Вздор рифмы, вздор стихи! Нелепости оне!..
К. К. Случевский
Сайт высокой поэзии
Регистрация | Вход ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ВЫСОКАЯ ПОЭЗИЯ? - Форум поэтов  
  • Главная
  • Авторы
  • Блог
  • Форум
  • Видео
  • Аудио
  • Фото и арт
  • О сайте
  • Ссылки
  • [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Форум поэтов » Литературный раздел » Вопросы поэтического мастерства » ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ВЫСОКАЯ ПОЭЗИЯ? (О этическом и эстетическом в поэзии)
    ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ВЫСОКАЯ ПОЭЗИЯ?
    ImmoralissimusДата: Четверг, 31.05.2012, 11:07 | Сообщение # 1
    Гуру
    Автор
    Сообщений: 262
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Через рекламную службу Яндекса раскручивается ещё один поэтический сайт. Не буду на него ссылаться хотя бы по той причине, что он не ссылается на наш, но при этом имеет нахальство вести с нами скрытую полемику. В числе обсуждающихся тем есть и такая: «Что такое современная высокая поэзия?». Любопытная тенденция: вас игнорируют, но при этом как бы имеют в виду, не называя по имени, чтобы не привлекать излишнего внимания. Наверное, мы плохо объяснили, чем наш сайт концептуально отличается от остальных.

    Право именоваться высокой имеет только та поэзия, которая, во-первых, этически, в, во-вторых, эстетически отвечает этому названию. Этика всё же на первом месте. Эпоха сменяет эпоху, а требование к высокой поэзии всё то же: не чесать пятки начальству. Я начинал как поэт ещё при Брежневе. Тогда главным этическим критерием было не прославлять КПСС. «Я клинописной хвалы не пишу всё равно!» (строка из стихотворения Арсения Тарковского «В музее»). В эпоху моей юности уход в стихотворный перевод был не только призванием, но возможностью реализовать себя творчески без славословий правящей партии. К слову сказать, это была крупная политическая ошибка коммунистов – требовать себе восхвалений. Не прославишь вождя мирового пролетариата – не вступишь в союз писателей, а значит не получишь квартиру, гонорары, заграничные поездки, продуктовые пайки.

    Вот почему стихи моей юности – это образцы, созданные в башне из слоновой кости. Я понял, что останусь в литературе, если найду способ эстетически идеально организовывать поэтический материал. Стихотворный перевод оттачивает мастерство, а сопричастность к шедеврам мировой поэтической классики (через их пересоздание) задаёт очень высокие критерии для собственного творчества. Я хорошо понимаю тех мастеров стихотворного перевода, которые сами не писали стихов. Если ты переводишь Бодлера, изволь писать стихи, равномощные по глубине воздействия на читателя. А я страшно боялся попасть под влияние этого поэта. Поэтому я разработал свой канон, в котором центральное место занимала не метафора (как в творчестве французского гения), но автология. Здесь я много почерпнул у японского классика Мацуо Басё. Никто и никогда, читая мои стихи, не сказал бы, что я испытал влияние поэзии Бодлера. И тем не менее это было именно так, но я создал собственную контрэстетику, описывая ночные светила, воду и камни очень скупыми выразительными средствами.

