Грифон и конь, восставший на дыбы, И алчный лев, терзающий добычу - Девиз вселенной яростной борьбы Гласит: "Я умираю, но не хнычу".
Сгоревшее становится золой, В долину тени склон ведет пологий, И радость глаз, входя в культурный слой*, Тревожит похоть постархеологий.
Растет эфедра в рухнувшем кремле - Где эллины, где те же тавроскифы? Теперь другие бродят по земле, Роняя алабастры и лекифы**.
Так с древа человечества листва Слетает наземь, веря и не веря, Храня в себе и образ божества, И тайну пробудившегося зверя.
Стратегия гармонии проста - Тот поднял меч, тот принимает вызов, Там щерится на сфинксов у моста Звериный стиль готических карнизов.
Таков наш мир. Тут не предпримешь мер - Бег времени повсюду одинаков, Но прихотлив как головы химер На рукоятях скифских акинаков***.
Таков наш мир. Гляди, куда судьба Его ведет как нищенка слепая. Полягут все - от бога до раба - В последней схватке Зевса и Папая****.
О, солнце беспристрастное, скажи За масками скрывающим оскалы, За пазухой припрятавшим ножи, Направившим свой парусник на скалы,
Подрезавшим других на вираже, Оставшимся без Родины и веры - Скажи им всем, построен ли уже Небесный град в долинах стратосферы.
А то, когда подступит к горлу ком, И пятна крови стынут на рубахе, Господень глас паскудным шепотком Бормочет что-то о грехе и страхе.
Но всех господ видали мы в гробу - Не вечно им царить в небесной сини. Свою мы сами сделаем судьбу, Друзья-подруги - боги и богини!
Когда закон падет, мечтой сражен, И победит хмельное востократство, В чести да будет сестринство у жен, И средь мужей возобладает братство.
Да будут между мужем и женой Любовь и лад. Их маленькое царство Да не разделят огненной стеной Ни злая ложь, ни глупое коварство.
Все примется - светло и горячо, И в этом свете, ласковом и тонком, Грифон как ворон сядет на плечо, И лев свернется дремлющим котенком.
Но горе тем, кто мыслит растоптать Наш вертоград, коль небеса беззвездны - Вот тут и бог заявится как тать, И древний зверь поднимется из бездны.
Мы не сдадим захваченный редут, И в нужный час из царства Персефоны На помощь к нам немедленно придут Львы эллинов и скифские грифоны.
Когтистый сумрак прянет вихрем стрел, Со свистом крылья рассекут покровы, И станет пеплом тот, кто догорел - Война - игра, но правила суровы.
Мы выломаем запертую дверь, И есличё, вы не судите строго - Ведь в каждом боге чутко дремлет зверь, И в каждом звере спит улыбка бога.
Нам поздно выбирать одно из двух - Больное солнце не разбудит кочет, И тает мир. Зато ликует дух - И говорит, и делает, что хочет.
2012
_____________________________________ *В археологии так называется слой земли, содержащий материальные следы человеческой деятельности - остатки зданий и сооружений, керамику, погребения и т. д. Толщина культурного слоя зависит от длительности существования поселения или города на данном участке. Так, в Херсонесе Таврическом - древнем городе, существовавшем на территории нынешнего Севастополя в течение двух тысяч лет (V в. до н. э. - XV в.) толщина культурного слоя местами достигает 10 м.
**Распространенные типы древнегреческих керамических сосудов. Алабастры - флаконы для ароматизированного масла, то бишь античных парфюмов; лекифы - сосуды для хранения оливкового масла, которые нередко помещали в гробницы в качестве приношения умершим для загробной трапезы.
***Акинак - короткий скифский меч. Рукояти и ножны акинаков, изготавливавшихся для скифских царей (точнее - военных вождей, поскольку монархии в традиционном значении этого слова у скифов не было), нередко украшались изображениями животных или фантастических существ в лучших традициях "звериного" стиля.
