Порой эпитет (и вообще - нужное слово) ищешь десятилетиями. Большинство поэтов не подозревает, что можно, в случае отсутствия оного в языке, придумать неологизм. Но в данном случае обошлось. А сначала спичка была "ломкая".
Однако же неологизмы - штука весьма коварная. Далеко не всегда русский язык "выдает лицензию" на существование того или иного неологизма, и если этого не происходит, автор оказывается в нелепой ситуации. Впрочем, в случае удачи, тот же автор принимает поздравления. Справедливости ради, следует заметить, что эпитет "легкая" никаким неологизмом, конечно, не является, но его применение по отношению к спичке оказывается неожиданно точным - в результате возникает замечательный ёмкий образ, задающий тон всему стихотворению.
Да, придумать неологизм - это сверхзадача. Главное к нему требование - он должен звучать естественно. Но что значит "естественно"? Здесь к каждому конкретному случаю - своё требование. Общего правила нет. Впрочем, есть так называемые ситауционные неологизмы, которые в автономной употреблении непонятны, но раскрываются в контекте. Знание правил образования неологизмов - это целая неописанная пока никем наука. К неологизции принуждает строгая рифма.
ля меня самой важной здесь оказалась строка "Вечно слыть за домоседа". Объяснюсь. Арсений Александрович Тарковский, с которым я был знаком по переписке (он ответил на одно мое письмо, но очень холодно, не оставляя никакой надежды на встречу или продолжение переписки) оставил мне в своём посмертном трёхтомнике литературное завещание. Не ищите его на сайте Тарковского. Там его нет. Этот раздел вместе с рисунками Тарковского изъяли цензоры. Так вот, среди прочих стихотворный эпиграмм Тарковский помещает текст под названием "Эпитафия скороходу":
Царь Александр Македонский воздвиг усыпальницу эту – Да упокоится в ней раб-скороход Автопед! Триста три тысячи стадий отмерил он правой ногою, Столько же стадий другой – левой ногою пройдя. Если ты веришь Зенону, сложи эти числа, прохожий! Молви: Хитрец Автопед бегал всегда босиком!
Так вот, это точно не про меня. Я почти нигде не был. Города, которые я посетил, можно сосчитать по пальцам. И вообще я домосед. Как яствует из этого стихотворения, речь идёт о Чернобыльском саркофаге. Автопед - это экс-президент СССР Михаил Горбачев.
Однажды, поздним вечером , я сел в троллейбус, идущий по Бережковской набережной. На остановке "Мосфильм" в салон вошел Андрей Тарковский. Черные усы , на руках черные тонкие кожанные перчатки, хотя был,помнится, июнь. Кажется ,это было уже после его смерти.
Вот тут я готова поспорить,поскольку лести,как Вы выразились,в данном комментарии нет ни грамма!Даже оправдываться не в чем,почему Вы так это восприняли,позвольте поинтересоваться.Вот яркий пример того,как воспринимается письменно изложенная мысль-пишешь одно,видят другое...
Мне дороги эти стихи, потому что в них отразилась моя юность. А я поставил себе очень амбициозную цель - написать за всю жизнь сборник стихотворений, в который вошло бы текстов сто, е больше, но это были бы одни шедевры... Я обратил внимание, что даже у самых знаменитых поэтов можно обнаружить как действительно гениальные стихи, так и проходные, а то и просто неудачи. Я же решил не написать ни одного неудачного стихотворения и чрезвычайно ужесточил требования к себе. Если бы мой проект удался, я как солнце затмил бы своим сиянием все звёзды на небосклноне, так что их не стало бы видно. Но, хвала Аллаху, мой метод стихосложения претерпел серьёзнейшие системные переделки, так чтоя начал писать очень много и очень быстро. Когда выдаёшь на гора такое количество, неизбежны неудачи. Зато те, кто будет читать меня в будущем, с облегчением вздохнут: не боги горшки обжигают...
Наверное,потому,что Вам дороги Ваши строки,они и вызывают такой живой отклик у читателей.И хоть я не обладаю профессиональными знаниями в области поэзии и еще дальше от алгебры(просто чувствую душой),но и мне Ваша спичка очень приглянулась,ведь можно было написать "тонкой спички"-и все,эффект был бы уже другой.А что касается амбициозности,то с одной стороны,она хороша тем,что является двигательной силой,но бывает,что заслоняет собой лучшие качества человека-как отражение в кривом зеркале,создавая часто неумышленные баръеры и конфликты.Как известно,у любой медали две стороны.Но вобще понимание,тем более,взаимо-явление,к сожалению редко встречающееся...
"Лёгкая спичка" - это, безусловно, не неологизмд, здесь автор шедеврически использовал самое банальное прилагательное, но всё стихотворение на нём держится. Вы правы, Софи, любое другое слово развалило бы всю конструкцию! Вот это и есть чудо поэзии, когда вовсе не неологизмы, а самые простые слова начинают играть другими красками, приобретают дополнительные и удивительные смыслы. Но чтобы это происходило, поэт должен обладать искрой Божией, даром, талантом. Всё это я к тому, что Ваши, Вадим, вавилонско-башенные цели не сбылись только потому, что Вы взяли непосильную для человека ношу.
«Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; Ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко». Это я развиваю,Вашу Юля, тему о ноше...Человек не несет крест тяжелее,чем может выдержать. По-моему,адрес форума поменялся,и все благодаря Вашей,Вадим Викторович,"спичке",как в прямом,так и впереносном значении-зажгли!!!
Ну да, я тоже люблю этот приём, когда самые простые слова вдруг порождают такую экспрессию, какой не создашь никаким другим тропом. В моей классификации это - окказиональные автологизмы. Например, у Баратынского в "Осени":
И красен круглый лист осины...
Я с юности подражал Баратынскому, имея за образец эти два эпитета. Вот, например, аналогичный приём в моём восьмистишии "Тогда, в сиянии луны..." Там валуны названы "большими". И всё! А какая экспрессия. Или в переводе "Балкона" Бодлера (это, кстати, любимое моё стихотворение) лирический герой патетически восклицает: "Как сильна любовь!" - и этому эпитету веришь, потому что он употреблён к месту.