scivarin | Дата: Четверг, 05.03.2015, 17:42 | Сообщение # 1 |
Руководитель проекта
Сообщений: 551
Награды: 9
Статус: Online
| Изображение кликабельно
Сегодня я хочу рассказать о чудом сохранившейся фреске несуществующего уже много столетий православного византийского храма. Фреска была обнаружена в 2004 г. сотрудниками Государственного Эрмитажа во время археологических раскопок Южно-Крымской экспедиции на территории генуэзской крепости Чембало, мощные башни которой и сегодня возвышаются на горе Кастрон в Балаклаве над входом в извилистую бухту Символа. О крепости XIV - XV веков в другой раз - я там, кстати, вскоре собираюсь в очередной раз побывать - а с фреской история вот какая. Нашли ее в своеобразном тайнике, небольшом углублении в углу внутреннего дворика предвратного укрепления - барбакана. Углубление оказалась заполнено фрагментами известковой штукатурки с сохранившимся живописным слоем. Реставраторам предстояло собрать сложнейший пазл, предварительно тщательно очистив все уцелевшие фрагменты и уложив их на клеевую основу. Все храмы крепости Чембало давным давно разрушены, в стрельчатом проеме какого из них некогда находилась фреска - неизвестно. В настоящее время фреска Богоматери Одигитрии украшает экспозицию Средневекового отдела музея в Херсонесе Таврическом.
Специалисты датируют фреску из Чембало XIV столетием - это время расцвета палеологовской школы в Византии и проторенессанса в Италии. Художественные тенденции двух ярчайших средиземноморских школ живописи того времени гармонично переплетаются в манере письма ее неизвестного автора. Основу населения Чембало составляли местные православные греки, носители византийской культурной традиции, а сама крепость принадлежала республике Генуя и управлялась генуэзским консулом. На кораблях сюда прибывали латиняне - купцы, авантюристы, воины, ремесленники. Были среди них, конечно, и художники. Глядя на эту фреску, легко представляешь себе беседу константинопольского монаха-иконописца с последователем Джотто. Не вместе ли они работали над этим замечательным произведением, очень красивым по цвету, покоряющим безупречной линией рисунка, изящным контрастом больших цветовых пятен и тонкой детализации, характерной для треченто (достаточно вспомнить хотя бы сиенского мастера Симоне Мартини). Изображение предстает перед нами исполненным неожиданного движения - словно спонтанно возникшего живого человеческого чувства, заставляющего Младенца нарушить канон, предписывающий ему располагаться на изображении Богоматери Одигитрии строго анфас. Это чрезвычайно интересный ренессансный жест художника, как будто желающего сказать нам о том, что любовь важнее канонов и условностей. Мы ненадолго вместе в этом мире, и нам нужно успеть сказать друг другу о ней несмотря на все строгости обряда. При этом фреска выполняет свою религиозную функцию, оставаясь мистическим окном в Запредельное, но зритель ощущает, как чистое ледяное дуновение, льющееся из этого окна, во внутреннем пространстве храма согревается душевным теплом и высокой печалью человеческого опыта.
Продолжением упомянутого жеста неизвестного художника, создавшего фреску, мне представляется жест ее неведомого спасителя.
Я думаю, что дело было летом 1475 года. Вообще-то на протяжении XIV - XV веков Чембало не раз брали штурмом - и хан Джанибек, и деспот Феодоро Алексей, и кондотьер Карло Ломеллино. Но только сокрушительная поступь войск Османской империи, которыми командовал великий визирь Гедик Ахмед-паша, означала для христианского населения капитанства Готия катастрофу полную и окончательную. Представьте себе ситуацию - осажденная сильным неприятелем крепость, прижатая к морю и окруженная головокружительными обрывами. Бой вокруг привратных башен, сумятица и паника внутри. Чувство обреченности. Ворвавшиеся в крепость воины не будут щадить никого - они не понимают и поэтому ненавидят мир ее обитателей. Те, кто не способен сражаться, погружены в молитву в храмах, которые вскоре будут подожжены и подвергнуты поруганию. Купцы инстинктивно стараются припрятать презренный металл, в тщетной надежде когда-нибудь за ним вернуться, хотя все понимают, что впереди лютая смерть или тяжкое рабство. А в это время кто-то бережно снимает со стены слои хрупкой штукатурки, и стараясь не повредить покрывающей их драгоценной живописи, складывает фрагменты в импровизированный тайник. О чем думал этот средневековый ценитель искусства? На что надеялся? К кому было обращено его замурованное послание? Возможно, в начале XXI века оно нашло своего истинного адресата.
