Вздор рифмы, вздор стихи! Нелепости оне!..
К. К. Случевский
Сайт высокой поэзии
Регистрация | Вход Китайский фильм "Герой" - Форум поэтов  
  • Главная
  • Авторы
  • Блог
  • Форум
  • Видео
  • Аудио
  • Фото и арт
  • О сайте
  • Ссылки
  • [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Форум поэтов » Искусство » Кино » Китайский фильм "Герой" (Имперские амбиции)
    Китайский фильм "Герой"
    komkonДата: Четверг, 16.12.2010, 23:17 | Сообщение # 1
    Участник
    Сообщений: 117
    Награды: 0
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Фильм снят иконографически, несомненно для подтверждения идеологических настроений современного Китая. Идея империи жива и требует новых жертв. Еще не все народы под одним небом.
    Меня всегда поражала китайская эстетика, доминирующая над смыслом. Все действия героев очень рациональны, диалоги ясны и прозрачны, даже если их и пытаются сильно замутить.
    Концовка- ненавязчивый хеппи енд. Все погибли, было очень красиво, империи быть. Может это мое личное предубеждение, возникшее после знакомства с произведением Борхеса " Вдова Чинга, пиратка". Иконография событий тысячелетней давности аналогична. Корсарша разгромила первую императорскую экспедицию после тринадцатилетнего непрестанного разбоя в дельте Сицзяна. Была направлена повторная экспедиция, зажавшая пиратов в угол. Под бумажное шуршание воздушных змеев, вдова печалилась и размышляла над предложением капитуляции, преподнесенной в такой красивой форме :
    " Вдова с любопытством разглядывала эти странные метеориты и вспоминала длинную и туманную притчу о драконе(императоре), который всегда опекает лису(пиратку), несмотря на ее вечную неблагодарность и бесконечные проступки"
    Лиса получила прощение и посвятила свою долгую старость торговле опиумом.
    Мне представляется доска на Великой китайской стене, где в середине изображена вдова с трубкой опиума, а по бокам клейма с изображением ее бурной молодости.
    Уже сейчас Китай впереди планеты всей. Даже на международных математических и физических олимпиадах , не говоря уже о спортивных, побеждают команды Китая. Идеи Великого Мао претворяются в жизнь. Осталось совсем немного и все мы проснемся под одним небом - китайским!
    Может , это хорошо - лучше, чем под общеевропейским?
     
    Профиль  
    tengu71Дата: Суббота, 08.01.2011, 07:28 | Сообщение # 2
    Автор
    Сообщений: 450
    Награды: 4
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Quote (komkon)
    Осталось совсем немного и все мы проснемся под одним небом - китайским! Может , это хорошо - лучше, чем под общеевропейским?

    "Никаких Соединенных Штатов Земли не получится, будет одна Поднебесная, и тогда наступит всеобщая гармония. Слава Богу, мы с вами этого земного рая не увидим". (Б. Акунин "Алмазная колесница").
    Что касается фильма, он в очередной раз натолкнул меня на размышления о своеобразном отношении китайцев к личности Цинь Ши-хуанди. Только про хрестоматийную историю покушения на него я видел уже фильмов 5 (+ естественно, многократное повторение этого сюжета в китайской литературе). После прихода к власти ханьской династии, при которой произошло установление конфуцианства как официальной идеологии государства, отношение к основателю империи было, естественно, неважное. Сожжение конфуцианских книг (которые, правда, были сохранены в госархивах) и закапывание конфуцианцев в живом виде (сейчас этот эпизод ставится под сомнение) не могли способствовать особым симпатиям к личности покойного императора. Учитывая, что конфуцианство стало государственной идеологией на многие века, сформировался культурный стереотип Цинь Ши-хуанди, как правителя-злодея. Вместе с тем, было очевидно, что империя Хань смогла проводить свою блестящую внутреннюю и внешнюю политику лишь основываясь на достижениях циньской династии. Циньский император, как следствие, вызывал и вызывает двоякое чувство ненависти и любви, благодарности и неприязни: отсюда и отношение к тем, кто покушался на его жизнь (считается, что было 3 покушения, самым известным (благодаря Сыма Цяню) стал Цзин Кэ). С одной стороны они были героями, желающими покарать диктатора, с другой - по сути, противились воле Неба, вознамерившегося вернуть Поднебесной величие времен Западной Чжоу.
    Если вернуться к фильму "Герой", он, несмотря на свои многочисленные достоинства (я смотрел и смотрю с удовольствием, включил в свою фильмотеку) все таки порождение современного "дизайнерского" подхода в кинематографии. Эстетика там действительно доминирует над смыслом. По теме лучшим фильмом является, несомненно "Император и убийца".


