Арне_Франкенштейн | Дата: Понедельник, 19.04.2010, 18:27 | Сообщение # 1 |
Автор
Сообщений: 41
Награды: 2
Замечания: 0%
Статус: Offline
| Все остается в молчании, когда идет дождь. Что-то в груди надорвется от весенней и робкой смерти. В эти последние дни ты еще куда-то идешь - уже на три четверти ветер. Все остается прекрасным, вращается черным вальсом. Так горячо и безлюдно, и где-то кричат вороны. Мир замыкается будто стеклянная масса. Бескрайно и многоименно. Воздух становится ярче и какой-то несчастный случай с легкостью завсегдатая нетерпеливо гложет. А ты все целуешь глаза ее из темнолиловых туч, когда идет дождь…
|
|
| |
scivarin | Дата: Понедельник, 17.05.2010, 11:51 | Сообщение # 2 |
Руководитель проекта
Сообщений: 551
Награды: 9
Статус: Offline
| Здравствуйте, Арне Франкенштейн! По правде говоря, это Ваше стихотворение сразу же привлекло мое внимание, однако я не спешил распространяться по его поводу, питая надежду на то, что кто-либо из наших авторов возьмется за рецензирование. Увы, тщетно. Но, коль скоро так, позволю себе высказать несколько соображений. Для начала разражусь инвективой против версификационных вольностей. Стихотворение, написанное вольным стилем, критиковать, понятно, не так уж просто, что в известном смысле удобно для автора - здесь особо не придерешься к нарушению размера или подмене точной рифмы далеким искаженным отголоском. На первый взгляд, пренебрежение жесткими канонами классического стихосложения дарует автору заманчивую свободу поэтического маневра, возможность создания более рельефных образов и ничем не стесненной игры интонаций - но эта свобода иллюзорна, поскольку она ограничена определенными свойствами читательского восприятия. Строгая форма и точная рифма без сомнения являются всего лишь инструментами, способствующими запоминанию стиха. Стихи должны запоминаться, иначе исчезает одно из главных преимуществ поэзии - способность возникать в сознании, звучать даже в тех случаях, когда визуализация текста невозможна. Верлибр и близкие к нему поэтические формы, бывает, весьма неплохо читаются "с листа", однако при попытке вспомнить прочитанное, стихотворение, как правило, "рассыпается" на отдельные образы и высказывания, не связанные общей мелодической основой, в результате чего эффективность поэтической речи значительно снижается, она далеко не всегда достигает своей цели. За счет поистине замечательного владения слогом, Вам нередко удается сгладить и даже нивелировать негативное впечатление, возникающее вследствие недостаточного внимания к техническим аспектам, но я совершенно уверен в том, что потаенное очарование Вашей поэзии приобрело бы магическую мощь суггестии, будь оно заключено в неуязвимую броню безупречной формы. О, да - это было бы по-настоящему интересно! Впрочем, перейдем к частностям. Ритмически стихотворение напомнило мне заунывный речитатив a la Бродский. Право же, я высоко ценю творчество Бродского, но разработанную им поэтическую манеру едва ли следует воспроизводить, учитывая ее узнаваемость и характерность, тем более, что после присуждения мэтру Нобелевской премии это уже успели сделать сонмища зауряднейших виршеслагателей. Вообще, поэзия "шестидесятников", надо сказать, серьезно извратила отечественную традицию стихосложения. Хочется закричать: да бросьте вы все эти "неизбитые" приблизительные полурифмы, смело рифмуйте "кровь" - "любовь" - пусть звенит как металл! Зато уж какой техникой Вы очень хорошо владеете - это техникой создания образа. Чего стоит, например: Quote (Арне_Франкенштейн) В эти последние дни ты еще куда-то идешь - уже на три четверти ветер. Точно и жутковато, очень сильный трагический образ. На Вашем месте я переделал бы четверостишие (если не сочинил бы принципиально новое стихотворение), отталкиваясь от этих двух строк: одинаковое количество слогов в рифмующихся, хорошая рифма, и тогда... Однако не буду напрягать Вас советами - я сам их не люблю. Думаю, разберетесь. В данном случае я лишь хотел обратить Ваше внимание на то, что эти две строки действительно "цепляют" и заметно выделяются из остального текста. Собственно дождю посвящена вторая строфа и, надо сказать, образы здесь также представляются вполне яркими и убедительными: Quote (Арне_Франкенштейн) Все остается прекрасным, вращается черным вальсом. Так горячо и безлюдно, и где-то кричат вороны. Мир замыкается будто стеклянная масса. Бескрайно и многоименно. Особенно хороша "стеклянная масса". Ну, и "бескрайно и многоименно" - отлично звучит, мое почтение. А вот третья строфа представляется мне не слишком удачной, в строке Quote (Арне_Франкенштейн) с легкостью завсегдатая нетерпеливо гложет словоупотребление выглядит крайне необязательным. Почему "с легкостью завсегдатая"? Завсегдатай может вести себя вальяжно, деловито или фамильярно, но в любом случае он действует привычно, поскольку данное место по определению хорошо ему знакомо - этот обобщающий признак и следовало бы, пожалуй, использовать в качестве характеристики. Скажем, "с навыком завсегдатая". Далее пресловутая "легкость" явно диссонирует со словосочетанием "нетерпеливо гложет". Это, конечно, мое субъективное мнение - в целом смысл процитированной фразы понятен, однако сформулировать ее можно было иначе. Следующая строка, содержащая интересный образ: Quote (Арне_Франкенштейн) А ты все целуешь глаза ее из темнолиловых туч примиряет меня с существованием третьей строфы, но все дело убивает ассонанс "гложет" - "дождь", неизбежно требующий шутовской манерности при декламации, что, как по мне, плохо сочетается с трагическим пафосом двух предыдущих строф. Итак, я назову это стихотворение неровным, что, впрочем, никого не должно ввести в заблуждение - речь идет о поэзии высокого уровня, и отмеченные мной недостатки не способны затмить присутствующих здесь творческих находок, иные из которых способны удивить глубиной и точностью поэтической интуиции. Посему, Арне Франкенштейн, прошу Вас не обижаться на мои полемические выпады - по сути они продиктованы ни чем иным, как искренним интересом к Вашему творчеству. P. S. Кстати, пользуясь случаем, хочу напомнить Вам о том, что 20 мая на сайте завершается очередной конкурс, и начиная с 00.00 мск 21 мая приступает к работе жюри конкурса, в котором Вы согласились принять участие. Правила голосования обсуждаются здесь
|
|
| |