Безвременьем, скомканным навзничь, здесь грезилось кладбище. Хоть пилигримы текли экзальтацией казней, орудуя спицами, но гильотину безвременье тоже изжило. Депрессией грелись могилы, алея как Стикс акварельный из жил, на полотнах подобных Фон Штуку и Клее. Рояль был в субботу и среду. «Асфиксия гнилостных вшей – де кадансе», «Word Reich», «La Deluge» - из-под пледа хрипел полупьяный маэстро. Паяцы, кокотки и кокаинетки смеялись. Кладбищенские граммофоны и вечер, и дама в горжетке дышали напыщенным одеколоном. Здесь было уютно, но впрочем, не так как в кафе где-нибудь на Монмартре, скорей как в гробу. Каждой ночью в ладонях пестрели цыганские карты: «дурак» или «висельник» ко лбу лепили. Читали о Дантовом аде, арт-брюте, на легкую пробу о мертвом искусстве для дегенератов. Здесь много меняли, боролись с культурой, безвременьем. Ставили вальсы и марши. Душевный гидролиз лечили арестами. Но с декадансом, как Ницше заметил, исходит и слово «борьба» в декаданс. Или Дьявол сюда заходил, но со входа все также распад и гниющие нравы. Так время сдалось. И быть может, сдалось не впервые безвременью, смерти. Теперь здесь все так же, все то же: пусть нет уж маэстро, и карты не вертят; горжетки пропали - да что уж - гротеск и искусство для дегенератов. Но кладбище грезится то же, куда пилигримы вернутся когда-то. |