    君子明言道德

    Сообщение отредактировал tengu71 - Суббота, 08.01.2011, 07:29
     
    Профиль   Страница  
    komkonДата: Суббота, 08.01.2011, 21:44 | Сообщение # 3
    Участник
    Сообщений: 117
    Награды: 0
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Я думаю, что существует связь численности народонаселения с этнокультурной оценкой времени . Китай, я слышал, в этом ключе довольно самобытная культура. Приведу обобщаюшую, на мой взгляд, оценку восприятия времени в различных культурах.

    "Всякий монотеизм резко отличается тем, что время здесь протекает не в зависимости от природных процессов, но в зависимости от воли Божией. Если псалмы восхваляют времена и сроки, установленные свыше, то пророки дают то, что можно прямо назвать религией будущего. Времена сокращаются, и остается только будущее. Бог-творец отходит на задний план. Выступает Бог истории и Бог совершенства. – В персидской религии также господствует идея будущего, но она тут более земная и менее богатая. Тут все связано с поражением Аримана и с началом нового периода. Тут – оптимистическая воля к культуре, получающая религиозную санкцию. Отсюда восхваление в Авесте крестьянина и скотовода. Тут не Бог спасает человека, но человек спасает сам себя, водворяя добрый порядок в мире. – В индийской философской и религиозной спекуляции – обратное мифическое представление времени. Тут тоже ожидание конца времени. Но этот конец будет дан сквозь ясность и глубину мысли. Если Сон в Авесте – злой демон, то уже в древнейших Упанишадах мышление толкуется как волшебная погруженность в сон. Это путь к Браме. Отсюда – то восприятие времени, которое ярче всего дано в буддийских источниках. Учение Будды сохраняет из времени только момент становления и возникновения, что равносильно и страданию. Страдание возникает из трех видов жажды, из жажды к удовольствию, к становлению и к прошлому. Исповедуется вечность становления; и в становлении нет конца, как и нет цели. Тут полная противоположность как библейским пророкам, так и Авесте. Тут целью является не конец времени, а прекращение времени и становления. Не конец времени спасет людей, а уничтожение всех времен со всем их содержанием. – Еще особая и также не менее значительная концепция времени в китайской религии. Этика таоизма также имеет главным принципом недеятельность и покой. Надо в себе породить «пустоту» Тао. Тао все порождает и все поглощает. Но отличие от буддизма тут то, что имеется в виду не преодоление, но сохранение себя и даже своего тела и всех его форм. Тут, собственно говоря, преодолевается не время, но изменения во времени. Бытие тут – вне временного потока, хотя это не какое-нибудь занебесное, но чисто земное же бытие. Конкретно, это – неменяющееся время; оно в Небе. Небо и Время у китайцев – не созданы. То же и в этике Конфуция, отличающейся, как известно, чертами строжайшего традиционализма. – В египетской религии восприятие времени сходно с китайским. Тут тоже хотят сохранить и увековечить реальную жизнь человека, его тело и все его члены. Отсюда практика бальзамирования. Это – какая-то временная статика, зафиксированная в геометризме произведений египетского искусства. Вещи текут, но остается их пластическая и архитектоническая форма. Пирамиды – знак этой геометрической и пластической победы. – Греческая религия впервые дала подлинное ощущение времени как настоящего. Тут – длительность, но без индийской безнадежности и гибели, постоянство, но без китайского оцепенения, ожидание будущего, но без ветхозаветного игнорирования природного процесса. Здесь вечное и временное сливаются в одно цельное настоящее, причем они не приносятся в жертву друг другу, но остаются в своей свободе и нетронутости. Я бы сказал, что тут впервые время и вечность делаются каждое в отдельности и оба вместе цельной и неделимой актуальной бесконечностью. – К сожалению, я не смогу тут раскрыть христианскую проблему времени и сопоставить ее с новоевропейским пониманием. Скажу только, что в общем она близка древнегреческой. Однако ей свойственны совершенно особенные и нигде раньше не попадавшиеся черты, – ввиду переноса всей стихии отождествленных времени и вечности в царство чистого духа."

