Сам Господь накажет наглеца,
    Желай, сын мой, не мести утоленья,
    А мира, и порадуешь отца,
    Который хоть и скуп на наставленья,
    Ан не обделит мудростью птенца!

    146

    С гневливым не дружи и не общайся
    Со вспыльчивым, чтоб ты его путям
    Не научился всем назло смертям,
    И с мстительным расстаться не смущайся.
    Будь хладнокровным и не превращайся
    В виновника раздора, но страстям,
    Чтоб не предаться им, словно сетям,
    Молчанье предпочти — не возмущайся.
    Не говори: я отплачу за зло.
    Суд Богу предоставь, и будешь целым.
    Иначе: Что тебя бы и спасло?
    Но прослывёшь ты глупым, а не смелым.
    Гнев губит и разумных иногда.
    Не подменяй Господнего суда!

    147

    Орудие возмездья не возьми,
    Не воспылай душою молодою,
    Сын мой, но чувства разумом уйми
    И будь научен мудростью седою:
    Если твой враг голодный, накорми,
    И жаждет — напои его водою.
    Не воспротивься — мой совет прими,
    И обернёшь врагу добро бедою -
    Горящие уголья соберёшь
    На голову ему, так поступая,
    При этом будешь жив, а не умрёшь.
    Ума лишает ненависть слепая.
    Кто вырыл яму, сам в неё упал.
    Напрасно глубоко он так копал.

    148

    Не радуйся падению врага
    И сердце твоё да не веселится,
    Когда преткнётся вдруг его нога,
    Но должно и за недругов молиться:
    "Брат мой! Да будет жизнь твоя долга,
    Пусть до преклонных лет она продлится,
    Словно моя душа мне дорога
    Твоя — как на тебя могу я злиться?"
    Не пожелай, от зла осатанев,
    Падения врагу твоему, даже
    Если на свете нет мерзавца гаже,
    Иначе отвратит Господь Свой гнев
    От нечестивца: Но без опасенья
    Всем сердцем пожелай ему спасенья!

    149

    Не говори, сын мой: "Как он со мною,
    Так я с ним поступлю", — и: "Отомщу
    Обидчику", — одною с ним виною
    Виновен будешь! Но скажи: "Прощу
    Врага моего, совестью больною
    Чтоб не страдать — не я с него взыщу,
    Но есть Господь, Он мерою иною
    Нас, грешных мерит. Распрю прекращу".
    Если ты купишь мир такой ценою,
    — Со знаньем дела мудрость возвещу! -
    Двойною карой и десятерною
    Накажешь так врага. Не извращу
    Закона, коль обратной стороною
    Его злу на погибель обращу.

    150

    Не отвечай по глупости глупцу
    И тем ему же не уподобляйся,
    Но от невежды сразу избавляйся,
    Не прибегая к крепкому словцу.
    Когда тебя ударит по лицу
    Негодный человек, не оскорбляйся,
    Обидою твоей не распаляйся -
    Подставь другую щёку наглецу.
    Ударит коль опять, не удивляйся,
    Что Бог не дал прозрения слепцу,
    Не видящему, что он бьёт овцу,
    А ты не величайся — умаляйся,
    Но только силе не сопротивляйся.
    Бог за тебя ответит подлецу.

    151

    Не ссорься с человеком без причины,
    Если тебе не сделал зла он, но
    Двуличного лиши его личины,
    Когда коварство разоблачено.
    Исходит трупный дух от мертвечины,
    Смердит зловонно серное бревно,
    Не приближай, сын мой, своей кончины,
    Не совершай, то что запрещено.
    Не значат ничего все величины
    В сравнении с несчётным всё равно
    Числом звериным — счесть его почины
    Предпринимались мудрыми давно,
    Да всё напрасно. Знать, для дурачины,
    Число людское, ты припасено!

