Вздор рифмы, вздор стихи! Нелепости оне!..
К. К. Случевский
Сайт высокой поэзии
Регистрация | Вход Оправдание Шарля Бодлера - Форум поэтов  
  • Главная
  • Авторы
  • Блог
  • Форум
  • Видео
  • Аудио
  • Фото и арт
  • О сайте
  • Ссылки
  • [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Оправдание Шарля Бодлера
    ImmoralissimusДата: Вторник, 03.07.2012, 15:20 | Сообщение # 1
    Гуру
    Автор
    Сообщений: 262
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    О Шарле Бодлере до сих пор в Интернете ходит много всяких толков и сомнительных апокрифов. Что бы о нём ни говорили, а книга его стихов «Цветы Зла» была и остаётся самым читаемым поэтическим сборником в русскоязычном мире. Его раскупают мгновенно даже в плохих дореволюционных переводах. Бытует мнение, что поэт прославлял имморализм. Чушь собачья! Такое впечатление, впрочем, может создаться от искажённых переводов, когда автор переложения предубеждён по отношению к переводимому автору. В итоге получается то, что получается.

    Жан Поль Сартр, к примеру, в своём очерке о Бодлере риторически вопрошает: «Был ли он гомосексуалистом?» И смело даёт ответ: «Не знаю…». В контексте вопрошания этот ответ самому себе звучит как «да», а не как «нет», не так ли? Иначе зачем было и вопрошать? Я и ранее заявлял, что Бодлер был одним из первых литераторов-гомофобов, как сейчас бы сказали. У него есть по меньшей мере два произведения, в которых он совершенно определённо высказывает своё отношение к этому пороку.

    Негодный стекольщик

    Существуют натуры чисто созерцательные и совершенно непригодные к действию, которые, однако, под влиянием таинственного и незнакомого импульса действуют иногда с такой стремительностью, на которую даже сами они сочли бы себя неспособными.

    Тот, кто в нерешительности топчется целый час возле собственных дверей, не решаясь войти, потому что у консьержки может быть для него дурное известие; тот, кто полмесяца хранит, не распечатывая, полученное письмо или только по истечении полугода решается сделать шаг, необходимый еще год назад, — иногда внезапно чувствует, что его принуждает к действию неодолимая сила, подобная той, которая выбрасывает стрелу из лука. Моралист и врач, претендующие на всезнание, не могут объяснить, откуда столь незаметно приходит такая безумная энергия к этим ленивым и чувственным душам, и каким образом они, неспособные совершить вещи самые простые и необходимые, в какие-то минуты находят в себе отвагу, даже излишнюю, для поступков самых абсурдных, а порою и наиболее опасных.

    Один из моих друзей, самый невинный мечтатель из всех существующих, однажды устроил пожар в лесу, чтобы, по его словам, увидеть, действительно ли пламя разгорается с такой легкостью, как это обычно утверждают. Десять раз кряду его попытка оставалась безуспешной, но на одиннадцатый она удалась как нельзя лучше.

    Другой зажег сигару возле бочки с порохом — чтобы увидеть, чтобы узнать, чтобы испытать судьбу, чтобы заставить себя доказать собственную решительность — просто так, по капризу, от безделья.

    Такая разновидность энергии порождается скукой и мечтательностью; и те, в ком она дает о себе знать столь настойчиво, обычно являются, как я уже сказал, наиболее вялыми и пассивными из всех живущих на свете.

    Иной, застенчивый до такой степени, что опускает глаза даже под взглядами мужчин; до такой степени, что ему требуется собрать всю свою бедную волю, чтобы зайти в кафе или проследовать мимо билетной конторки в театре, где контролеры представляются ему облеченными могуществом Миноса, Эака и Радаманта, — внезапно бросается на шею старику, проходящему рядом с ним, и начинает восторженно обнимать его на глазах у изумленной толпы.

    Почему? Потому что… потому что эта физиономия показалась ему необыкновенно симпатичной? Возможно; однако еще вернее предположить, что он и сам не знает почему.

