Вздор рифмы, вздор стихи! Нелепости оне!..
К. К. Случевский
Сайт высокой поэзии
Регистрация | Вход Эволюция поэтического метода - Форум поэтов  
  • Главная
  • Авторы
  • Блог редакции
  • Конкурсы
  • Форум
  • Видео
  • Аудио
  • Фото и арт
  • О сайте
  • Ссылки
  • [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Форум поэтов » Литературный раздел » Вопросы поэтического мастерства » Эволюция поэтического метода
    Эволюция поэтического метода
    ImmoralissimusДата: Среда, 18.01.2012, 19:00 | Сообщение # 1
    Гуру
    Автор
    Сообщений: 262
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline

    "Метод" в переводе с греческого значит: "путь". Понятия "стиль" и "метод" взаимопересекаемы. Они подобны понятиям "синхрония" и "диахрония", введённым в лингвистику Фердинандом де Соссюром. Почему я в юности начал писать стихи? Потому что обратил внимание, что особым образом организованная информация под названием "стихотворение" способно опьянять, как вино. Если эта словесная чаша объединяется с личностью её подающего, то вино пьянит ещё сильнее. Ребенок многое подмечает. А у нас в доме постоянно декламировались чьи-нибудь стихи. Я прислушивался, сравнивал. И вот однажды мне захотелось самому что-нибудь сочинить. И... ничего не получилось. То есть, получилось, но не то. Я был подобен тому бизнесмену, который, приняв ЛСД, успел записать гениальную идею. Когда же на другой день он взглянул на запись, то прочёл: "Везде пахнет сырой нефтью". Я очень рано обратил внимание, что сочетания слов друг с другом обладают разной ценностью. Почему метафора оказывает такое мощное воздействие на воображение? И я проник в структуру метафоры и метонимии. У меня открылся талант классификатора и систематизатора. Я хотел знать, где чего лежит в языке. Студентом я читал все подряд монографии по лингвистике, какие попадались.

    Теории тропов я так ни у кого и не нашёл. Я экспериментировал, сравнивал слова на предмет их сочетаемости друг с другом. А моя научная лаборатория и мастерская художника была всегда со мной - в голове. Этим поэзия выгодно отличается от прочих искусств. Но особенно меня интересовал феномен рифмы. Я не долго экспериментировал с ассонансными полурифмами, и рано обратил внимание, что точная строгая рифма способная "навязывать" автору две не обязательно консонансных темы. Часто случается диссонанс, и разрешение рифмического диссонанса в консонанс в поэзии происходит так же, как это происходит в музыке.

    Я также обратил внимание, что некоторые слова, или, скорее, обозначаемые ими вещи, обладают как бы магнетизмом, притягивают меня, а к другим я равнодушен. Камни, вода, звёздное небо. Вот три темы, главные в моём юношеском творчестве. Стихи я тогда писал так: вдруг мне на ум приходило какое-нибудь сочетание смыслов, обладающее автономным экспрессивным потенциалом, будь то словосочетание или рифмосочетание. Я брал его за основу и старался придумать ему экспрессивный противовес в композиции, так что не сразу и догадаешься, какой образ первичен, а какой возник позже. Это я потом описал как принцип равноценности. Но, главное - первообраз стихотворения не был мне тематически "навязан", я был совершенно свободен в своём предпочтении. Поэтому я считаю этот цикл юношеских стихотворения наиболее полно отражающих мою личность. Позже, когда эволюционировал мой метод, я так уже не писал. Вместо свободного выбора первообраза я научился писать на тему, не мною выбранную, но мне предложенную, да так, что нельзя и отказаться. В своём позднейшем творчестве говорить об индивидуальном стиле поэта Вадима Алексеева не совсем корректно уже хотя бы потому, что данный имярек - всего лишь соавтор переоткрытого им стихотворения.