    Поэтому Китай воспринимаю подобно саранче, в оцепенении пожирающей окружающее пространство.

     
    Профиль  
    tengu71Дата: Суббота, 08.01.2011, 22:50 | Сообщение # 4
    Автор
    Сообщений: 450
    Награды: 4
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Честно говоря не уловил логической связи между этой длинной и весьма поверхностной цитатой (откуда она, кстати?) и Вашим выводом.

    君子明言道德
     
    Профиль   Страница  
    komkonДата: Воскресенье, 09.01.2011, 00:25 | Сообщение # 5
    Участник
    Сообщений: 117
    Награды: 0
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Оцепенение сродни созерцанию (если это воспринимается как отрицательная коннотация) В этом эстетическом контексте я как раз и вижу различие имперских оценок со стороны Китая и России на сам способ поглощения жизненного пространства. Ведь это естественный процесс для любого развивающегося суперэтноса - поглощение территорий и устранение конкурентов. Китай это делает( или делает вид, что делает) почти не замечая аборигенов. И делает это в силу сложившегося менталитета.
    Отношение ко времени параллельно формируется с мифическим представлением "священной истории".
    Цитата кстати из интересной работы
    http://www.philosophy.ru/library/losef/dial_myth.html
     
    Профиль  
    tengu71Дата: Воскресенье, 09.01.2011, 09:11 | Сообщение # 6
    Автор
    Сообщений: 450
    Награды: 4
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Да, г-н Лосев. Не признал. Грешил на г-на Соловьева: "Панмонголизм, хоть имя дико..." и т.д. Очень уж Ваш образ саранчи соблазнял на подобные выводы. "Диалектику мифа", помнится начал читать, учась в университете, но поскольку к тому времени значительно утратил интерес к спекулятивной философии (термин употребляю не совсем в традиционном значении) - бросил.
    Оговорюсь сразу, что т.н. "философию истории" я считаю игрой разума, к реальной истории отношения практически не имеющей. Причина проста: этим предметом, как правило, занимаются люди собственно к истории имеющие достаточно отдаленное отношение. Они зачастую берут постулированный в общих и образовательных работах материал, не относясь к нему критически и пытаются этим материалом,как мышцами скелет наполнить свои умопостроения. Сплошь и рядом получается конфуз, ибо вместо живого существа получается чучело, набитое тряпками.
    К чему я? К тому, что если мы хотим говорить об особенностях внешней экспансии Китая, то лучше обратиться не к Лосеву, а к конкретным исследованиям в этой области. Так вышло, что темой моей дипломной работы были аспекты внешней политики цинского Китая в Монголии и Тибете (точнее - религиозный фактор этой политики). По этой теме, я, помнится, даже пару статей написал. Так вот, оставим бедный "таоизм" в покое, он к внешней экспансии имеет такое же отношение, как к китайской кухне.
    Имперская политика Китая строилась, на мой взгляд, на следующих мировоззренческих принципах (я сознательно не касаюсь сейчас конкретных политических задач, у нас ведь разговор о "возвышенном"?):
    1. Концепция Поднебесной 天下, т.е. территории, попадающей под действие воли Неба 天命, выражающегося в излиянии на Поднебесную "благодати" "дэ" 德, и "варварских" земель под это влияние не попадающих.
    2. Вытекающая из предыдущей концепция взаимоотношений китайцев 汉人, обладающих важнейшими началами человеческой природы, куда входят культура 文 и ритуал 礼 и варваров 虏, которые этими качествами не обладают. Отношения кстати, подразумевали и "просвещение варваров" 明虏.
    3. Военно-политическая концепция "фань" - "заградительного заслона", т.е. завоеванные территории, находясь под номинальным управлением Китая, ограждали его от враждебных соседей.
    Характерно, что на "внешних территориях" китайцы не проводили активной культурной и религиозной экспансии, довольствуясь выкачиванием экономических ресурсов и ролью этих земель, как оборонительного форпоста.
    При чем же здесь "саранча в оцепенении"? Вполне целеноправленная и достаточно разумная внешняя политика.