    152

    Блудница — пропасть и жена чужая -
    Колодезь тесный. Сядет, как злодей,
    В засаде и ждёт жертву, умножая
    Раздор, вражду и скорбь среди людей.
    Вот песнь её: "Как яблоко, свежа я,
    Вкуси от него, юный любодей,
    Искусно в танце бёдра обнажая,
    Пленяю взор я наготой грудей!"
    Уста чужой жены мёд источают,
    Елея мягче любодейцы речь,
    Персты такие ласки расточают,
    Что ей теперь попробуй восперечь:
    Но ты, сын мой, держись стези Господней,
    Смотри, не приближайся к преисподней!

    153

    Елея мягче речь чужой жены
    И мёд слова коварной источают,
    Зато потом, когда разоблачают
    Любовников, мечи обнажены.
    Как вол идёт покорно на убой,
    А пёс — на цепь, и как олень — на выстрел,
    Так не избегнет тот худой молвы стрел,
    Кого ведёт блудница за собой.
    Уста её суть пропасть. На кого
    Прогневался Господь, тот в бездну эту
    Низринется и, устремясь не к свету,
    Навечно канет, недосущество,
    Вместо того, чтоб заново родиться
    И жизнью в новом теле насладиться.

    154

    Не доставляет пользы для спасенья
    Сокровище неправедное, но
    Лишь душу травит ядом опасенья,
    Что прожил ты напрасно жизнь, оно.
    В миг смертного, страстного потрясенья
    Поймёшь ты, почему запрещено
    Быть богачом, но скорбь от нанесенья
    Душе вреда томит тебя давно.
    Кто говорит: "Нет мёртвых воскресенья!" -
    Ошибся и жестоко — не дано
    Псу то, что человеку, но опсенья
    Не избежит невежда всё равно.
    Екклесиаст же после обрусенья
    Живёт на свете бедно, не грешно:

    155

    Непостижимы для меня три вещи
    И четырёх не понимаю я:
    Как по небу орёл и как зловеще
    Свой по скале свершает путь змея.
    Путь корабля по морю и мужчины
    К девице для меня непостижим,
    И путь жены, которую морщины
    Рта выдают — их лотоса отжим
    Отставил на лице её: Поела,
    Обтёрла рот и говорит: "А что
    Я сделала худого?" — Надоела!
    И это в тебе мерзко мне, и то.
    С блудницею жить долго невозможно,
    А без неё вздыхаешь изнеможно:

    156

    От трёх земля трясётся и не может
    От четырёх нас твердь уже носить:
    Раб сделался царём: Кто нам поможет?
    Грешно царю лет многих не просить:
    Порока жрица вдруг выходит замуж.
    Все шепчут жениху: "Ты что, ослеп?
    Кто она видно по шальным глазам уж".
    Глупец болтливый досыта ест хлеб:
    А вот служанка занимает место
    Своей ещё недавней госпожи -
    Стерпеть Агарь могла ли Сарра вместо
    Себя близ Авраама? — Не скажи.
    Вот почему земля от нас трясётся
    И ураганный вихрь по ней несётся!

    157

    Четыре малых, зато мудрых есть
    Под солнцем: муравьи народ не сильный,
    Зато за лето — всем всего не съесть! -
    Запас еды собрали изобильный.
    Ещё народец ходит по земле -
    Горные мыши. Хоть зверьки пугливы,
    А домы свои ставят на скале
    И в них они уже не боязливы!
    У саранчи царя нет, но она
    Вся стройно выступает на сраженье:
    Страна большая опустошена,
    Нанесено такое пораженье!
    Паук на льва с медведем не похож,
    Зато в чертоги царские он вхож.

    158

    Походку трое стройную имеют
    И выступают четверо легко:
    Лев, царь зверей — пред ним они немеют,
    Рыканье его слышно далеко,
    Конь боевой — ноздрей его храпенье
    Внушает ужас пешему врагу,
    Под звон меча и под тетивы пенье,
    Заслышав зов трубы, он ржёт: "Гу-гу!"
    Козёл косматый, стада предводитель
    И царь среди народа своего,
    Которого он сам же и родитель -
    Как горделиво шествие его!
    А о четвёртом не упоминает
    Пророк, хотя кто это — каждый знает.

