ЭЛЛАДА
У философов перипатетиков Все учителя слушали стоя. Колоннада (по-гречески «стоя») Была местом прогулок. Рост этиков, Этих самоубийства эстетиков Породил стоицизм, так что Стоя Стала, в чём убеждён на все сто я, Ещё местом собранья патетиков, Ну а «пафос» есть псевдострадание, Что украшено речетативом, Часто переходящим в рыдание, Да с пластическим декоративом Жеста… Преподавал в Симферополе Культуролог… Пучок с ним укропа ли?
Философы желали больше славы, Чем истины. Профессия витии Ценилась выше кузнеца, что сплавы Сплавлять умел. Вот корни Византии! А где ещё трёх, двух и одноглавы Орлы? Полностью Библию прочти и Узнаешь про орла перипетии. Не сами ли себе искали зла вы? Философы желали славы больше, Чем истину в вине волхвы в дни наши Вот, в кабаке мерещится она ж, и Нет славы никогда ведь перебольши. Профессия же ритора, софиста Ценилась больше мастерства арфиста.
Закон моральный в моём сердце: «Бога любить должно усердце!» И Млечный Путь над головой Жить заставляют не в осердце На ближнего. Просто на свой Круг возвратился ближний твой… И у него ж есть то посердце, Что пахнет скошенной травой. В Афинах, а их знать спесива, Я поместил бы на фронтон Ученье: «Поступи красиво!», Но дорог грекам сладкий стон. У эллинов я как философ Стал бы малейшим средь колоссов…
Геометра Евклида однажды спросили: «Прокормить сам себя, числовед, ты хоть в силе?» Вопросившему выдал обол грек лукавый: «Ибо ты ищешь пользы». Слова всех взбесили. Что сказать хотел этот в пространствах блукавый? То-то вид у него не просильно-ласкавый! Чтоб тебя на пиру всякий раз обносили! Хитрецу подмигнул лишь бродяга клюкавый. Афиняне топой обступили Евклида: "Научился считать, и стал пупом земли, да?" Ничего математик уже не ответил. Зато скульптор Мирон грекам не инвалида Изваял - эллинизм, он телесностью светел... Дискобола! - Красив, правда? Как вы просили!
Милет, трагический поэт! Не вышел у тебя дуэт С Сократом, вот ты и взбесился: «За что бесплатно статуэт Исстукать Фидий согласился Сего Сократа? – Напросился! Не глядя на пескоструэт, Как с вазой писаной носился С ним, пустобрехом! Уж так рад, Что нищий посетил Сократ Стены его – слуга всё видел! – Тогда как я, аристократ, Впрочем, его возненавидел За то, что он не наш собрат!»
Либерализм и демократия – Слова, приятные для всех, И я как мёд душистый, братия. Смакую с вами их здесь – эх, Как бы скорбел об их утрате я! Я б разорвал от сих до сех Хитон свой, в пепел без отвратия Сел бы, скорбей аки носех… Но процветает в нашем обществе Народовластие, а с ним – Нестрогость нравов, и, в обобществе, Ими мир классовый храним. На театральной лягу сценности Костьми за обе эти ценности!
Я рос садовым вором. Мне Как в Спарте дали воспитанье: Помня о папином ремне, Сам позаботься о питанье! Мальчишке нужен риск. Он не Девчонка, чтобы испытанье Страхом не выдержать вполне, Словно герой – врага пытанье. Со временем я стал хитёр: Добычей, папа чтоб не злился, Ворованной с сестрой делился И с мамой, быв уже матёр, И очень редко попадался – Черешней с мая объедался!
Одиссей, царь Итаки Не танцует сиртаки? Быть не может. Скандал. Как же это, вот таки и Не танцует? Вандал, А не Еллин! Зевс дал Меч с копьём для атаки, Чреслам - танец удал! Почему не танцует И конём не гарцует Разве плохо вино? Всяк, испив, молодцует! Как же, пьёт, и давно, Но сидит всё равно!
Не наступи на скорпиона, А наступил, так берегись, И только Беня, сын Сиона Их топчет с криком: «Не едись!» Изобразил Лаокоона Античный скульптор. Приглядись, Что древний грек во время оно Явил? – Мозгами потрудись! Туманного то Альбиона Конец трагичный. Не влюбись В статую и Пигмалиона Грех повторять не торопись! Экскурс в античность Бенциона Закончен… На себя сердись!
