Вздор рифмы, вздор стихи! Нелепости оне!..
К. К. Случевский
Сайт высокой поэзии
Регистрация | Вход Георгий Владимирович Иванов - Форум поэтов  
  • Главная
  • Авторы
  • Блог
  • Форум
  • Видео
  • Аудио
  • Фото и арт
  • О сайте
  • Ссылки
  • [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Георгий Владимирович Иванов
    UberfrauДата: Вторник, 04.01.2011, 22:12 | Сообщение # 1
    Участник
    Сообщений: 44
    Награды: 4
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Эти стихи стали для меня настоящим открытием, в них коротко и ёмко воплотилось именно то, чего я жду от поэзии, в том числе - от своей собственной. Точность и лаконичность, совершенство формы, тонкий ум, хороший вкус и чувство такта, наложенные на глубокую философскую проблематику. Кроме того, есть основание полагать, что эти стихи актуальны и в нашем злополучном 21 веке, в том смысле что они как нельзя лучше соответствуют современным поэтическим тенденциям.
    Пятнадцатилетним юношей Георгий Владимирович приехал в Петербург и поступил в кадетский корпус, где и познакомился с современной ему литературной элитой - Георгием Чулковым, Александром Блоком, Осипом Мандельштамом и многими другими. Пережил увлечение кубо- и эго- футуризмом, но всегда был далёк от футуристической поэтики. В 1912 году вступил в "Цех поэтов" Гумилёва и завязал множество интересных литературных знакомств. В 1922 году вместе с женой - писательницей Ириной Одоевцевой - переехал в Берлин, в оттуда - в Париж. Был бессменным председателем литературного общества "Зелёная лампа", учреждённого Гиппиус и Мережковским. Печатался в "Современных записках" и других передовых эмигрантских журналах, выпускал книги прозы и сборники стихов. Умер в доме для престарелых в Йере-ле-Пельме в 1958 году.

    Книги Георгия Иванова:
    Стихи
    * Отплытье на о. Цитеру. Поэзы. издательство Ego, С.-Петербург, (1912, по названию картины Ватто Embarquement pour l'ile de Cythere)
    * Горница (1914)
    * "Памятник славы", Изд. Лукоморье, обложка Е. Нарбута, Петроград (1915)
    * Вереск (1916, 2-е изд. в другом составе текстов 1923)
    * "Сады", третья книга стихов, Изд. Петрополис, Петербург (1921)
    * "Лампада" книга первая, Изд. Мысль, Петроград (1922)
    * Розы (1931)
    * Отплытие на остров Цитеру. Избранные стихи (1937)
    * Портрет без сходства (1951)
    * 1943-1958. Стихи (1958)
    * Несобранное, Orange/CT. 1987
    Проза
    * Петербургские зимы (1928) В воспоминаниях Иванова дана художественная, написанная без соблюдения хронологии, картина литературной жизни и портреты близких ему писателей. При этом реальные события и факты Иванов вольно совмещал с легендами, слухами и собственными фантазиями, что вызвало резко негативные отклики некоторых современников, в частности М.Цветаевой и А.Ахматовой.
    * Третий Рим. Роман, ч. 1 // «Современные записки», №39-40, 1929; фрагменты из ч. 2 // «Числа», №2-3, 1930
    * Распад атома (1938)
    * Книга о последнем царствовании. Исторические эссе, Сост. В. Крейд, Orange/CT., 1990

    Кстати, всем рекомендую прочитать "Петербургские зимы", потрясающе интересная книга мемуаров! Каждая глава - как маленькая хорошо структурированная новелла, посвящённая одному из представителей петербургской литературной элиты. Посредством деталей, эпизодов из жизни, реплик и стихотворных строчек удивительно хорошо воссоздаётся образ каждого литератора, и сама эпоха до и после октябрьского переворота.

    Но вернёмся к стихам. О раннем творчестве Георгия Иванова очень хорошо написал Блок, что, слушая такие стихи, «...можно вдруг заплакать – не о стихах, не об авторе их, а о нашем бессилии, о том, что есть такие страшные стихи ни о чем, не обделенные ничем – ни талантом, ни умом, ни вкусом, и вместе с тем – как будто нет этих стихов, они обделены всем...». Это действительно есть - безупречная форма, безупречный ум, и отсутствие в стихах живой человеческой души, личного содержания. Но уже в эмиграции с Георгием Ивановым произошла странная вещь - его прекрасные и пустые стихи вдруг наполнились очень глубоким содержанием - тоской по родине, серьёзными размышлениями о жизни и смерти, вечном и временном. Просто почитайте:

    * * *

    Я научился понемногу
    Шагать со всеми - рядом, в ногу.
    По пустякам не волноваться
    И правилам повиноваться.

