Есть способ, как стать гением: талант Свой не зарой в ту землю, что злосмрадна, А ценность отрицательна чья. Страдна Душа, когда ты внешнишь как атлант На мурашей удобрый гербоплант, Зато как после мук всех вознаградна... Сию-то землю Гордия злорадно Пронзил царь Александр мечом до гланд! Гордий был грек, который всем свой узел Распутать предлагал, чтоб выиграть спор: "Смотри, как я извивы воссоюзил! На ложе мне, противный, дай отпор..." Великий полководец понял сразу Смысл переносный, разрубив заразу!
Поступок Македонского вошёл В историю, прославился и Гордий. Мораль: не будь глупца сего возгордей, Чтоб и тебя меч царский не нашёл. Разгадывать загадки я пришёл: Какую роль играет дисконкордий Среди слух ублажающих аккордий? - Музыковед разинул аж кошёл От изумленья: диссонанс стремится Стать конксонансом... Так не осрамиться! Откуда только, спросите, я знал, Что можно применить сие ученье В поэзии? За к истине влеченье Не зря чтеца бомонд московский гнал*
*Вот что я пишу в своей монографии "Поэтика выбора":
Структура поэтического текста обнаруживает немало общего соструктурой музыкальной ткани. В музыке опорными структурными единицами гармонии являются консонанс и диссонанс. На акустико-физиологическом уровне они отличаются друг от друга простотой или сложностью отношений, выраженных в числах звуковых колебаний. Музыковед С.С.Григорьев пишет: "Созвучие консонанс обладает уравновешенностью и мягкостью, особой слитностью совместно звучащих тонов, не требующих дополнительного движения. Созвучие-диссонанс отличается напряженностью и остротой звучания, разъединяющим столкновением совместно звучащих тонов, что возбуждает типичное для диссонанса стремление к дальнейшему движению. Целью этого движения является переход-разрешение диссонанса в консонанс, то есть конечное подчинение диссонанса консонансу, которые и составляют сущность их отношений".
Можно указать на глубокое функциональное и структурное сходство консонанса с метафорой, а диссонанса - с метонимией. Так же как и диссонанс - консонансу, последняя подчинена метафоре, ибо экспликация метонимии в конечном счете опирается на уподобление. Соответственно, члены метафоры, корреспондируя по общим признакам, подобны совместно звучащим тонам консонанса. На этом их сходство не исчерпывается.
"Многообразие диссонирующих созвучий порождает еще одну чрезвычайно важную форму отношений консонанса и диссонанса - сложные отношения, фиксирующие приближение диссонирующего созвучия к консонансу, или, наоборот, консонирующего созвучия к диссонансу," - пишет С.С.Григорьев. Я уже показал, что аналогичные отношения существуют и между метафорой и метонимией. Наконец, следующим звеном нашей аналогии является уподобление автологических смысловых единств мелодической горизонтали в музыке. С.С.Григорьев: "Подобно тому, как горизонталь в виде поступенного развития двух тоновесть исходное интонационное выражение специфики мелодии, то вертикаль в виде созвучия является аналогичным выражением специфики гармонии". Таким образом, можно говорить, что автология выражает "мелодические", а металогия - "гармонические" отношения в поэзии. |