Дворцовый художник и бытописатель, Судья и защитник в едином лице, Со шпагою-кистью воитель-каратель, Поведал всю правду о мире в конце Неистовой жизни. И в Casa del Sordo*, В последнем бою одинокий старик, Не слыша брюзжащего мира абсурда, На стенах писал агонический крик. Больной и оглохший, лишенный покоя, С клокочущим бешенством внутренних сил, Срывая декоры с реальности, Гойя Уродливый разум в тела облачил. Устал от притворства художник до жути, Отчетливо слышал - сознанье трещит, Душа завывает… на стенах не люди, А черные монстры, палитра - как щит От едкого смеха и взглядов, что мерзки… Он в образной мрачности знания нес. Лицо человечества – "черные фрески". Не он ли – в песках утопающий пес? Он жил в каждом образе, в каждой картине - Любил, ненавидел… На смех выставлял Реалий ослиную суть в кринолине… Отвратные лица у старых кривлял – Вознесшихся мойр – им ли править судьбою, Коль скоро Сатурн пожирает детей? А может, глотает предавшую Гойю Любимую, иль расправляется с ней Так сам живописец, что выплеснул чувства На голые стены?.. Один на один В сраженье с безумьем вступило искусство. Трагичные образы "черных картин"- Иллюзии разума и откровенье Души, населившей кошмарами дом. Призвал и к прозренью картиною "Чтенье" Глухой, звонит колокол вечно по ком. Меняется мир, и судьба многолика. Звучат по-иному творцов голоса. И чудится эхо протяжного крика, Похожего на завывание пса….
Casa del Sordo* - Дом Глухого. Поздний период творчества Гойи связан с работой над монументальным циклом росписей в так называемом "Доме Глухого", который он приобрёл в 1819 г. и где жил до 1823 г. Эти росписи долго оставались тайной мастера и так и не были закончены. Гойя не слышал ни звука; он также не пользовался, как многие собратья по несчастью, ни азбукой жестов, ни письменными принадлежностями для ведения разговора. Увечье замкнуло художника на замок, отмыкать который могла только живопись.
Мойры - богини судьбы
Сатурн, пожирающий своих детей
Чтение
Автор: Софья | Добавил: Sophi (24.06.2013)
| Жанр: стихи
Спасибо, Николай! Рада, что написанное воспринимается "живым" и как будто "с его мыслей" - мне казалось в момент написания (а момент длился 16 часов без перерыва)я была в ЕГО "шкуре"... Кроме того, я сама начала работу над полотном с похожей тематикой, так что мне нетрудно было войти в соответствующее состояние. А что касается познавательности, так данный стих далеко не полностью отражает спектр "черной живописи" Гойя, я хотела показать состояние художника, бросившего таким образом вызов миру, пропустив его через призму своей изболевшейся души. А картин, составляющих коллекцию "черной живописи", 14 - по одним источникам и 15 - по другим. Они переведены на холст и находятся в мадридском музее Прадо. Гойя не назвал свои работы - названы они были позже, так что каждый может видеть в них любые образы...
Да, Игорь, реальность выглядит частенько жутковато, и такая жуть возникает внутри... Но внутренний мир не менее реален, чем окружающая действительность. Спасибо за отклик!