Дионисийство, значит, очищает Кровь от застоя? Но сводит с ума Дионис тех, кто пол свой превращает, Как Зевс и Ганимед, да хоть сама Сапфо, стихи которой посвящает Алкей напрасно – гордая весьма Ценительница девушек. Смущает Любовного одной из них письма И до сих пор гречанок содержанье... Изнеженной Эллады больше нет, А поэтессы чувств неудержанье Осталось, в темноте как липь тенет, Всё новых жертв, как мошек, уловляя И девушек бесстыдством удивляя.
Я – девственная пифия, оракулы Европе изрекающая в Дельфах: «Пожрёт вас Голливуд с клыками Дракулы… Как выродился волк – метит сад эльф, ах…» Я – Клото, судьбы жизненные ткущая, Лахесис, направляющая нити. И Атропос, к ним ножницы влекущая… Со мною рядом Путин, извините… Я тонкой обладательница талии, Вокруг меня такие кавалеры, На мне платья из Франции, Италии… Поэмы посвящают мне Бодлеры! Один жить будет в веке девятнадцатом, Второй – в левитодвадцатитринадцатом…»
Вы же не жёны нежные, мужи! Остановитесь, Эллины! Но где там… И нет у наготы уже межи На юном олимпийце неодетом. Пойди, что неживы они, скажи, И слава их повисла на гвозде том, Который проржавел весь… Да во лжи Вмиг обвинят: при семени бездетом Эллады ли сыны? Сапа проржи Тиха... Краса же в фаллосе воздетом! Хвататься стали сразу за ножи Вы зря при самолюбии задетом. Рабыня ли твоей, грек, госпожи Спит с ней при ухе колечкоцепродетом?
Нет, юность не устала от весны. Но греется на солнце и философ Кинический. Ему не снятся сны. Он грезит наяву лёт альбатросов... Он видит, как погибели сыны На палубе среди канатов, тросов, Поймав его – вот хрюкины свины! – Над ним глумятся. Мрак в глазах матросов. А он ребёнок, нет на нём вины. Не надо ему рыбьих их отбросов. Сел на корабль, не заплатив цены? Да, сел, а что? Глупейший из вопросов. Часы его, похоже, сочтены. Бросится в море – прочь от хуесосов...
Я и Гомер и все его герои. Афине в дар из дерева коня Для жертвенного, якобы, огня Я предложил, я был в осином рое, Которому конь был словно броня. Во мраке и тетива звонче втрое. Открылись в эту ночь ворота Трои… Как хитреца аэд воспел меня! Люблю идти на приступ в пешем строе, Сверкающим мечом о щит звеня, Холодное спокойствие храня, Но есть в бою дыхание второе! Без схватки нет какой уж год ни дня. Опять тряпьё от крови всё сырое...
Безнравственно раба за своенравие Пытать и над строптивым издеваться. Синоним плутократии – бесправие. Просто нет прав, и некуда деваться. Не стал раб пить за господина здравие, Но предпочёл тверезым оставаться. Не ходит он в священное дубравие, Чтобы как все утехам предаваться. Раба за своенравие безнравственно Пытать и издеваться над строптивым, За то что он не мясо есть, а травственно Питается, и с видом неучтивым Глядит на господина, но презрение Скрывает наглый раб, есть подозрение.
Официально нет такой Науки, что была царицей Когда-то знаний и сторицей Сестрам всем щедрою рукой Давала по серьгам. «На кой Ляд ныне доброй быть с сестрицей? – Спросила Физика – Старицей Стала Риторика с клюкой». «О, неразумная! Какой Ползёшь ты медленной мокрицей По стезе знаний с осмотрицей, Кто б не нарушил твой покой! – Сказала бабушка. – Морской Лучше лежала бы вустрицей!»
Гордиев узел – просто куча кала. И грек к иносказанью прибегал, Когда говорил правду и не лгал, В фигуры речи мысль его вникала, И то, что мерзко, мило облекала В одежды благовидные. Влагал Стыд в уста образ, чем и помогал Риторике. Адептов привлекала Она, а не с трудом уже искала, Как в наши дни. Кто б ныне постигал, Что есть пята Ахилла? – Здесь галгал… «Пята» есть место плавкого накала! Не зря ведь в Индостане «Калакала» Зовут тебя, трясущий астрагал!