    159

    Есть три ненасытимых и четыре,
    Которые не скажут хватит: смерть,
    Глотающая жизни: В этом мире
    Бессмертен — кто? Уста разверзла твердь:
    Бесплодная утроба, что "довольно!"
    Не скажет, но вопит: "Давай-давай!"
    Теперь-то твоя душенька довольна?
    Нет, но ещё того же подавай.
    Земля, ненасытимая водою:
    Впитала всю, теперь ещё полей,
    Поленишься — такой отмстит бедою,
    Что: Нет уж, влаги лучше не жалей.
    Огонь прожорлив. Как костёр дровами,
    Так, мысля, ум питается словами!

    160

    Екклесиаст ценил звуки земли,
    Которые не чужды его духу,
    Однажды Соломону поднесли
    Причудливую раковину к уху -
    Морской прибой послышался вдали,
    Богатую давая пищу слуху:
    В другой же раз послушать подвели
    Запутавшуюся в тенетах муху.
    Прах возвратится в прах, чем он и был,
    А дух вернётся к Господу, Который
    Его дал человеку. Не забыл
    Диковины морской гул рокоторый
    Екклесиаст — шумит и пустота:
    Но мухи плач: И это — суета!

    161

    Нет человека праведного. Кто бы,
    Творя добро, при этом не грешил?
    Из состраданья Господь Бог решил
    Взять грех ваш на Себя, сыны утробы!
    Грешить можно со злобой и без злобы.
    Любой запрет нарушить разрешил
    Бог Сыну Своему, а совершил
    Младенец лишь то дело без стыдобы.
    Как же возненавидели Его
    За то, что Он не взял на Себя кроме
    Младенческого вклада Своего
    В дело спасенья мира ничего!
    Так вспомните, что в Божией хороме
    Господь сказал вам в прогремевшем громе.

    162

    "У мудрых сердце с правой стороны,
    У глупых — с левой", — отождествлены
    Сердце и "сердце" в этом изреченье,
    Слова хоть и темны, зато верны.
    Но употреблено в ином значенье
    Второй раз "сердце" — с ним одно мученье,
    Коль мысли твои не просветлены,
    И не для скверных тайное ученье.
    Но если твои помыслы честны
    И нет в тебе скрываемой вины,
    Которая есть умопомраченье,
    То значит о тебе изречены
    Слова о правом сердце, чьё влеченье
    Ко благу славно, как реки теченье!

    163

    Что Бог скривил, не сделаешь прямым,
    И чего нет, того не сосчитаешь.
    Увы, ты как Иаков стать хромым,
    Неправый сердцем, даже не мечтаешь.
    Прямосказаньем как сказать нам им
    О несказанном? — Плохо ж ты читаешь!
    Не червем ли слепоглухонемым
    Ты ползаешь, а не орлом летаешь?
    Не понял прикровенной речи ты,
    Ибо ценить словесной красоты
    Не научился — наготой прелестной,
    О, современник мой, ты ослеплён.
    В истолкованье притчей не силён
    Безвольный данник красоты телесной.

    164

    Распутный обличающих не любит
    И к мудрым за советом не пойдёт.
    Глубины есть, которые кто глубит,
    В разверстую тот пропасть упадёт.
    Распутник грех свой только усугубит,
    Порвать с пороком воли не найдёт,
    Который заблуждающихся губит,
    Надеясь: зло до Бога не дойдёт!
    Глупец пренебрегает наставленьем
    Отца своего, ибо неумён,
    Затем, чтоб убедиться с изумленьем:
    "Прав старый!" — по прошествии времён.
    Путь жизни мудреца — горé Господней,
    Но уклонись, сын мой, от преисподней!

    165

    Если сын мудрый — радость для отца,
    Для матери сын глупый — огорченье.
    Годится всем для красного словца
    Простое Соломона изреченье!
    С годами выдают черты лица
    Того, кто жизнь потратил на ученье,
    И пребывает на челе чтеца
    Зримое оком к мудрости влеченье.
    Но выдают морщины и глупца
    И плата есть за умопомраченье -
    Ставит печать на лбу немудреца
    Любимое невежды развлеченье,
    Легко чтоб было с мудростью борца
    По ней узнать, скажу вам в заключенье.

