В бредятину народ поверит дружно, А в истине сомнения у всех, И это оттого, что лишь наружно Подобны Богу вы от сих до сех. Жестокошейно смотрит, выепружно На Бога сей удилозакусех, Ржущий "гу-гу!", звуча навсеокружно, Будто убит не будет он здесь, эх!* Внутри же человек с большим излишком Подобен зверю, просто даже слишком. Зачем ему поэзия? - Мяску б! Из всех тел геометрии какое Полней всего являло б зло людское? - Вне всякой конкуренции здесь куб!**
*Ты ли дал коню силу и облек шею его гривою?Можешь ли ты испугать его, как саранчу? Храпение ноздрей его -- ужас;роет ногою землю и восхищается силою; идет навстречу оружию; он смеется над опасностью и не робеет и не отворачивается от меча;колчан звучит над ним, сверкает копье и дротик;в порыве и ярости он глотает землю и не может стоять при звуке трубы;при трубном звуке он издает голос: гу! гу! и издалека чует битву, громкие голоса вождей и крик (Иов: 39, 19-25).
**Борхес пишет в "Семи вечерах": "Например, в одной из книг по геометрии Данте прочёл, что куб - самое крепкое из всех тел. В таком обычном замечании нет ничего поэтического, однако Данте пользуется им как метафорой человека, который должен претерпеть удары судьбы: "Ben tetragono ai colpe di ventura" - "Человек - это добрый куб" - действительно редкое определение". Бодлер, который тоже обратил внимание на эту метафору Данте, прочёл эпитет "добрый" как антфразис:
Шарль Бодлер
ОШЕЛОМЛЕНИЕ
Гарпагон у папаши одра Богу душу Отдающего, в сердце своём говорит: «Старых досок на гроб хватит. Новых под тушу Я такую не дам. Кто ж деньгами сорит?»
Селимена воркует: «И сердцем добра я, И Господь красотой меня не обделил». Её сердце! Коптят, эх, не Ангелы рая Колбасу эту! Кто б её вкус похвалил?
Себя светочем мнящий, но чадный газетчик Говорит бедняку, аки бес сея мрак: «Где твой Бог, воскрешающий мёртвых? Ответчик, Отвечай, что молчишь? В Бога верит дурак».
Мысли ведомы мне одного извращенца, Что, зевая от скуки, в разврате погряз, Но скулит и канючит – вот этот визг щенца: «Добродетельным стану я, но… через час!»
Бой часов раздаётся вдруг металлозвонный: «Через час? На висках уж твоих седина, А ты глух, слеп и мёртв, труп живой, ан зловонный, Муравьями подрытая, рухни стена!»
Но вот исполненные духа отрицанья Слова, ирония с гордыней где слышны: «Чёрная месса разве стоит порицанья? Яства запретные пикантны и вкусны!
Воздвиг каждый из вас мне храм в глубинах сердца, В мечтах кто задницы моей не лобызал? По складкам вокруг губ я вижу иноверца! Однако же я вам ещё не всё сказал.
Лицемеры! Схитрили, урвали и рады? Жульничать с Сатаной? Это уж через край! Захотели за раз получить две награды: На земле – капитал, а на небе что – рай?
Да не будет! Но надо, чтоб дичь заплатила Птицелову! Я что же, охотился зря? Кто тебе жить трудом, раб дрянной, запретил, а? Выбирать надо было, вон, поводыря.
Провалитесь теперь, как один, все под землю В мой дворец, в чьём названье – всего один слог – В Ад! Мольбам о пощаде жестоко не внемлю. Представляет собой Ад один цельный блок,
Из греха состоящий вселенной всей – слава В нём моя и гордыня моя тоже в нём. А глядит дом греха на вас надменноглаво, Не как киник, искавший людей днём с огнём.
В небе грянул набат. Ангелов хор победный Ему вторил: «Блажен Бич Господень, что гнал Вон из храма менял – в Меч теперь он небедный Обращён, своё место, богач, чтоб ты знал!» |