Выброси стихи...
|
|
aerozol | Дата: Пятница, 18.02.2011, 22:39 | Сообщение # 1 |
Автор
Сообщений: 400
Награды: 9
Замечания: 0%
Статус: Offline
| В соответствии со своими утверждениями, высказанными мной 18.02.2011 г. в разделе Вопросы и предложения, предлагаю на критическое рассмотрение стих, написанный к конкурсу "Юность русского рока". Хотелось бы увидеть претензии, вопросы, замечания, интерпретации, взгляды со стороны и удары ниже пояса. Считаю его лучшим из представленных мной на конкурс. Готов к ответу. "Огонь!" Никита. Мне кажется, я узнаю себя в том мальчике, читающем стихи; он стрелки сжал рукой, чтоб не кончалась эта ночь, и кровь течет с руки. Б. Гребенщиков "С той стороны зеркального стекла" Выброси стихи, и не крути мячик, не проси стихий, ты подожди, мальчик. Я ж тебя люблю, как своего сына, я не опалю, я из огня выну. Впору жечь мосты и выпускать стрелки. Станут щи пусты, а жемчуга мелки, станешь тяжелей - так принимай вызов, в списке кораблей возьми второй снизу. Доля велика, она всегда внове. К морю привыкай, и привыкай к крови. Утро подождёт, пускай пройдёт ломка. Понт до горизонта. Да и тот скомкан.
Жили-были два коня. Это, братцы, про меня.
|
|
| |
alelnik | Дата: Суббота, 19.02.2011, 01:34 | Сообщение # 2 |
Пoльзoватель
Сообщений: 360
Награды: 9
Замечания: 0%
Статус: Offline
| поскольку я голосовала за это стихотворение на конкурсе и говорила примерно следующее: "голосую за эти стихи, мне кажется они достаточно раскрывают эпиграф, достаточно афористичны для рок-поэзии, и настроение соответствующее, и за список кораблей: беру третий снизу." могу высказаться и далее: стихи хорошие, мне понравились, - как песня (в которой смысл, простите, можно и подвинуть, главное, лишь бы звучало). а звучит, и с этим ничего нельзя поделать. но как стихи этот текст я не понимаю. вижу набор хлестких, красивых фраз, которые, несомненно, производят впечатление. начинаю ловить смыслы, текст рассыпается. вроде бы все указывает на то, что согласно эпиграфу действие посвящено ночи, которую лг собирается продлить. но обилие разноплановых выражений: мосты вместе со стрелками, тут же щи и жемчуга, и вызов и список кораблей (которые слабо увязываются в одну цепочку), - подсказывает, что подразумевается нечто большее, чем просто ночь, но жизненный этап, воспринимаемый лг со всем максимализмом, свойственным юности, как ночь? этап становления, по всей видимости, который можно коротко охарактеризовать последней строкой: Понт до горизонта, да и тот скомкан. вот эта точность и емкость последней строки, плюс сложнейшая рифмовка, - и вытягивают этот текст, как стихи. по моему скромному мнению.
|
|
| |
tengu71 | Дата: Суббота, 19.02.2011, 07:37 | Сообщение # 3 |
Автор
Сообщений: 450
Награды: 4
Замечания: 0%
Статус: Offline
| Я также голосовал за этот стих, так что тоже выскажусь. Как раз суть стиха была воспринята мной без особых сложностей (другой вопрос - верно ли?). Стих, как мне кажется, написан в жанре "наставления" (Алена верно подобрала выражение "этап становления") и выполнен последовательно и изящно. Да, некоторые образы могут создать впечатление ухода от темы, некоторой инородности, но это нормально, т.к. в стихах неизбежно присутствуют личные (порой сложные) ассоциации и образы автора, которые человеку постороннему понять сложно (а бывает, по себе знаю, и самому автору). Так что здесь я с Аленой не соглашусь, в плане "набора красивых хлестких фраз". Другое дело (и здесь я с Аленой скорее согласен) сбивает с толку взаимосвязь эпиграфа и стиха, она весьма неочевидна, мне кажется. Однако, вспоминая пост Юлии о целях конкурса (подхлестнуть вдохновение) можно сказать, что эпиграф цели достиг: вдохновение подхлестнул, а то, что оно в другую сторону поскакало, так Бог ему судья... Хороший стих, мне кажется. Пользуясь случаем поздравляю Вас, Никита, и Вас, Алена с хорошими стихами ("Звезда" очень понравилась, но тут и БГ как то странно прыгнул выше своей головы, я к его творчеству достаточно скептически отношусь, а эта песенка хороша).