    君子明言道德
     
    Профиль   Страница  
    komkonДата: Воскресенье, 09.01.2011, 14:03 | Сообщение # 7
    Участник
    Сообщений: 117
    Награды: 0
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Да, разговор как раз о возвышенном, т.е эстетику китайской культуры я связываю с моментом восприятия времени этносом.
    В русской культурной традиции время имеет свой предел, именно - аппокалипсис и суд Божий.
    В языческих культурах преобладает цикличность бытия и соответственное представление о времени.
    Пытаюсь понять это китайское состояние, как китайскую грамоту(" Конкретно, это – неменяющееся время; оно в Небе. Небо и Время у китайцев – не созданы.").
    По поводу Китая:
    "Но самое страшное произошло в Китае, когда туда в 3 веке. переселились хунны и сяяньбийцы, вытесненные из родной степи вековой засухой. Систем и философем там не возникло , потому что три века шла жуткая резня. В этой постояннной войне погибли 27 этносов, в том числе древнекитайский (ханьский)" ( Л. Н. Гумилев)
    Еще в этой связи можно понять и их оцепенение, и желание перенести время на Небо.
    Хотя все, конечно, понять нельзя- например, как это их угораздило стать пламенными коммунистами.


    Сравнение с саранчой тоже имеет место быть .
    Quote (tengu71)
    Характерно, что на "внешних территориях" китайцы не проводили активной культурной и религиозной экспансии, довольствуясь выкачиванием экономических ресурсов

    Выкачивание сырьевых ресурсов Сибири и Дальнего Востока, надеюсь отрицать не станете,
    у себя-то они все что можно уже подчистили.

     
    Профиль  
    tengu71Дата: Воскресенье, 09.01.2011, 15:53 | Сообщение # 8
    Автор
    Сообщений: 450
    Награды: 4
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Прошу прощения за оказавшийся ненужным экскурс в особенности китайской концепции, обуславливающей отношения с соседними государствами. Меня сбил с толку подзаголовок темы и содержание Вашего первого поста.
    Quote (tengu71)
    Пытаюсь понять это китайское состояние, как китайскую грамоту(" Конкретно, это – неменяющееся время; оно в Небе. Небо и Время у китайцев – не созданы.").

    - не слишком понимаю Ваше непонимание. Ну не создано, ну вечно, что с того? Апокалиптические настроения в Китае также имели место быть, что связано в основном с деятельностью некоторых буддийских и манихейских сект, однако для традиционной китайской культуры они не свойственны. И в чем все же взаимосвязь между представлениями о времени и внешней экспансией? У христолюбивых народов экспансия протекает по другому? Как?
    Quote (tengu71)
    По поводу Китая:
    "Но самое страшное произошло в Китае, когда туда в 3 веке. переселились хунны и сяяньбийцы, вытесненные из родной степи вековой засухой. Систем и философем там не возникло , потому что три века шла жуткая резня. В этой постояннной войне погибли 27 этносов, в том числе древнекитайский (ханьский)" ( Л. Н. Гумилев)

    По поводу Л.Н. Гумилева: я не советовал бы Вам формировать представление об истории и культуре Китая, основываясь на его трудах. Лев Николаевич был несомненно достойным человеком и его концепция этногенеза заслуживает внимания. Не знаю степени его компетенции в вопросах истории прочих народов, но о реалиях китайской истории его представления, как бы мягко сказать... своеобразны. Это разговор отдельный и длинный, есть желание - обсудим. Что касается взаимосвязи нелегких для Китая времен Северных и Южных династий (ханьский этнос разумеется при этом не погиб, очередная фантазия Л.Н.), то к концепции Неба и времени они не имеют никакого отношения. Базовые космологические идеи и воззрения сформировались в Китае более чем за 1000 лет до этого. Роль "утешителя" в этот период времени выполнял буддизм, получивший изрядное распространение, и к тому же поддерживающийся "северными варварами" (впрочем это одна из версий, нужно смотреть специальную литературу по китайскому буддизму предтанского периода).
    Quote (komkon)
    Выкачивание сырьевых ресурсов Сибири и Дальнего Востока, надеюсь отрицать не станете,

    Не стану. Только это не проблема китайского менталитета, а политической воли российского правительства и эффективности действия государственного аппарата РФ.