Тень – демон тьмы, но он одет в сиянье, Подобно небу ночью, но и днём Свет солнечных лучей вокруг на нём, Как если б среди них было зиянье. Его высочество, чьё одеянье Столь лучезарно… Вместе с ним вздохнём: «Ах!» – Тяготится им: «Что днём с огнём Ходить?» В князе – сплошное обаянье. Старый Козёл живёт на подаянье… Мы Чёрта нищетой не припугнём, В бараний рог ни болью не согнём, Ни голодом. Христово удвоянье Молодо станом, аки изваянье. Здесь Диониса греков вспомянём.
Древние пластические греки Дважды не входили в те же реки… Ошибались Еллины: а тени Это – кто? Не тоже ль словореки? Грек ли мыслим без своей настени? В палице шипы есть и в кистени, Мясо – в караимском чебуреке, А у грека – тень. Не без свистени. Спрашивается: нечто иное Тень есть имяреку или частью Целого является? Двойное, Грек, ты существо, здесьисейчастью Ибо обладаешь – с нею вместе Дважды ты в одном и том же месте!
Ордер дорический суров, Как царь, который хмуробров: «Да, я тиран! Без тирании Народ мой не был бы здоров!» У ионического днии Столпов рассчитаны на дни и Часы, над ними хрупкий кров. Из пыли учтены темнии. Коринфский ордер сброшен в ров. Кодло пузатых поваров И легкопрыгов, обвини и Убей Сократа! Аж махров, Так изукрашен. Темнь в чернии В нём переходит, бель – в пернии.
Коноплю не опасно вкушать Только после поллюций возврата, А не то будет нечем дышать, Потому что была семятрата. За неё можно жизни лишать, Нет, не друга, товарища, брата, А того, ослух кто и мешать Лишь умеет, питомец разврата. Коноплю вредно не разрешать – Населения будет утрата. Я завет пришёл не нарушать, Но исполнить, и вера добра та, Целибат где есть, а не плошать... Конопля научила Сократа.
О, не Дедалы! Деньги отвлекают От радости творить и не дают Спасти себя при жизни, обрекают На роскошь, хоть достаточен уют При скромности, к ним быстро привыкают, Но соки они хищнически пьют И на поступки гнусные толкают, Вгоняя в страх: вдруг и меня убьют? Людским порокам деньги потакают. Киша, на бирже маклеры снуют, А кто из них не грешник? Завлекают В ловушки и там аду предают. Богатых эгоистов не пускают Туда, где счастье даром раздают.
Я не покинут, хоть и одинок, И не оставлен, хоть долга разлука. Как Одиссей, стреляю я из лука: «Так ты её жених, пёсий щенок?» А вот и обнажается клинок. На, противопоставь доброму злу-ка Своё злое добро! Ем хлеб, раз лука Нет, с солью и водой я, царь-инок. Неприхотлив как пёс и как собака Лишения сносящий, я эстет При этом, чей удар, словно кастет, И если надо, я с плеча рубака. Пусть вас коснётся детская рука – Рассыплетесь, как люди из песка!
Профессор права Эосфорос Не запрещает воровство роз, Если ворует розы с риском Быть пойманным для коры корос: «Ни скважиной он, ни прииском Ведь не владеет, чтоб к запискам Любовным прилагать как Сорос Корзины роз не одалискам, А девочкам своим! Воруя Цветы ради своей любимой, Разве краду их не к добру я? Святой порыв не оскорби мой, Ханжа! Неужто нет для вора Прощенья кроме приговора?»
Безденежью жизнь учит не того, Наказан кто от Бога, а немногих Своих любимцев – знает для чего Ум дан им среди них, очкобревногих! Им некогда трудиться для сего Взывающего чрева. Из двуногих Беспёрых с плоским когтем одного Афинянина вспомним: промежногь их Он высмеял на площади, собрав Хохотунов толпу, а когда кончил, Изрёк: «Тук на костях я б не истончил, Если бы мог, семь дней уже не жрав, Насытить своё чрево, потирая Вот так же и живот, греки, вчера я!»