    166

    Железо же железо изостряет,
    А человек взгляд друга изощряет.
    Подобно как в воде лицо к лицу,
    Так сердце сердцу тайну доверяет.
    Но долго не смотри в глаза лжецу.
    Того только и надо подлецу!
    Короткий взор, который укоряет,
    Достаточен такому наглецу.
    И змей лягушку взглядом покоряет,
    Когда он ей в глаза его вперяет,
    Не всякому, однако, удальцу
    Глядят глаза в глаза, но не теряет
    Лица, сын мой, и тот, кто душ ловцу
    В свой дом, мудрец, дверей не отворяет.

    167

    Общающийся с мудрым будет мудр,
    А тот, кто дружит с глупым, развратится.
    Авессалом был очень пышнокудр,
    Но грех ему за это не простится.
    Мудрость разумных — знание пути,
    А глупость безрассудных — заблужденье.
    Можно совсем дороги не найти,
    Если безумцу сделать угожденье.
    Бич гордости у глупого в устах,
    Уста же мудрых их предохраняют,
    Писчую трость держащие в перстах
    Знают как грозно буквы обвиняют.
    Кроткое сердце — жизнь ради детей,
    А гордость — гниль и порча для костей.

    168

    От Бога направляются шаги,
    Но человеку как узнать путь верный? -
    Возненавидь любой поступок скверный,
    Противься злу и никогда не лги.
    А если нет, то шаг твоей ноги
    Ты сам направил, грешник маловерный,
    На ту стезю, где слышится рык зверный -
    Всё ближе к жертве хищника круги:
    Как! Разве ты не знал, что неугоден
    Пред Господом твой выбор? Зло любя,
    Ты богом возомнил, гордец, себя,
    Путь искривив свой. Человек свободен.
    Итак, стези Господни все прямы,
    Но не всегда их избираем мы.

    169

    Грех правда с милосердьем очищает
    И страх Господень отведёт от зла,
    Бог кающихся грешников прощает -
    Как многим жизнь их искренность спасла!
    Покайся, сын мой, что тебя смущает?
    Сердечная чтоб мука не росла,
    В содеянном — ведь грех отягощает! -
    Сознайся, пока жизнь не вся прошла.
    Беда тому, кто пол свой превращает,
    Молитва вновь ему не помогла,
    Ибо Всевышний слух Свой отвращает
    От тех, познал кто, какова есть мгла,
    Которая сама себя сгущает:
    Увы тому, в ком ложь превозмогла!

    170

    Кто от людей скрывает преступленья,
    Потерпит в жизни крах, а кто в своих
    Покается проступках и кто их
    Не повторяет ради искупленья,
    Того пора помиловать. Хваленья
    Которого угодны из двоих
    Господу Богу? Но из уст твоих
    Исходит лишь хула, сын противленья.
    Твоя молитва мерзость, если ты
    Её произнесёшь, раб суеты -
    Таким как ты язык дан для кусанья,
    Ибо захочешь к Богу ты связать
    Два слова, но найдёшь ли что сказать?
    Зря отклонял ты ухо от писанья.

    171

    Что золотые яблоки в прозрачных
    Серебряных сосудах, то слова,
    По сердцу изречённые. Жива
    Ими душа в век договоров брачных
    Утех угрюмых, возлияний мрачных,
    Порчи детей, родившихся едва,
    Вопля меньшинств — подай им все права!
    Показа их сращений накарачных.
    Не скроется от Бога ничего,
    Ибо всё видит око обличенья,
    Всё слышит ухо ревности Его,
    Но обрекают душу на мученья
    Злоречие и ропот языка
    Безбожника, погибель чья близка.

    172

    Вверх устремлён путь мудрого, к Господней
    Обители ведёт его стезя,
    И уклониться от неё нельзя,
    Чтоб не сорваться в бездну преисподней.
    Свободен человек — куда свободней?
    Вплоть до того, что Вышнему дерзя
    И на земле жизнь прекратить грозя,
    Он травестиста с факелом в исподней
    Хламиде сделал богом. Гладок путь
    В погибель — в колеснице пышной мчится
    Кто по наклонной? Чуда не случится -
    Неотвратима катастрофы жуть.
    На содомите — женская одежда.
    Какая может быть у них надежда?