Судьба многих памятников искусства драматична и удивительна. У них есть свои рыцари и ангелы-хранители - археологи, искусствоведы, реставраторы, сотрудники библиотек и музеев. Есть поклонники - как искренне восхищенные смыслом эстетического сообщения, переданного из глубины веков, так и равнодушные, подталкиваемые снобистским лицемерием. Но есть и враги.
Такими врагами, понятное дело, прежде всего являются вандалы, именуемые так по названию недоброй памяти германского племени, представители которого были замечены за бессмысленным уничтожением великолепного наследия эллинистической культуры Древнего Рима. В наши дни человечество столкнулось лицом к лицу с новым вандализмом - массовым, вооруженным современными средствами разрушения, идейно обоснованным, имеющим систематический характер. Талибы, взорвавшие древние гигантские изваяния Будды, сменяются изуверами ИГИЛ, громящими уникальные коллекции музеев Ирака и Сирии. Нацистское зверье, разгулявшееся на Украине, методично сжигает или подвергает прицельному артиллерийскому обстрелу православные храмы, крушит памятники советской эпохи. А участившиеся пожары в крупных библиотеках? Я понимаю - конечно, случайность.
Все эти новые вандалы - жертвы направленной идеологической мутации, результат бесчеловечного эксперимента, проведенного специалистами из цитадели доллара и демократии. Мерзости, управляющей сейчас Западом и стремящейся к глобальному господству, необходимо стереть коллективную память человечества. Отформатировать диск. Только выполнив это условие, они могут приступать к окончательной установке системы тотального контроля, структурирующей общество в марширующие отряды биологического материала, используемого прагматичными хозяевами в собственных интересах. Никакой конспирологии, ребята, просто следите за руками. Рабочие испытания элементов этой системы идут полным ходом, причем совершенно открыто. Распространение коллективного помешательства среди населения Украины происходило на ваших глазах, и вы не заметили ничего странного? Не уловили точных движений сильного и безжалостного противника?
Тем не менее, противодействие наступающему безумию возможно, и главной базой сопротивления, конечно, является мировая культура во всем ее богатстве и разнообразии, во всех ее головокружительных парадоксах, крышесносной эклектике и взрывных противоречиях. Культура и цивилизация, историческая память и способность к творчеству - это вещи, которые нам нельзя терять ни при каких обстоятельствах. Разумеется, наблюдая окружающий цирк, иногда хочется плюнуть на все. Но когда становится совсем тошно, я вспоминаю о человеке в осажденной крепости, держащем в руках пластинки штукатурки, покрытые красочным слоем. И о реставраторе, который через пять столетий собирает эти фрагменты воедино, воскрешая утраченный образ. Не знаю, почему, но это помогает.
Сообщение отредактировал scivarin - Четверг, 05.03.2015, 17:44 |
|
| |
Sophi | Дата: Пятница, 06.03.2015, 00:32 | Сообщение # 2 |
Автор
Сообщений: 176
Награды: 5
Замечания: 0%
Статус: Offline
| Спасибо, Олег, за рассказ о действительно уникальной фреске и связанными с ней событиями и ассоциациями. Произведения искусства рано или поздно находят тех, кому они адресованы, и кто может понять их смысл и ценность. Художник, кроме мастерского напряженного труда, вкладывает в свое детище немалую часть себя, создавая образы, пропитанные особой энергией, способной наделить произведение мистической силой. Такая энергия, несомненно, влияет как на зрителя, так и на дальнейшую судьбу творения души и рук мастера.
И да, можно находить в произведениях искусства и судьбах людей искусства источники, как вдохновения, так и дающие силы не сдаваться, даже если вокруг такой отвратительный цирк.
А мне, как пример такой связи и взаимодействия, вспомнилась "Звёздная ночь" Ван Гога и вот это стихотворение Тарковского
Пускай меня простит Винсент Ван-Гог За то, что я помочь ему не мог,
За то, что я травы ему под ноги Не постелил на выжженной дороге,
За то, что я не развязал шнурков Его крестьянских пыльных башмаков,
За то, что в зной не дал ему напиться, Не помешал в больнице застрелиться.
Стою себе, а надо мной навис Закрученный, как пламя, кипарис.
Лимонный крон и темно-голубое, - Без них не стал бы я самим собою;
Унизил бы я собственную речь, Когда б чужую ношу сбросил с плеч.
А эта грубость ангела, с какою Он свой мазок роднит с моей строкою,
Ведет и вас через его зрачок Туда, где дышит звездами Ван-Гог.
Именно к искусству стоит обращаться, когда тошно. И было бы хорошо, чтобы это понимали не только люди, связанные с творчеством...
Сообщение отредактировал Sophi - Пятница, 06.03.2015, 00:33 |
|
| |