Вздор рифмы, вздор стихи! Нелепости оне!..
К. К. Случевский
Сайт высокой поэзии
Регистрация | Вход Современные поэты. Авторские страницы  
  • Главная
  • Авторы
  • Блог
  • Форум
  • Видео
  • Аудио
  • Фото и арт
  • О сайте
  • Ссылки
  • Готический Альбом - антология современной поэзии

  • Мини-чат
    500
    Статистика
    Яндекс.Метрика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Наши авторы » Олег Л. Воробьёв

    Постхристианское

    Иисус Христос, проповедник из Галилеи,
    Был распят на древе две тысячи лет назад.
    Мы пока что целы, а значит, он был смелее,
    И у нас не выйдет разрушить ворота в ад.

    Он вернулся в мир и навстречу весенней буре,
    Что холодным ветром срывает вишневый цвет*,
    В стороне оставляя тех, чьи дела в ажуре,
    Поспешает к тем, кому в принципе дела нет

    До того, в чью честь города украшают мэры,
    До движенья статуй, покинувших постамент.
    Он скользит как тень, словно призрак минувшей эры
    Там, где в грязь толкает старуху дебелый мент,

    Где все кошки серы и отроду сразу драны,
    Где смурной прохожий канает куда глядел,
    Где в душе поэта зияют сквозные раны -
    От копья Лонгина и просто от разных дел.

    И совсем не там его ждут господа  с попами,
    Не туда все бегут к нему, не жалея ног -
    Он идет как бог, не касаясь земли стопами,
    По дворам, где растят траву, отгоняя смог.

    И, взглянув на нас, он уходит, пожав плечами -
    Улетели птицы, осталась пустая клеть.
    Только тех, кто долго глядит на луну ночами,
    Он по ходу тихонько учит плясать и петь.

    И зачем ему злато мира и новый "бумер",
    И к чему выходить в тираж, угодив под пресс?
    Что такое жизнь для того, кто однажды умер,
    Что такое смерть для того, кто хоть раз воскрес?

    2013


    ___________________________
    *Тут все не так просто. "Вишневый цвет" в данном случае - это, конечно, белые лепестки цветущей вишни, которые срывает холодный весенний ветер. Но вишневый цвет, то есть цвет спелой вишни - это еще и цвет хитона Христа, ставший традиционным в православной иконографии. Я люблю такие многослойные образы.

    Авторское чтение этого стихотворения можно увидеть и услышать здесь: Постхристианское - видеоклип

    Автор: Олег Л. Воробьёв | Добавил: scivarin (30.04.2013) | Жанр: стихи
    Просмотров: 1314 | Комментарии: 6 | Теги: философская лирика
    Всего комментариев: 5
    avatar
    1
    Здорово. Это поэзия, это останется. Не понял почему постхристианство. Всегда считал постхристианством течения и секты верные учению Ария об отсутствии у Христа божественной сущности. Самыми известным из них являются "Свидетели Иеговы", необычайно близкие по догматике иудаизму и исламу. Стихотворение же неизмеримо выше всех этих постхристианских извращений. Здесь скорее постблоковские мотивы.
    avatar
    3
    Название ироничное и неоднозначное.

    Во-первых, я думаю, что постхристианство началось уже с апостола Павла, который, возможно, был агентом синедриона, а уж со времен императора Константина - совершенно точно. Сложность здесь заключается в том, что параллельно всем этим церковно-государственным совокуплениям существовало и собственно христианство, которому всегда приходилось нелегко.

    Во-вторых, сейчас бывшие "комсомольские активисты", ставшие "православными патриотами", любят кричать об ужасах "постхристианской бездуховности", обвиняя в них представителей контркультуры и андеграунда, и в этом смысле я тоже "постхристианин", поскольку абсолютно не намерен следовать идеологическим рекомендациям чиновников в рясах.

    В третьих, эпоха исторического христианства, эпоха тяжелых, неповоротливых, бессмысленно подавляющих живую мысль государственных идеологий действительно закончилась. Но это не имеет никакого отношения ни к художественному образу Христа, ни к сути его этического учения, которые продолжают оставаться актуальными.

