Людей так восхищает красота- Воспринимается она как божья милость. Шарахаются взгляды от холста, Изображающего мира некрасивость.
Глаз радуют березки и ручьи, На облаках пушисто-белых ангелочки И солнца золотистые лучи, Целующие на поляночке цветочки...
А тот, кто в страха омут погружен, И в чьих видениях безумствуют кошмары, Плитой бетонной давит небосклон, Зрит вечное круговращение сансары.
Примерив смерти черные очки, И видя абрисы уродства и оттенки, Он пишет не цветные ручейки, А мира страждущего мрачные застенки.
Вокруг чащобы человечьих душ, Вглядевшись в их доподлинные лица, Одно желанье - под холодный душ, И непременно перед сном перекреститься!
Предсмертный зов - к кому? Последний жест Из поглощающего заживо колодца Кипящей боли... Благостью божеств В геенском вареве увязший не спасется.
Порок сплетает сети как паук, И миром правят боги страсти и наживы. Морщины скорбных лиц, мозоли рук Не вызывают восхищенья - некрасивы...
Красивой жизни хочет люд земной. О, сколько создано прекрасного на свете! Но, так и не спасенный красотой, Мир, неприкрашенный, уродлив на портрете.
Его душа взывает вникнуть в суть Причинно-следственных цепей без обольщений. В глаза коль безобразию взглянуть- Соприкоснется взгляд с лучами просветлений.
Легко благообразье восхвалять И воспевать стократ воспетые березки, И наслажденьем время убивать, Нашив на одеянье серой жизни блестки.
Людей так восхищает красота, И о спасении поет "Анастасия"... Отпрянув от страшащего холста, "Красы ценитель" убежден: "шизофрения".
Автор: Софья | Добавил: Sophi (03.04.2012)
| Жанр: стихи
Присоединяюсь к Олегу. Очень хорошо, что Вы вернулись.
Стихотворение напомнило историю о Ван Гоге, которую я когда-то читала: когда маленький Винсент показал свой рисунок отцу, главной претензией последнего было: "Зачем ты выбрал такое безобразное, сухое и кривое дерево? Художник должен рисовать только красивое! Если уж рисуешь дерево, то рисуй цветущее, здоровое и полное жизни" (за точность пересказа не ручаюсь, но основной смысл был такой). Увы, способность запечатлевать жизнь во всей её полноте, не ударяясь ни в "красивости", ни в "эпатажность", дана далеко не каждому, так же как и способность воспринимать подобное искусство. Как правило, большинство людей предпочитает отмахнуться от "безобразного шедевра", а то и вовсе навесить ярлык вроде "шизофрении". Это Вы очень точно подметили.
Наталия, рада Вам и высказанному Вами мнению по поводу данной темы. Безобразное — антипод прекрасному. И именно поэтому эти понятия теснейшим образом связаны друг с другом. Но прекрасное не требует особого понимания, оно вызывает восхищение, доставляет наслаждение органам чувств человека, а безобразное вызывает противоположные состояния, грозя разрушением. И сам человек содержит в себе и то, и другое, но зачастую стремится не замечать или игнорировать свою темную сторону и избегать соприкосновений с безобразным, существующим вовне, тем самым не думая о том, каковы причины возникновения тех или иных уродств и в нем самом, и в окружающем мире. Основная масса людей стремится к покою, находя его в лености, развлечениях, иллюзорных утешениях и т. д. Творческий же человек постоянно ощущает напряжение от интерполяции так называемого доброго и злого, видя проявления того и другого в окружающей действительности и ощущая сопричастность с данными явлениями. Он видит разные плоскости мироздания и под различными углами зрения, отражая их в своем творчестве. Изображая прекрасное, творец тем самым расширяет границы мира прекрасного, а, обнажая безобразные стороны действительности, он не просто выставляет на показ уродство чего бы то ни было, а призывает вникнуть в суть его возникновения и дает почувствовать зрителю или читателю, какой могла бы быть жизнь, если бы ее очистили от всех уродств. Но люди отворачиваются от подобных зрелищ, не понимая, зачем "такое" нужно, при этом многие ловят кайф от просмотра дешевых ужастиков и смакования примитивных мелодрам…
А вот фрагмент диалога между Тулуз-Лотреком и Ван Гогом из повести Ирвинга Стоуна "Жажда жизни".
– Выпьем за безобразие, Ван Гог! – воскликнул он. – Пусть и духа его не будет в Академии!
Винсент потягивал вино и рассматривал двадцать семь портретов девушек из веселого дома на Монмартре. Он понял, что художник изобразил их такими, какими видел в действительности. Это были портреты без всяких прикрас, без тени осуждения или упрека. Лица девушек выражали обездоленность и страдание, бездушную чувственность, грубый разврат и духовную нищету.
– Так вот, я пишу крестьян. И сейчас меня поразило, что эти женщины – тоже крестьянки. Так сказать, возделывательницы плоти. Земля и плоть – это ведь лишь две разные формы одной и той же субстанции, как вы считаете? Эти женщины возделывают плоть, человеческое тело, которое нужно возделывать, чтобы заставить его рождать жизнь. У вас хорошие работы, Лотрек, вы сказали нечто стоящее.
– А вы не находите их безобразными?
– Тут все в глубоком соответствии с подлинной жизнью. А ведь это самая высшая форма красоты, верно? Если бы вы идеализировали женщин, писали их сентиментально, – вот тогда они были бы безобразны, тогда ваша работа была бы фальшью, трусостью. А вы во весь голос говорите всю правду, выражая ее так, как видите. Только в этом и состоит красота, не так ли?
Здравствуйте, Наталья! С возвращением! А я как раз недавно смотрела фотопортреты старых людей и поражалась строгой красоте этих морщинистых лиц и рук, глубине взгляда. Неисчерпаемая тема в Вашем стихотворении.