    В юности я обратил внимание, что даже у самых прославленных поэтов можно выделить лучшие стихотворения и... не самые лучшие. Если поэт написал с десяток шедевров, он уже обессмертил своё имя, а творческие неудачи ему простит благодарный читатель. Но я был очень амбициозным юношей. Я просчитал, что если в год буду писать по два три стихотворения, но таких, чтобы дух захватывало, то лет за двадцать творческой активности, а если повезёт - за тридцать-сорок, я напишу небольшой сборничек стихов, но зато состоящий из одних шедевров! Этот грандиозный проект уже начал осуществляться, и кто знает, что произошло бы, будь он доведён до конца? Я ослепил бы своей безупречностью всех поэтов, которые после меня взялись бы за перо, настолько повысив планку требовательности к своему творчеству, что, наверное, она стала бы недосягаемой для поэтов будущих веков. К счастью Провидение спутало мои планы. Я сменил творческий метод, причём настолько радикально, что поставил себе за цель в день писать по восемь сонетов, большая часть которых шла, естественно в корзину, но если что-то мне по прошествии времени нравилось, то это была настоящая поэзия. Представьте себе пианиста, каждый день тренирующего кисти рук, разыгрывая сложнейшие композиции. Что для пианиста-профессионала - беглость рук над клавиатурой, то для версификатора - беглость мысли в поиске рифм для любого исходного материала.

    Самым трудным в оригинальном поэтическом творчестве является поиск новой темы, а уже сложившийся поэтический космос очень консервативен, он с великой неохотой уделяет орбиту новому элементу своей уравновешенной системы. Мне вполне хватало воды, звёзд и камней, чтобы, оставаясь в этих очень узких рамках, писать всё новые шедевры. Но долго так продолжаться не могло, периоды творческого бессилия доводили меня в юности до крайностей - я напивался до белочки, я искал вдохновения в любви к женщинам, я пытался найти источник вдохновения если не в себе самом, то извне. Как знать, может быть я плохо кончил бы, подсев на тяжёлую наркоту от безысходности, если бы не открытие того, что я, используя лингвистический научный жаргон, назвал бы энграмматическим значением слова (словосочетания). Я уже не искал тему, которая вписывалась бы в мой поэтический космос, но тема искала меня как мастера своего исполнения. Естественно, первым делом я обратил свой взор первооткрывателя на самые притягательные для человеческого ума слова, среди которых есть одно, занимающее по степени к себе притягательности первое место - это имя "Иисус Христос". Сразу же выяснилось, что не я первый в него заглядывал с целью получить источник вдохновения... Но дело сейчас даже не в драгоценных находках, обнаруженных в этом имени. Дело в смене метода. Я уже не искал, как в дни юности, а как Алладин в пещере с сокровищами только находил, находил, находил... Что делать с находками? Их было так много! Пришлось изменить образ жизни, потому что принцип "ни дня без находки" стал определяющим для моего творческого распорядка. При этом, заметьте, чем больше ты находишь, тем совершеннее твоё версификаторское мастерство, и как знать, то, что ты сам почёл своей неудачей в сравнении с совершенством других текстов, не будет дли расценено сторонним наблюдателем как расточительность пресыщенного шедеврами ума? Иногда среди этих осколков попадаются вполне годные для более мелких изделий куски... Конечно, много и шелухи, так сказать, мраморных осколков под изваянием, но если их убрать, а статую поставить на постамент и закрыть белым виссоном, то зрители всё равно скажут "ах!", когда он будет торжественно снят.

    С эволюцией метода эволюционировал и стиль. Не я уже искал тему, а тема гонялась за мной, умоляя её развить. Как нельзя кстати пришлись мои приобретённые любовью к аскезе привычки. Вместо хаотической юности - строгий распорядок каждого дня. Я свёл к минимуму свои потребности в пище и пришёл к выводу, что, отказавшись от гурманских наслаждений, в первую очередь от мяса и других очень вкусных вещей, можно экономить и аккумулировать духовную энергию, позволяющую выдерживать бешеный темп напряжённого творческого процесса, который на несколько порядков ускорился по сравнению с годами юности. Секс и вкусная еда - вот две основные топки, где сгорают, да простят мне медицинский термин, наши эндорфины - вещества, вырабатываемые организмом человека и предназначенные для переживания наиболее ценных эмоций: удовольствия, наслаждения, восторга.
     
    Профиль   Страница  
    Форум поэтов » Литературный раздел » Вопросы поэтического мастерства » Эволюция поэтического метода
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:

    Яндекс.Метрика
    Copyright Сайт высокой поэзии © 2009-2019 18+ При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна Хостинг от uCoz