    А над богословскими спорами вокруг "божественной сущности" Л. Н. Гумилев отлично постебался: "Возник спор о том, имеет ли Христос одно тело или два: божественное и человеческое или только одно божественное? О том, что у Христа тело только одно, человеческое - об этом и разговора не было."
    Религиозные секты меня не интересуют - на мой взгляд, это все разные вариации одного и того же заблуждения. Но я уверен в том, что Иисус был прежде всего человеком, и отчаяние, которое охватило его в Гефсиманском саду, ни разу не было наигранным. Из двух чудес логика требует выбрать одно: или "непорочное зачатие", или воскресение. Потому, что одно чудо отменяет другое. Как по мне, выбор очевиден. Я предпочитаю видеть в Иисусе Христе не бога, который стал человеком, а человека, который стал богом, ускользнув от власти обстоятельств. Только в этом случае миф обретает крылья.
    Мне представляется, что нечто подобное чувствовал безымянный мастер XIII века, изваявший эту готическую статую для собора в Реймсе - ее называют Христос-странник:



    А позже это прекрасно понимали, скажем, хиппи и растаманы, и категорически отказывались понимать представители христианских церквей. Но имя Христа - не торговая марка, принадлежащая "традиционным конфессиям", и каждый вправе интерпретировать всю эту историю на свой лад.
    Я не политик и не богослов. Я поэт, мое дело - эстетика. Так вот, моя эстетическая интуиция говорит, что сейчас Иисус скорее курит ганжубас с панками в какой-нибудь подворотне и сидит в тюрьме с участницами группы Pussy Riot, чем пребывает в гламурном храме, названном его именем, расслабленно оправдывая уродливую общественную мораль и благословляя гнилую государственность "новых русских".
    avatar
    2
    "До движенья статуй, покинувших постамент."
    Вероятно аллюзия на Командора. Этот патриархальный образ угрюмого фатума всегда будил во мне презрение. Думаю, презрение Бодлеровского Дон Жуана единственное чего достойно это ходячие надгробие, этот бескрылый ангел тяжелоступ, вестник тупого, завистливого деспота.
    Мне Ваше стихотворение слышатся созвучным Бодлеровским Литаниям Сатане.
    Спасибо.
    avatar
    4
    И Вам спасибо за отзыв. Командор, Каменный Гость, конечно. И еще статуя Короля из сказки Сельмы Лагерлеф про Нильса. И суета с заменой одних статуй на другие, связанная с изменением расклада сил в правящей верхушке, которая продолжается со времен Древнего Рима до наших дней. Грузная поступь расхожей морали, политической конъюнктуры и тупого официоза.
    Традиционалистской философии Командора противостоит не только презрение бодлеровского Дон Жуана, но и прекрасная готическая лирика ранней Цветаевой:

    Не думай, что здесь - могила,
    Что я появлюсь, грозя...
    Я слишком сама любила
    Смеяться, когда нельзя!


    Вот эту линию мне хотелось логически продолжить, связав ее с евангельским дискурсом и современными реалиями.
    С "Литаниями Сатане" тоже существует множество созвучий и концептуальных пересечений - начиная с тайны Денницы: имя утренней звезды одновременно связано с образами Христа и Люцифера...
    avatar
    5
    очень,в душу запало сразу...
    avatar
    Облако тегов
    духовная лирика пейзажная лирика медитативная лирика гражданская лирика стихи о России любовная лирика Лирика конкурсы Мистика сонет философская лирика сюрреализм без рубрики сатира готика твёрдые формы философия экспрессия Авангард философская религиозная Любовная эксперимент Лера Крок эротика юмор любовь стихи без рубрики выбор пути антирелигиозная лирика поиск смысла смысл жизни стихи о море - философская лирика городская лирика религиозная лирика пейзажная эзотерика верлибр осень душа весна медитативная гражданская Любовная лирика. смерть сказка состояние души Жизнь сон стихи о снах Иронические стихи поэма судьба память пейзажно-философская лирика стихи о жизни Философская лирика. ночь Война одиночество новый год экспромт Психоделика темная поэзия экзистанс сатира и юмор филосовская лирика ассоциативная лирика


    Copyright Сайт высокой поэзии © 2009-2024 18+ При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна Хостинг от uCoz