    君子明言道德

    Сообщение отредактировал tengu71 - Воскресенье, 09.01.2011, 16:21
     
    Профиль   Страница  
    komkonДата: Воскресенье, 09.01.2011, 19:09 | Сообщение # 9
    Участник
    Сообщений: 117
    Награды: 0
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Наоборот, большое спасибо за экскурс. Тема конечно обширная и профессиональная информация весьма полезна.

    Quote (tengu71)
    Апокалиптические настроения в Китае также имели место быть, что связано в основном с деятельностью некоторых буддийских и манихейских сект, однако для традиционной китайской культуры они не свойственны

    Вот это и есть загадка. Для той культуры в которой я существую - аллогическая текучесть бытия , завершиться ее упразднением и воцарением вечности. И это мне кажется достойным и разумным решением проблемы t . А у китайцев оказывается все наоборот. Ну понятно : другая культура и историческая роль. Тем паче, что раскрытие этого времени не выражено никакими знаковыми предпосылками. Все совершится естественно надо полагать, и от этого скучно. Другое дело Аппокалипсис и Страшный суд, неслабая динамика.
    Даже если сравнивать с остальными системами, то они более динамичны и этически насыщенней.

    Гумилев интересен, прежде всего, оригинальной интерпритацией и свежим взглядом. И , естественно, не все его оценки идеальны, но по крайней мере есть за что зацепиться и проанализировать , что редко возникает, когда знакомишься с академическими утверждениями. Но конечно, его система критична. Просто под рукой нет истории по Китаю, и если у Вас окажется достойная ссылка, рад буду воспользоваться.

     
    Профиль  
    tengu71Дата: Воскресенье, 09.01.2011, 21:49 | Сообщение # 10
    Автор
    Сообщений: 450
    Награды: 4
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Quote (komkon)
    Вот это и есть загадка. Для той культуры в которой я существую - аллогическая текучесть бытия , завершиться ее упразднением и воцарением вечности. И это мне кажется достойным и разумным решением проблемы t . А у китайцев оказывается все наоборот. Ну понятно : другая культура и историческая роль. Тем паче, что раскрытие этого времени не выражено никакими знаковыми предпосылками. Все совершится естественно надо полагать, и от этого скучно. Другое дело Аппокалипсис и Страшный суд, неслабая динамика.
    Даже если сравнивать с остальными системами, то они более динамичны и этически насыщенней.

    Тут, как говорится, дело вкуса. В философии китайцев своя этика и мудрость, своя динамика. Наверняка читали эту историю, но не могу удержаться, чтобы не процитировать:

    У Чжуанцзы умерла жена и Творящий Благо [пришел] ее оплакивать.
    Чжуанцзы же сидел на корточках и пел, ударяя [в такт], по глиняному тазу.
    Творящий Благо сказал:
    - Мало того, что [вы] не оплакиваете умершую, [которая] прожила с
    [вами, своим] мужем до старости, и вырастила детей. Не слишком ли много
    [себе позволяете], предаваясь пению, отбивая такт о таз?
    - Это не так, - ответил Чжуанцзы. - Могла ли меня не опечалить ее
    кончина? [Но затем] я задумался о том, что [было] вначале, [когда она] еще
    не родилась, не только не родилась, но еще не обладала телом, не только
    телом, но даже и эфиром. Слитая с неразличимым, неуловимым, [стала]
    развиваться и обрела эфир, эфир развился и обрела тело, тело развилось и
    обрела жизнь. Ныне же прошла через новое развитие - смерть. Все это сменяло
    друг друга, как времена года: весна и осень, лето и зима. И я понял, что
    плакать и причитать, когда она покоится в огромном доме; значит не понимать
    жизни. Поэтому и перестал.


    君子明言道德
     
    Профиль   Страница  
    Форум поэтов » Искусство » Кино » Китайский фильм "Герой" (Имперские амбиции)
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:

    Яндекс.Метрика
    Copyright Сайт высокой поэзии © 2009-2024 18+ При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна Хостинг от uCoz