    173

    Открытое уж лучше обличенье,
    Чем скрытая любовь, чтоб не сказать:
    Запретное и страстное влеченье -
    Палач так любит жертву истязать.
    Язычник ты: Угрюмо удрученье.
    Ну-ка себя попробуй обязать
    Оставить это умопомраченье -
    Сможешь ли ты вообще не осязать
    Сию упругость, чьё предназначенье
    Иное! Как глупца не наказать?
    Есть, впрочем, путь — от мира отреченье.
    Сумеешь ли себе ты отказать
    И в мыслях в этом сладостном мученье?
    Вот почему плоть надо обрезать:

    174

    Подарки портят сердце. Притесняя
    Других, мудрый становится глупцом.
    Начало дела славится концом.
    Терпенье лучше гнева. В грех склоняя
    Людей в Едеме, змей шептал: "Ни дня я
    Без хитрости не прожил. Мудрецом
    Слывя, я перестал быть простецом,
    Плодов один лишь запах обоняя,
    Тех, что Господь вам повелел: не есть.
    А ведь у вас возможность эта есть!
    Зачем же вам Творец её оставил?
    Жизнь без свободы может надоесть:
    Берите же, вкушайте, эту съесть.
    Бог Сам запрет нарушить вас заставил".

    175

    Не позволяй себе слушать внушенья
    Об уклоненье от прямых путей
    И изречений разума. Сетей
    Избегнешь, коль отвергнешь наушенья,
    Вводящие наивных в согрешенья.
    Расставлены умело для детей
    Тенета многих пагубных страстей,
    Запретный плод приятен для вкушенья.
    Ты ж, сын мой, чувства подчини уму,
    Ум — Богу, ибо близится Его день,
    Но от греха спасает страх Господень,
    Ведущий к жизни. Горе же тому,
    Кто переступит через запрещенье.
    Суров Господь и у Него отмщенье.

    176

    Тот, кто свои скрывает преступленья,
    Успеха не добьётся, а кто сам
    Сознается в них ради оставленья,
    Не будет к судным подведён весам.
    Бог кающихся грешников прощает,
    Себя своим признанием — утешь.
    Развратный целый город возмущает,
    А мудрый утишает и мятеж.
    Будь мудр, сын мой, и радуй моё сердце,
    А я буду иметь, что отвечать
    Злословящим меня. На боговерце
    Бог ставит свою светлую печать.
    Гордыня человека унижает,
    А кроткий сын отца не обижает.

    177

    Кто ходит в непорочности, того
    От многих бед Всевышний защищает,
    А кто пути прямые превращает,
    Губителя находит своего.
    Зачем и жить тому, в ком всё мертво?
    Закон порок не просто запрещает -
    Карает смертью. Нет, не прекращает
    Евангелие действие его!
    Жестокий Ангел истребит сего
    Свободолюба, что народ смущает
    И общество бесстыдством возмущает,
    Святого не имея ничего.
    Жестокий Ангел скверных не прощает!
    Вот ожидает мой народ кого.

    178

    Как ветра ты не ведаешь пути
    И как в утробе матерней не знаешь
    Плода твердеют кости, так войти
    Не можешь ты в ум Бога — запинаешь
    Ибо о грех твой мысль твою: "Впусти!" -
    Кричишь, только напрасно ты стенаешь,
    Тебе упокоенья не найти
    За то, о чём ты тайно вспоминаешь.
    Се, грешный человек, ты не в чести.
    То, о чём ты мечтать не преминаешь,
    Известно Богу, но твоё "Прости!"
    Не слышит Он. Себя ты в ад вминаешь
    Тем, что ты любишь. Поспеши уйти.
    Что ноги зря вне врат переминаешь?