    Встают - встаю. Садятся - сяду.
    Стозначный помню номер свой.
    Лояльно благодарен Аду
    За звездный кров над головой.

    * * *

    Как всё бесцветно, всё безвкусно,
    Мертво внутри, смешно извне,
    Как мне невыразимо грустно,
    Как тошнотворно скучно мне...

    Зевая сам от этой темы,
    Её меняю на ходу.

    - Смотри, как пышны хризантемы
    В сожжённом осенью саду -
    Как будто лермонтовский Демон
    Грустит в оранжевом аду,
    Как будто вспоминает Врубель
    Обрывки творческого сна
    И царственно идёт на убыль
    Лиловой музыки волна...


    * * *

    И. Одоевцевой

    Распыленный мильоном
    мельчайших частиц,
    В ледяном, безвоздушном,
    бездушном эфире,
    Где ни солнца, ни звезд,
    ни деревьев, ни птиц,
    Я вернусь - отраженьем -
    в потерянном мире.
    И опять, в романтическом Летнем
    Саду,
    В голубой белизне петербургского
    мая,
    По пустынным аллеям неслышно
    пройду,
    Драгоценные плечи твои обнимая.

    * * *

    Роману Гулю

    Нет в России даже дорогих могил,
    Может быть и были - только я забыл.

    Нету Петербурга, Киева, Москвы -
    Может быть и были, да забыл, увы.

    Ни границ не знаю, ни морей, ни рек,
    Знаю - там остался русский человек.

    Русский он по сердцу, русский по уму,
    Если я с ним встречусь, я его пойму.

    Сразу, с полуслова... И тогда начну
    Различать в тумане и его страну.

    ***
    Мне больше не страшно. Мне томно.
    Я медленно в пропасть лечу
    И вашей России не помню
    И помнить ее не хочу.

    И не отзываются дрожью
    Банальной и сладкой тоски
    Поля с колосящейся рожью,
    Березки, дымки, огоньки...

    * * *

    Стоят сады в сияньи белоснежном,
    И ветер шелестит дыханьем влажным.

    -- Поговорим с тобой о самом важном,
    О самом страшном и о самом нежном,
    Поговорим с тобой о неизбежном:

    Ты прожил жизнь, ее не замечая,
    Бессмысленно мечтая и скучая --
    Вот, наконец, кончается и это...

    Я слушаю его, не отвечая,
    Да он, конечно, и не ждет ответа.

    * * *

    Звезды меркли в бледнеющем небе,
    Все слабей отражаясь в воде.
    Облака проплывали, как лебеди,
    С розовеющей далью редея...

    Лебедями проплыли сомнения,
    И тревога в сияньи померкла,
    Без следа растворившись в душе,

    И глядела душа, хорошея,
    Как влюбленная женщина в зеркало,
    В торжество, неизвестное мне.

    * * *

    Поэзия: искусственная поза,
    Условное сиянье звездных чар,
    Где, улыбаясь, произносят -- "Роза"
    И с содроганьем думают -- "Анчар".

    Где, говоря о рае, дышат адом
    Мучительных ночей и страшных дней,
    Пропитанных насквозь блаженным ядом
    Проросших в мироздание корней.

    * * *

    Листья падали, падали, падали,
    И никто им не мог помешать.
    От гниющих цветов, как от падали,
    Тяжело становилось дышать.

    И неслось светозарное пение
    Над плескавшей в тумане рекой,
    Обещая в блаженном успении
    Отвратительный вечный покой.


    * * *

    Ну, мало ли что бывает?..
    Мало ли что бывало --
    Вот облако проплывает,
    Проплывает, как проплывало,

    Деревья, автомобили,
    Лягушки в пруду поют.
    ...Сегодня меня убили.
    Завтра тебя убьют.

    * * *

    Все представляю в блаженном тумане я:
    Статуи, арки, сады, цветники.
    Темные волны прекрасной реки...

    Раз начинаются воспоминания,
    Значит... А может быть, все пустяки.

    ...Вот вылезаю, как зверь из берлоги я,
    В холод Парижа, сутулый, больной...
    "Бедные люди" -- пример тавтологии,
    Кем это сказано? Может быть, мной.