    Я не раз оказывался жертвой тех приступов и порывов, которые допускают веру в то, что коварные демоны вселяются в нас и заставляют против воли исполнять их самые абсурдные повеления.

    Однажды утром я поднялся — хмурый, печальный, уставший от праздности — и что-то, казалось, подталкивало меня совершить великое деяние, подвиг; я открыл окно… увы!

    (Заметьте, прошу вас, что это мистическое настроение, которое у некоторых возникает не в результате усилий или стечения обстоятельств, но в счастливом вдохновении, во многом сходно, хотя бы страстностью желаний, с тем состоянием — истерическим, по мнению медиков, сатанинским, по мнению тех, кто мыслит чуть глубже, чем медики, — что толкает нас, не позволяя сопротивляться, ко множеству действий неуместных или опасных.)

    Первый, кого я заметил на улице, был стекольщик, чей пронзительный раздражающий крик донесся до меня сквозь тяжелый и грязный парижский воздух. Впрочем, я не смог бы сказать наверняка, отчего испытал по отношению к этому человеку ненависть столь же внезапную, сколь и жестокую.

    — Эй! эй! — И я велел ему подняться. В то же время я не без некоторого удовольствия подумал о том, что моя комната на шестом этаже, а лестница очень узкая, и ему придется нелегко, когда он будет взбираться наверх, ежеминутно рискуя повредить свой хрупкий товар.

    Наконец он появился; я с любопытством осмотрел все его стекла и сказал ему:

    — Как? разве нет у вас цветных стекол? красных, розовых, голубых, магических стекол, чудесных райских стекол? Бессовестный обманщик, вот вы кто! Вы осмеливаетесь таскаться по бедным кварталам, и у вас даже нет стекол, которые бы позволили увидеть жизнь прекрасной! — И я быстро вытолкал его на лестницу, по которой он спустился, ворча и спотыкаясь.

    Я выбежал на балкон и схватил небольшой горшок с цветами; и в тот момент, когда стекольщик показался на пороге, я сбросил свой снаряд прямо на выступающие края соединительных крючьев, удерживающих стекла. Удар сбил его с ног, и, опрокинувшись на спину, он полностью уничтожил свой убогий разносной товар, который рассыпался с оглушительным звоном, словно осколки хрустального дворца, разбитого молнией.

    И, опьяненный своим безумием, я злобно закричал ему: «Увидеть жизнь прекрасной! Увидеть жизнь прекрасной!»

    Эти нервные забавы небезопасны, и часто за них приходится дорого платить. Но что значит вечное проклятие для того, кто за одну секунду познал всю бесконечность наслаждения?

    Перевод с французского Татьяны Источниковой

    Мне, конечно, могут возразить: где я тут нашёл гомофобскую тематику? Просто человек с похмелья совершил безобразный поступок, да ещё им похваляется. Нет, господа хорошие. Под видом стекольщика на парижских улицах в те времена предлагали свои услуги гомосексуалисты. Но если этого примера вам мало, вот ещё одно произведение Бодлера, где речь идёт всё о том же пороке:

    СКЕЛЕТ-ЗЕМЛЕРОБ

    В анатомических альбомах
    Порой находишь… Книжный труп
    Бумагою шершав и груб –
    Есть ещё мумии в укромах!

    Рисунки, чья серьёзность и
    Старого мастера уменье
    Сюжет печальный тем не менье
    Облагородили почти:

    С кожею содранной атлеты –
    Целые горы мышц одних!
    На заступ налегают в них
    И мышц лишённые скелеты.

    От этой почвы, что вы рыть
    Обречены, покинув гробы,
    Чего вы ждёте, землеробы,
    Завидную являя прыть?

    Какой взыскуя жатвы странной
    Вы трудитесь и на кого?
    Рабы, могли бы вы его
    Назвать хотя бы кличкой бранной?

    Уж не хотите ли сказать
    (Вот ада жуткая эмблема!)
    Что вечный сон – ещё проблема,
    Которую не доказать?