    179

    Без откровенья свыше зол народ,
    Разнуздан и жесток — в бесчеловечных
    Условиях содержит он увечных,
    А также престарелых и сирот.
    Всё в обществе таком наоборот:
    Законов много в нём недолговечных,
    Зато нет Бога заповедей вечных.
    Глумится над пророком подлый сброд
    За то, что не смолчал, усовестив их.
    Всегда при умноженье нечестивых
    Растёт и беззаконие. Пророк
    Не стал перенимать — раб из строптивых! -
    Распространённый среди них порок,
    А к таковым закон предельно строг.

    180

    Господень путь — твердыня для того,
    Кто непорочен, а для в грех вводящих
    Он страх и ужас. Тайно не блудящих,
    Которых всегда было меньшинство,
    Безбожник ненавидит отчего?
    Уверен он: нет блудно не ходящих,
    Подвижников же, общество стыдящих,
    Сгноил бы скверный всех до одного,
    Чтоб не осталось больше никого
    Из этих его догме зло вредящих
    Своим примером праведников, бдящих
    Перед писаньем Бога своего.
    Злорадно извращенцев торжество -
    Содома враг — среди во тьме сидящих.

    181

    Главное — мудрость. Всем своим именьем
    Прежде всего её приобретай.
    Того, кто это делает с уменьем,
    Она возлюбит — много книг читай.
    Как светоч, наделённый разуменьем,
    Своё всё при себе носи, мечтай
    Не о богатстве — вот на что с надменьем
    Умей смотреть! — но мудрость почитай.
    Когда наказан разума затменьем
    Народ твой, оскорблений не считай,
    Но лучше будь побит толпы каменьем,
    А в край чужой, постой, не улетай.
    Не тяготись в темнице безвременьем,
    Работай, а не жалко причитай.

    182

    Как летом снег и дождь во время жатвы,
    Так неприлична, люди, честь глупцу,
    Но грязи приготовили ушат вы,
    Однако, не ему, а мудрецу.
    Кто я теперь? — Источник возмущённый
    И повреждённый я теперь родник.
    Прах с ног на город, мною не прощённый,
    Где высмеян писатель вредных книг!
    Как воробей вспорхнувший улетает,
    Проклятье незаслуженное так
    Не сбудется, но кто теперь считает,
    Что зло облган был простой простак?
    Те, кто оковы на чтеца надели,
    Во мне Екклесиаста проглядели.

    183

    "Бич гордости у глупого в устах,
    Уста же мудрых их оберегают", -
    Сказал Екклесиаст, держа в перстах
    Трость писчую — вот притчи как слагают!
    Ещё Екклесиаст изрёк: "В местах
    Не столь уж отдалённых помогают
    Писать и стены", — строки на листах
    В сонеты себя сами сопрягают.
    Дом для умалишённых — не шалаш
    И вопли их — не шум ручья, конечно,
    Но получился ведь не ералаш,
    А быль в стихах — неспешно, да успешно!
    Себе на гибель в сумасшедший дом
    Упрятал Соломона ты, Содом.
    Автор: Вадим Алексеев | Добавил: Immoralissimus (27.11.2010) | Жанр: стихи, поэма
    Просмотров: 300
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Облако тегов
    духовная лирика пейзажная лирика медитативная лирика гражданская лирика стихи о России любовная лирика Лирика конкурсы Мистика сонет философская лирика сюрреализм без рубрики сатира готика твёрдые формы философия экспрессия Авангард философская религиозная Любовная эксперимент Лера Крок эротика юмор любовь стихи без рубрики выбор пути военная лирика антирелигиозная лирика поиск смысла смысл жизни - философская лирика городская лирика религиозная лирика пейзажная эзотерика осень душа весна медитативная гражданская Любовная лирика. смерть сказка состояние души Жизнь сон Воспоминания стихи о снах Иронические стихи поэма судьба память пейзажно-философская лирика стихи о жизни ночь одиночество новый год время экспромт Психоделика темная поэзия сатира и юмор филосовская лирика детство ассоциативная лирика мечта


    Copyright Сайт высокой поэзии © 2009-2017 18+ При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна Хостинг от uCoz