****Папай ("предок") - верховный бог скифов, приблизительно соответствовавший Зевсу эллинского Олимпа.
Высокий пафос оттенённый иронией - эту интонацию ни с чем не спутаешь. Спасибо, Олег. Очень рад Вашему новому стихотворению. Мы выломаем запертую дверь, И есличё, вы не судите строго - Ведь в каждом боге чутко дремлет зверь, И в каждом звере спит улыбка бога.
Олег, я мало знаю, мало умею, поэтому стараюсь наблюдать и учиться у тех, кто лучше. В этом стихотворении легкость чтения очень помогает следить за мыслью. Приятно читать.
Вашу интонацию часто характеризуют, как "высокий пафос оттененный иронией"... а мне хочется еще эпитеты применить: иронично-экзальтированный пафос романтика Нео, выбравшего нужную таблетку, но знающего её побочные эффекты и потому пафосно-ироничного в мечтаниях о другой, возмездно-мессийной, пилюле. Герой прекрасно изучил историю и смело предвидит будущее, ибо всё - в мире, в космосе, в мифе - циклично, то есть возвращаемо. А Герой вечен, в чем и состоит вся трагедия. Ведь он, как лекиф, оставлен в дар погребенному во времени человечеству, и хранит в себе его коды, гены, джины...
И не смотря ни на что, Олег, Вы гораздо добрее к потомкам, чем, к примеру, Свифт: над людьми станут не гуигнгнмы, а скифы. Всё ж ближе к нам, человекам.
Уважаемая Ольга, все от людей зависит - если люди не будут похожими на йеху, над ними не только гуингмы не встанут, но и нынешним "господам" не поздоровится. А скифы - не мифические кентавры, они человеки и есть, только древние, ложным представлениям о морали не обученные. Одним словом, язычники. Тут достаточно простая мысль о преемственности культуры, к истокам которой иногда полезно обратить взгляд. Пафос в стихотворении скорее полемический, чем романтический, и является он своего рода побочным эффектом, возникающим вследствие использования точных формулировок. Трагедия же героя состоит в том, что он как раз отнюдь не вечен, а передать знание некому.
Олег, например, учение Кроули весьма занимательно и будоражит воображение, но мой инстинкт самосохранения не дает мне всерьез проникаться тьмой, разлетающейся от взмахов крыльев "жестокой и кровавой птицы", и я использую юмор, как щит. С Вашим стихотворением что-то похожее происходит в моем восприятии, отсюда и вольные фантазии на тему. Благодарю, что не проигнорировали.
Я совсем не предлагаю всерьез проникаться учением Кроули. Как и любым другим учением. И юмор всегда был и будет неплохим советчиком, согласен. Вольные фантазии на тему стихотворения только приветствую. Собственно, на пробуждение фантазии читателя стихотворение и рассчитано, являясь отчасти апологией, отчасти - провокацией. Как и всякий постмодернистский текст. Кстати, сейчас я завершаю работу над статьей, в которой будут перечислены важнейшие гипертекстуальные ссылки, содержащиеся в стихотворении и объяснено их назначение. Думаю, всем интересующимся практическим использованием постмодернистских литературных приемов в поэзии это может быть любопытно. А Кроули я воспринимаю как союзника в борьбе против концепции феодально-теократического общества, удобной нынешним "хозяевам жизни" и усиленно навязываемой нам сегодня. Дать хорошего пинка пошлой морали этого общества, благодаря которой панкушки из Pussy Riot мотают реальный срок, а реальные мрази благоденствуют - почему бы и нет?
Нет, безусловно, умный человек не будет слепо следовать чьим-либо учениям - чтобы поверить, нужно понять, для чего тебе это нужно. С интересом прочту Вашу статью, Олег, спасибо.
Да... эту интонацию не спутаешь. Сказать, что понравилось - ничего не сказать. Стих - вино, первым делом смакуешь, хмель приходит не сразу, но бьёт в голову сильно. И видео удалось.