И Гордий знаменит, и Герострат. Один наклал и очень остроумно Распутать предлагает узел, рад Собственной шутке и смеётся шумно. Другой сжёг храм, корабль словно пират, И счастлив, что прославился хоть чумно. А в наши дни на славу сколько трат! А гордии как шутят толстосумно! «Всё возвратится на круги свои И ничего не ново под светилом Дня, так и ночи…» – Это строки чьи? Того, слывёт кто не соломкостилом. Чей поздний слог – это отменный вкус. Не наблюдаем стиля в нём искус!
Философа торговцы ненавидят За то, что он бездельем знаменит. Тут трудишься весь день – Эллины видят! – А славы никакой. Она ж магнит. О мне не на агоре ядовидят, Там видят: о себе много не мнит Нищий гордец, и цену, лишь завидят, Сбавляют ему, пусть, мол, извинит, Не даром что дают. Меня не любит Высокое начальство. Я его Не прославляю. Им за коноплю бит. "Наркотика" защитник я сего! «На чём запрет основан?» – Вопрошаю, Чем многим жить красиво я мешаю.
Говоришь, нужна жена Для наследников рожденья, А наложница важна Для времяпрепровожденья? Хорошо, но промежна Юноши, сын возбужденья, Для чего тебе нужна – Для вконец изнеможденья? Молодёжь-то знать должна Не одни лишь заблужденья Сего вялого рожна, Но и прочие сужденья! Не та дружба, что нежна. С Ганга нет на вас кажденья…
Тебя, Земля, Бог создал для людей, Почти богов, и вот, как обезьяны Стали они. Сочти свои изъяны, Несовершенство! Ты - прелюбодей... Велик Платон. Он создал мир идей, А сам - мальчиколюб: "Когда мы пьяны, А пьяны мы всегда, то мы буяны! Так что ж, не пить вина? Итак, балдей, Пока живёшь!" - Ещё здесь не злодей Сократа друг, но Эллины - смутьяны Умов: "Имея жён, гетер, смеяны- Весельчаки нужны нам и блядей Они дороже всех!" - Самонадей, Просто на женщин нет у вас стояны...
Жутко жить, когда ты знаешь, что Смысла нет у жизни никакого. Ну же, отымела мальчуково, Лесбия, подружку? Спросишь, кто Я, чтоб вопрошать? Скажу: «Никто» Имя моё. Хитромудра кова… Возражаешь, что, мол, здесь такого, Девка если с девкою? А то, Что ты недостойна Одиссея. Острова Эллады видел все я, Десять лет у нимфы Калипсо Прожил, брали в плен меня киклопы… Сохранил Зевс юность Пенелопы, Для тебя же время – колесо.
Демократия ведь и Сократа Осудила на смерть ни за что. Эллин понял: вредна семятрата И давай проповедовать то: «Это ж не обретенье – утрата! Возместит трату радости – кто? В сластолюбии корень разврата…» А ему: «Святоместо пусто! Слышь, с Платоном кто спал? Развращаешь Сам своих же ты учеников, А потом златоусто вещаешь: «Я как эллины все не таков!» Ты и в жёны кого взял? – Наяду! Обнаглел ты, Сократ. Выпей яду.
Прекрасна смерть Сократа. Петуха Асклепию он – за выздоровленье! – Пожертвовать велел… И так тиха. Ну не отход, а взоров умиленье. Зато Платона смерть была плоха. Он умер на пиру, увеселенье Кончиной омрачив. Судьба лиха! Похоже, это было отравленье. Отлична демократия твоя От эллинской чем? – Запад вопрошаю. Не жертва ли её теперь и я? Цикуту дайте мне – не оплошаю. Я умереть хочу и был бы рад Оставить это тело как Сократ.
Радости есть тихие. Они С ветерком под тенью в зной сравнимы, А восторгом буйным в ад гонимы Те, кто прожигает жизни дни. Много о себе не возомни, Лесбия, а женщины ценимы Мною те, что хоть легко ранимы, Зато ждут хоть до смерти, одни. Радости есть светлые: сравни Вычуры блудницы, что ценимы Чернью, с жемчугами, что не мнимы, Нет которым на земле ровни, Одиссея – звёздные огни! Ради них все траты извинимы. |