君子明言道德
Сообщение отредактировал tengu71 - Суббота, 19.02.2011, 07:38 |
|
| |
Ecce_Chaos | Дата: Суббота, 19.02.2011, 14:02 | Сообщение # 4 |
Супермодератор
Сообщений: 470
Награды: 6
Замечания: 0%
Статус: Offline
| Поскольку я отметила это стихотворение в своём рейтинге, скажу несколько слов. Мне лично понравилась только одна строка - Quote (aerozol) Утро подождёт, пускай пройдёт ломка. лаконичное и точное описание известного многим состояния. Две последние строки, на мой взгляд, слабо связаны со всем остальным. Мне видится такая картина (без двух последних строк): отчим вручает наследство в виде корабля второго снизу по списку недорослю пасынку с тем, чтобы отправить того куда подальше. Наверняка возможны и другие прочтения, но для меня именно этот вариант связывает все воедино. Однако пара выражений и сюда не вписывается: - "не проси стихий" - можно ли так сказать и что сие значит? - "выпускать стрелки" - это про растения.
|
|
| |
aerozol | Дата: Суббота, 19.02.2011, 14:44 | Сообщение # 5 |
Автор
Сообщений: 400
Награды: 9
Замечания: 0%
Статус: Offline
| На правах давнего знакомого Автора попробую рассмотреть стихотворение построчно. «Выброси стихи, и не крути мячик…» - строка эта позволяет представить мальчика с книгой стихов в одной, а мячиком - в другой руке. С чего бы это? Обращаясь к эпиграфу, видим, что мальчик Гребенщикова тоже не промах, читая стихи, он одновременно сжимает стрелки часов, явно настенных, судя по наличию крови и доступности стрелок. Один – эквилибрист, другой – акробат. Гуттаперчевые такие. Несообразность этой картины говорит о том, что стихи они читают вслух и свои, значит, «выброси» означает «выброси из головы, не майся дурью, равно и мячиком». «не проси стихий…» - явно речь идёт о стихиях Воды и Огня, которых Автор сам жаждал в своём следующем произведении, неосознанно развивая тему. «Я ж тебя люблю, как своего сына, я не опалю, я из огня выну.» - тут очевидные Библейские аллюзии. Строка про мосты и стрелки говорит лишь о некоем безвозвратном переломе в судьбе того самого мальчика: назад – нельзя, стрелки, по-видимому, направлены вперёд или вверх. Что это за стрелки – я не понял. Кроме, естественно первого смыслового плана. Далее – парафраз пословицы, Автор мог бы и сам свою пословицу придумать. Слабо? Выбор корабля в списке тоже не представляется очевидным. Почему второй? Понятное дело, третий занят Алёной, но их ведь там свыше тысячи. В строку не влезли? Дальше – больше. Я о доле. Автор не сообщает нам точную величину доли мальчика, намекает на сюрприз и на то, что плыть придётся весьма и весьма. Привыкай, дескать. Мелькает догадка, что мальчик – это Синдбад-мореход, Улисс, если по-нашему – Садко. Только мелькнула – и тут появляется: «привыкай к крови». Миролюбиво настроенные Садко с Синдбадом нервно курят в сторонке. Попался, Улисс! Ломку комментировать не берусь, но ясно, что детские шалости со стихами и мячиками добром не кончаются. Жаль мальчика. «Понт до горизонта.» Смешно, мы уже распознали героя и без уточнения места действия, счёл бы эту строку излишней, если бы не последующая. «Да и тот скомкан.» Вот и финал, Автор признаётся в скомканности своего горизонта вкупе с остальным бытийным пространством, оставалась одна надежда – и та, мало того, что не приближается, но и, вдобавок, скомкана. Как, скажем честно, и комментируемый стих. Скомкан горизонт стиха – место ему в мусорной корзине, а не на Сайте Высокой Поэзии. P.S. Перекурив, обнаружил сходство на уровне плагиата с известным стихотворением И.Бродского «Одиссей Телемаку». Судите сами: Бродский – «считая волны, глаз, засоренный горизонтом, плачет…», «Расти большой, мой Телемак, расти.» Почему глаз плачет? Безусловно, потому что горизонт скомкан. Сор в глазу, так сказать. Но у Бродского в плавании Одиссей, Телемак же статичен. У Автора – наоборот. Хотя, возможно, стих просто нагло противоречит классику, и истинное его название «Телемак Одиссею» Автор пытался спрятать за скобки конкурса. Не удалось. Извини, Автор, но Истина дороже. С уважением! А. Эрозоль.
