У природы высохли глаза, но ещё не пересохли губы. Н.Ярко
У природы высохли глаза, да ещё не пересохли губы. Над водою реет стрекоза, и такая тишь, что слишком грубы кажутся привычные слова. Я ищу нетронутые звуки где-то на краю струны, едва прикоснувшись, убираю руки... и звучит в тяжёлой глубине жарких вод тревожное дыханье, и зовёт: на дне оно, на дне - стрекозы подводной трепыханье.
и звучит в тяжёлой глубине жарких вод тревожное дыханье
Это несомненная удача. Охватывает ощущение почти детского любопытства - ждешь появления если не самого Ктулху, то какого-нибудь плезиозавра наподобие Несси (что-то ее совсем искать перестали ), но уж никак не подводной стрекозы. Но подводная стрекоза отнюдь не разочаровывает - прикольный наворот "Трепыханье" меня немного смутило - не слишком ли легкомысленное словечко для финальной строки? Впрочем, это нюансы первого прочтения - возможно, так даже и неплохо
А я, если честно, и сама не ожидала стрекозу в конце услышать или увидеть, да вот поди ж ты - трепыхнулась и проявилась! Спасибо, Олег! Хтонические... возможно. Вечная тема: жизнь-смерть-бессмертие...
Не, определение "хтонические" я отношу только к выделенным мной строкам, на все стихотворение это дело не распространяется. Я подразумеваю то движение вневременных стихий, которым наполнены указанные строки. Здесь нечто грандиозное, хищное и гибельное - землетрясение? подводное извержение вулкана? зарождение цунами? Такие вещи иногда происходят помимо воли автора, я оказывался в подобной ситуации. В процессе работы происходит подключение к неведомым пластам информации, а затем остается только гадать над тем, что это за информация - воспоминание или пророчество. Все не так уж просто. Это поэзия... Да, но красиво получилось!
Да, есть контакт! это я про подключение. Абсолютно точно сказано - и это именно соединение с нетварными энергиями Вселенной. Здесь поэт не просто приёмник, но и передатчик информации. Это и есть пророческий дар. Недавно читала о пьесе Ахматовой, написанной в эвакуации. Она испугалась пророчеств и сожгла пьесу, но это не спасло саму Ахматову от предсказанных событий.
Трудно сказать, всегда ли это пророчество. Я думаю, что сочиняя стишки порой можно случайно задействовать эманацию, которую лучше было бы никогда не трогать - по принципу "не буди лихо". Несколько лет назад я весьма ощутимо обжёгся на этом деле, после чего стал много осторожней в своих изысканиях. Я никогда не публиковал этот текст - прочтения вслух, озвучивания хватило для того, чтобы заданные им настройки заработали, и в жизни начали происходить не самые приятные вещи. "Поэта далеко заводит речь". Цветаева знала, что говорила. Но в твоих строках, которые мы здесь обсуждаем, подобного мрачного фона нет, я не слышу в них того, что принято называть "поступью судьбы", здесь уместнее будет говорить о тревожной радости открытия - значит найдена нужная струна, задействована необходимая энергетическая эманация, наполнившая стих своим незримым сиянием. Такое поэтическое визионерство, позволяющее обнаружить нечто новое за гранью видимого - один из двух возможных способов существования высокой поэзии, второй же - называние имён, "список кораблей". Об этом впоследствии надо будет поговорить подробнее.
А я всегда думала, что пророческий дар включает в себя и прозрение - визионерство. Почему ты их разделяешь? Вот ты говоришь, не будить лихо... а ведь это невольно получается у поэтов - тут хочешь ты того, или не хочешь, а прорываются эти "паламические" дары. Про "список кораблей" - это очень я люблю. А почему бы здесь не поговорить? Ты имеешь в виду, что поэт принимает на себя адамову роль - называть имена?
Пророческий дар, может быть, и включает визионерство, но вот обратное не всегда происходит То есть визионер далеко не всегда способен правильно интерпретировать сущность своих видений и превратить их в знание, в тот же "список кораблей", например - для этого уже иной подход требуется.
Первый способ существования высокой поэзии - извлечение образов из хаоса. Второй - построение космоса. Открытие нового и запечатление известного, но доселе безымянного. Оба зачотны В каждом конкретном тексте, который может быть отнесен к высокой поэзии, и тот, и другой способ, как правило, присутствуют, но всегда в разных соотношениях.
Классическим примером поэтического визионерства можно назвать "Стихи о неизвестном солдате" Мандельштама, где в нескольких предельно точных образах запечатлен эффект поражающего воздействия ядерного оружия (особенно светового излучения) - за несколько лет до его первых испытаний.
А вот вольно или невольно получаются у поэтов такие вещи - это довольно сложный вопрос, тут есть разные мнения
"Список кораблей" стихирского автора Блики На Воде:
Когда читала Список кораблей, искала корабли, не находила. Лишь племена да имена вождей. О, как бы корабли я назвала, а после – их на волю отпустила!.. А так – без имени, им несть числа. Бряцанье, кровь, и смерть, и боль, и сила!..
Назвать, да отпустить за сто морей без ста имён. Не называть светила. Лишь помнить имена тех кораблей.
Зачем тебе – к обозначенью страсть? Тавро, которым клеймено полмира.
Лишь помни имя, гордое – одно, да вслух не называй, скажи – забыла, седой волной нахлынуло и смыло.