    И вот сменилась эпоха. К власти пришла буржуазия. Не аристократия! Буржуазия со своими вкусами, прихотями, критериями оценки. В этой новой ситуации статус высокой поэзии всё так же состоит из двух составляющих – этического, во-первых, эстетического, во-вторых. Кредо буржуазной эстетики во все времена я бы выразил известным афоризмом: «Сделайте нам красиво!» Нельзя сказать, что буржуа совсем лишён чувства прекрасного. Но оно реализуется у него лишь в тех сферах, где красота выполняет сугубо инструментальную функцию – повышение качества и конкурентных свойств товара. «Эстетика рекламы» становится научной дисциплиной в университетах. Поэзия как таковая, если она не приносит выгоды, с лёгким презрением игнорируется. Да, дизайн в обществе потребления на высоте, да, архитектура прекрасна, да популярные шлягеры очень мелодичны и услаждают слух (пока не надоели). Но нет литературы и вообще нет поэзии. То есть, она как бы и есть, но спросом пользуются сладкоголосые певцы, побывавшие раньше всех за границей и проводящие среди нас, варваров, полезнуюкультуртрегерскую работу: «Ах, гарсон номер два…». И теперь вот в парламенте Великобритании официально обсуждается требование «сексменьшинств» заменить понятия «муж» и «жена» на «супруг №1» и «супруг№2». А у нас пока Борис Гребенщиков ненавязчиво готовит почву к восприятию этих новых реалий (он, кстати, как «поэт буржуазии» неоднократно награждён орденами правящего класса).

    В современных условиях высокая поэзия обязана быть антибуржуазной. А это значит не воспевать их регаты, по крайней мере. Не лобзать рук правящего класса как псы хозяевам. Воспевать добродетель бессребреничества. Быть «злобным гомофобом». Владеть рифмой как шпагой. Таковы этические критерии. Эстетические остаются теми же. В поэзии есть вечные темы и их никто не отменял. Не скучающий аристократ и не пролетарский трибун, а нищий гиперэстет и сверхинтеллектуал – вот герой нашего времени. Кстати, провозвестником этого гипотетического home de letters является господин Тест из одноименного очерка Поля Валери, написанный ещё в начале ХХ века. Очень рекомендую.


    Сообщение отредактировал Immoralissimus - Четверг, 31.05.2012, 11:08
     
    Профиль   Страница  
    солхатДата: Четверг, 31.05.2012, 14:52 | Сообщение # 2
    Автор
    Сообщений: 456
    Награды: 5
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Вадим Викторович, прекрасная статья, но с Гребенщиковым, по моему, Вы уж слишком суровы. Его "два гарсона" имеют, на мой скромный взгляд, такое же отношения к подготовке почвы для восприятития новых реалий, как и "Два капитана" Каверина. Андеграунд, в отличии от попсы, в России всегда был антиголубым и антиполиткорректным.
     
    Профиль   Страница  
    ImmoralissimusДата: Пятница, 01.06.2012, 08:29 | Сообщение # 3
    Гуру
    Автор
    Сообщений: 262
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Я Вас понимаю. Но... nomen оmen. Вы знаете, что означает на фене "гребень"? Вы полагаете, этот богохульник, подписывающийся БГ (евреи и то пишут Б-г) избежал злого рока? Государственные награды, принятые им от властей, свидетельствуют против него. Вот, недавно Путин наградил Жириновского. Награда называется "Орден Столыпина". А внутри ордена написано (анаграмматически):
    "Как ты мне анастопиздел!" Я не помню, как называлась государственная награда, принятая Гребнем от правящего класса, но ничего кроме презрения он у меня не вызывает. Обласканный содомит! В детстве (даже не в юношестве) я под влиянием папы вдоволь наслушавшись в авторском исполнении стихов г-на Вознесенского, тоже его почитывал. Потом узнал о нём всё такое. Моё отношение к нему (уже в юности) резко поменялось - я его возненавидел! Думаю, Вас ждёт такая же метаморфоза. Гребень - это ошибка. Он не достоин любви читателей.

    PS В имени "Брис Гребенщиков" есть анаграмма: "Бреет ещё и её, но не всю".


    Сообщение отредактировал Immoralissimus - Пятница, 01.06.2012, 17:50
     
    Профиль   Страница  
    Форум поэтов » Литературный раздел » Вопросы поэтического мастерства » ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ВЫСОКАЯ ПОЭЗИЯ? (О этическом и эстетическом в поэзии)
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:

    Яндекс.Метрика
    Copyright Сайт высокой поэзии © 2009-2024 18+ При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна Хостинг от uCoz