    Что даже Смерть нас обманула
    И предало Небытие,
    Если ты жизнь, не житие,
    Как грешник прожил? Смерть швырнула

    Нас в мрачный край – проснись и пой! –
    Где обречён на все века ты
    Лишь налегать на край лопаты
    Босой кровавою стопой…

    Сегодня я обнаружил русский первоисточник этой поэмы Бодлера, так что не остаётся уже никаких сомнений, кем он был на самом деле. Жан Поль Сартр посрамлён. Во фрагменте «Когда б на роду мне написано было» (Арсений Тарковский. «Земное») скрыт русский оригинал «Скелета-землероба». Надо только переставить буквы, чтобы получить зачин, остальное самовосстанавливается. Сонет, кстати, раскрывает этимологию известной поговорки: «горбатого могила исправит». Никто толком не знает, откуда она происходит. В полной форме поговорка звучит так: горбатого исправит могила, а упрямого дубина. Но это добавление явно позднее. И вот, пролит свет и на эту тайну. И ещё одна маленькая находка. Помните концовку песни Владимира Высоцкого «Джон Ланкастер»? Напомню, если кто забыл: «А в гостинице советской поселился мирный грек (грех?)». В этой двусмысленности – вся соль.

    Горбатому под Киевом построим
    Огромный саркофаг… Где суд над ним?
    Но мы молчим. «Господь простит», – всё мним.
    Как правду, что уже не тайна, скроем?
    Грех мирный извращенцу извиним?
    Раз да, мы на гравюре землю роем,
    С лопатами скелеты, а героем
    Других атлет без кожи стал. Раним…
    На поле шагом марш скелеты строем
    С атлетами! Абсурд необъясним.
    Ничем простор скелету не стесним!
    Атлет, покрой хотя бы матным кроем
    Того, кем ты на каторгу гоним!
    А он: «Я раб… Хозяйское добро ем…»

    Я вновь возвращаюст к теме могилы для горбатого. Вот эпиграмма Арсения Тарковского, опубликованная во втором томе его посмертного трёхтомника (в Интернете её нет, не ищите, надо идти и заказывать книгу в библиотеке):

    ЭПИТАФИЯ СКОРОХОДУ

    Царь Александр Македонский воздвиг усыпальницу эту –
    Да упокоится в ней раб-скороход Автопед!
    Триста три тысячи стадий отмерил он правой ногою,
    Столько же стадий другой – левой ногою пройдя.
    Если ты веришь Зенону, сложи эти числа, прохожий!
    Молви: Хитрец Автопед бегал всегда босиком!

    В контексте эпохи только один человек мог бы претендовать на кличку «Автопед». Это Михаил Сергеевич Горбачёв. Сейчас он находится в больнице, но его ещё не поздно сделать подсудимым. Он много знает. Неужели ему так и дадут умереть, не посадив на скамью подсудимых? А если он скончается, где похоронят – на Ваганьковском? А как же завещание Тарковского?


    Сообщение отредактировал Immoralissimus - Вторник, 03.07.2012, 15:22
     
    Профиль   Страница  
    ImmoralissimusДата: Среда, 04.07.2012, 17:35 | Сообщение # 2
    Гуру
    Автор
    Сообщений: 262
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Кто ненавидит Бога, тот любим
    Самим собою, как, однако, исто!
    Зачем терпит Господь и эгоиста?
    Невинный им и праведник губим!
    И радуемся мы, а не скорбим,
    Когда, прожив без малого свои сто
    Лет жизни в ад уходит, где гноисто,
    Палач фашистский, холодом знобим.
    А Горби пусть живёт как можно дольше.
    Насыпьте ему вкусного побольше.
    Как дорог кату каждый жизни миг…
    Проявлена к ублюдку человечность.
    И всё бы хорошо, когда б не вечность
    Небытия… А жизнь что? Ока миг!
     
    Профиль   Страница  
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:

    Яндекс.Метрика
    Copyright Сайт высокой поэзии © 2009-2024 18+ При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна Хостинг от uCoz