    * * *

    Не обманывают только сны.
    Сон всегда освобожденье: мы
    Тайно, безнадежно влюблены
    В рай за стенами своей тюрьмы.

    Мильонеру -- снится нищета.
    Оборванцу -- золото рекой.
    Мне -- моя последняя мечта,
    Неосуществимая -- покой.

    * * *

    Мы не молоды. Но и не стары.
    Мы не мертвые. И не живые.
    Вот мы слушаем рокот гитары
    И романса "слова роковые".

    О беспамятном счастье цыганском,
    Об угарной любви и разлуке,
    И -- как вызов -- стаканы с шампанским
    Подымают дрожащие руки.

    За бессмыслицу! За неудачи!
    За потерю всего дорогого!
    И за то, что могло быть иначе,
    И за то -- что не надо другого!

    И. О.

    Ты не расслышала, а я не повторил.
    Был Петербург, апрель, закатный час,
    Сиянье, волны, каменные львы...
    И ветерок с Невы
    Договорил за нас.

    Ты улыбалась. Ты не поняла,
    Что будет с нами, что нас ждет.
    Черемуха в твоих руках цвела...
    Вот наша жизнь прошла,
    А это не пройдет.

    Ещё стихи: http://www.litera.ru/stixiya/authors/ivanovG/menu-alpha.html


    Welches ist der grosse Drache, den der Geist nicht mehr Herr und Gott heissen mag? "Du sollst" heisst der grosse Drache. Aber der Geist des Loewen sagt: "Ich will". © Friedrich Nietzsche.
     
    Профиль  
    helgasof51Дата: Среда, 02.03.2011, 21:07 | Сообщение # 2
    Участник
    Сообщений: 192
    Награды: 3
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Спасибо, Анастасия, за тему, подборку стихов и адрес сайта, где можно познакомиться с ними в полном объёме. Ещё в начале 90-х я прочла книги воспоминаний Ирины Одоевцевой -"На берегах Невы" и "На берегах Сены". Они пронизаны такой светлой любовью к Георгию Иванову и его творчеству. Удалось найти и прочесть многое из авторов, героев её мемуаров. Но вот с Ивановым знакомлюсь только сейчас, благодаря Вам.

    "Самые интересные вопросы остаются вопросами. В них содержится тайна. К каждому ответу следует всегда добавлять "возможно". Только мало значительные вопросы имеют окончательные ответы".
     
    Профиль  
    UberfrauДата: Вторник, 02.08.2011, 19:42 | Сообщение # 3
    Участник
    Сообщений: 44
    Награды: 4
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Ирина Одоевцева - очень светлый человек, ни о ком плохого слова не написала - мне тоже очень нравятся её мемуары. Почитайте "Петербургские зимы" Иванова - они не хуже, может быть, по форме даже более совершенны. Я рада, что Вам понравились его стихи - на мой взгляд, забытые совершенно незаслуженно. Ведь когда-то был первым поэтом русской эммиграции.

    Welches ist der grosse Drache, den der Geist nicht mehr Herr und Gott heissen mag? "Du sollst" heisst der grosse Drache. Aber der Geist des Loewen sagt: "Ich will". © Friedrich Nietzsche.
     
    Профиль  
    helgasof51Дата: Вторник, 02.08.2011, 19:58 | Сообщение # 4
    Участник
    Сообщений: 192
    Награды: 3
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Спасибо за совет.

    "Самые интересные вопросы остаются вопросами. В них содержится тайна. К каждому ответу следует всегда добавлять "возможно". Только мало значительные вопросы имеют окончательные ответы".
     
    Профиль  
    ввааццДата: Суббота, 18.06.2016, 18:48 | Сообщение # 5
    Пользователь
    Сообщений: 5
    Награды: 0
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    не плохое такое открытие, мне тоже нравится!!
     
    Профиль  
    margomargoritadДата: Четверг, 21.07.2016, 00:57 | Сообщение # 6
    Пользователь
    Сообщений: 7
    Награды: 0
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    up
     
    Профиль  
    margomargoritadДата: Четверг, 21.07.2016, 00:58 | Сообщение # 7
    Пользователь
    Сообщений: 7
    Награды: 0
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    up
     
    Профиль  
    margomargoritadДата: Четверг, 21.07.2016, 01:08 | Сообщение # 8
    Пользователь
    Сообщений: 7
    Награды: 0
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    smile
     
    Профиль  
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:

    Яндекс.Метрика
    Copyright Сайт высокой поэзии © 2009-2024 18+ При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна Хостинг от uCoz