Жили-были два коня. Это, братцы, про меня.
|
|
| |
aerozol | Дата: Суббота, 19.02.2011, 14:49 | Сообщение # 6 |
Автор
Сообщений: 400
Награды: 9
Замечания: 0%
Статус: Offline
| Соображения А. Эрозоля не имеют ничего общего с моими. Это взгляд "С той стороны зеркального стекла" С уважением, Никита.
Жили-были два коня. Это, братцы, про меня.
|
|
| |
alelnik | Дата: Суббота, 19.02.2011, 18:46 | Сообщение # 7 |
Пoльзoватель
Сообщений: 360
Награды: 9
Замечания: 0%
Статус: Offline
| у БГ, я лично, не вижу никакой эквилибристики: мальчик, читающий стихи, явно читает наизусть, после чего стоит точка с запятой. в этом случае стрелки и ночь и кровь воспринимаются больше метафорически, чем реально. вот пример тонкой и глубокой метафоры. выброси стихи тоже тонко сказано, выбросить из памяти, из головы – общепринятое выражение, оно понятно здесь. Но рядом с этим не крути мячик снижает метафорическое восприятие предыдущей строки, потому как воспринимается чисто реальным действом. не проси стихий как метонимия вместо не проси огня, например, тоже вполне можно понять. не понимаю выражения: не опалю. Не вижу, какая здесь аллюзия. К неопалимой купине, что ли? Но там, вроде Господь вещал из горящего куста? а где вынимал из огня? впору жечь мосты я бы поняла, если бы рядом стояло, скажем, переводить стрелки, в смысле искать новые пути. основной смысл: про часовые стрелки здесь не читается из-за неточности выражения: выпускать – не отпускать. выпускать стрелки однозначно читается лишь как цветочные. и метафора эта рядом с мостами – сбивает с толку. пословица была бы хороша, если бы работала. а не работает, поскольку по смыслу не вписывается. о ком говорится в пословице: кому щи пусти, кому жемчуга – мелки? Не о том, ли, кто потерял представления об истинных ценностях – кому и жемчуга – какие-то ценные вещи кажутся мелкими, обесцениваются. а поскольку щи да каша – пища наша, то речь об общечеловеческих ценностях, не так ли? то есть, потеряв понятия об истинных ценностях, лг станет «тяжелей» и сможет принять вызов? поясните? про корабль – неплохо. и далее – вполне понятно, если бы не предыдущее. и плагиата я не увидела. если глаз засорен горизонтом, это не значит, что горизонт скомкан. как аллюзия для знатоков, вполне может работать. но для меня, например, и сама по себе эта строка, как я уже говорила, сильна. Автор, тщательней надо бы. и не придется выкидывать в корзину хорошие вещи. а?
|
|
| |
aerozol | Дата: Суббота, 19.02.2011, 19:23 | Сообщение # 8 |
Автор
Сообщений: 400
Награды: 9
Замечания: 0%
Статус: Offline
| Алёна, хорошо наподдали мне, но зачем Вы спорите с мифологическим персонажем А. Эрозолем, он же практически полный идиот. Я отнюдь не разделяю его суждений, а свои выскажу чуть позже, когда ещё получу по ушам. Давайте, прессуйте, пора огонь и воду проходить. А то всё трубы, трубы... С ожиданием продолжения, Никита.
Жили-были два коня. Это, братцы, про меня.
|
|
| |
YulKo | Дата: Суббота, 19.02.2011, 21:24 | Сообщение # 9 |
Автор
Сообщений: 689
Награды: 15
Замечания: 0%
Статус: Offline
| Quote (aerozol) и не крути мячик Честно скажу, создаётся сразу впечатление, что мячик здесь , как говорится, "для рифмы" - т.е. если и есть у автора какие-то ассоциации(в виде старых фото и т.п.), то читателю они не передаются, слишком мало почвы для них.Quote (aerozol) не проси стихий, ты подожди, мальчик. Я ж тебя люблю, как своего сына, я не опалю, я из огня выну. здесь аллюзии, на мой взгляд, работают - начиная со "стихий" и кончая огнём, из которого автор мальчика обещал вытащить.Quote (aerozol) Впору жечь мосты и выпускать стрелки. Станут щи пусты, а жемчуга мелки, станешь тяжелей - так принимай вызов, вот это не поняла напрочь - "в огороде бузина, а в Киеве дядька" - ни одна мысль не доводена до конца. увы!Quote (aerozol) в списке кораблей возьми второй снизу. Доля велика, она всегда внове. К морю привыкай, и привыкай к крови. Утро подождёт, пускай пройдёт ломка. Понт до горизонта. Да и тот скомкан. Вот это однозначно понравилось - здесь всё-таки вырисовывается картинка, и аллюзии лично меня уводят отнюдь не к Бродскому, а скорее к Мандельштаму и его "списку кораблей", а конечная фраза воспринимается антитезой к "А море Черное, витийствуя, шумит, и с тяжким грохотом подходит к изголовью".
|
|
| |
aerozol | Дата: Суббота, 19.02.2011, 22:08 | Сообщение # 10 |
Автор
Сообщений: 400
Награды: 9
Замечания: 0%
Статус: Offline
| Сожалею, но Редакторская прозорливость уважаемой Юлии полностью сняла покровы с первой строки. Мой тринадцатилетний сын в любой из ситуаций: пишет ли стихи, читает ли, учит ли уроки,- всегда именно вращает на всевозможных частях тела один из мячей, от теннисного до футбольного. Моторика нервная такая. Очень это раздражает, поверьте. Так что мячик был первой фразой при написании. Да, почвы тут действительно мало. Горячо. Видимо, это профессиональное. Никита.
Жили-были два коня. Это, братцы, про меня.
|
|
| |
tengu71 | Дата: Воскресенье, 20.02.2011, 07:19 | Сообщение # 11 |
Автор
Сообщений: 450
Награды: 4
Замечания: 0%
Статус: Offline
| Quote (YulKo) Quote (aerozol) Впору жечь мосты и выпускать стрелки. Станут щи пусты, а жемчуга мелки, станешь тяжелей - так принимай вызов, вот это не поняла напрочь - "в огороде бузина, а в Киеве дядька" - ни одна мысль не доводена до конца. увы! Лично меня в строке напрягает лишь "выпускать стрелки" и "станешь тяжелей" - не слишком удачно подобраны подчеркнутые слова, на мой взгляд. А в целом все логично по тексту, идет наставление о предстоящих проблемах (пустые щи, мелкие жемчуга) и закладывается модель поведения "принимай вызов". Мне так показалось. Относительно списка кораблей, полностью согласен с Юлией, сразу возникла ассоциация со стихом Мандельштама.
君子明言道德
|
|
| |
aerozol | Дата: Воскресенье, 20.02.2011, 14:20 | Сообщение # 12 |
Автор
Сообщений: 400
Награды: 9
Замечания: 0%
Статус: Offline
| Quote (tengu71) Лично меня в строке напрягает лишь "выпускать стрелки" и "станешь тяжелей" - не слишком удачно подобраны подчеркнутые слова Соглашаюсь, Евгений. Напрягают, особенно первое. Да и понял я, откуда ноги растут. В процессе написания пытался провести одновременно две-три смысловых линии, одна из них развивала бы эпиграф, другие бы позволили опубликовать результат без него, поскольку эти слова БГ не кажутся мне достойными цитирования, да и он меня не цитирует. А "стрелки" заставляли меня найти семантический баланс между нашим временем и временем, к которому отсылает стихотворение. Не получилось. Сел вносить коррективы. внесу - вынесу. Никита.
Жили-были два коня. Это, братцы, про меня.
|
|
| |
aerozol | Дата: Понедельник, 21.02.2011, 18:44 | Сообщение # 13 |
Автор
Сообщений: 400
Награды: 9
Замечания: 0%
Статус: Offline
| Выброси стихи. И не крути мячик. Не проси стихий, ты подожди, мальчик. Я ж тебя люблю, как своего сына, я не опалю, я из огня выну. Время жечь мосты, да поспешат стрелки, станут щи пусты, а жемчуга - мелки. Станет тяжелей. Так принимай вызов, в списке кораблей возьми второй снизу. Доля велика, она всегда внове. К морю привыкай, и привыкай к крови. Утро подождёт, пускай пройдёт ломка. Понт до горизонта. Да и тот скомкан. Исправленному верить. Никита.
Жили-были два коня. Это, братцы, про меня.
|
|
| |
YulKo | Дата: Вторник, 22.02.2011, 13:46 | Сообщение # 14 |
Автор
Сообщений: 689
Награды: 15
Замечания: 0%
Статус: Offline
| Уже много лучше, но ещё не совсем понятно, какая связь между сжиганием мостов, "опустением" щей о обмельчанием жемчугов? Почему "доля всегда внове" и как это зависит от её величины? Но, самое главное, про мячик ясности не прибавилось!
|
|
| |
aerozol | Дата: Вторник, 22.02.2011, 15:48 | Сообщение # 15 |
Автор
Сообщений: 400
Награды: 9
Замечания: 0%
Статус: Offline
| Дорогая Юлия! Мячик - это глобус. О! Спешное сжигание мостов рано или поздно приводит к ухудшению жизни и жемчугов, о щах уж не глаголю. А "доля"= "судьба", с добром, Никита.
Жили-были два коня. Это, братцы, про меня.
|
|
| |