Вздор рифмы, вздор стихи! Нелепости оне!..
К. К. Случевский
Сайт высокой поэзии
Регистрация | Вход Леонид Аронзон(1939-1970) - Форум поэтов  
  • Главная
  • Авторы
  • Блог
  • Форум
  • Видео
  • Аудио
  • Фото и арт
  • О сайте
  • Ссылки
  • [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Форум поэтов » Литературный раздел » Русская поэзия второй половины XX века » Леонид Аронзон(1939-1970) (поэт питерского андеграунда)
    Леонид Аронзон(1939-1970)
    YulKoДата: Четверг, 24.12.2009, 17:26 | Сообщение # 1
    Автор
    Сообщений: 689
    Награды: 15
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Леонид Аронзон родился в Ленинграде 24.3.1939 года, во время Блокады жил на Урале, после войны закончил Педагогический институт и преподавал в школе русский язык и литературу. В юности был дружен с И.Бродским,но впоследствии их пути разошлись. До сих пор считается "оппонентом" Бродского, олицетворяет "другой путь" русской поэзии. При жизни не публиковался. Сменил множество профессий. Большинство его стихов посвящено любимой жене Рите, с которой прожил, по её словам,"двенадцать лет ... в огромной любви и счастье."
    "На венке от друзей были написаны Лёнины слова: “Всё менее друзей среди живых, всё более друзей среди ушедших”.
    Леонид Аронзон погиб 13 октября 1970 года" Виталий Аронзон (Балтимор) http://www.stihi.ru/2004/08/08-193

    Качайся, слабая трава!
    Качай несметных насекомых!
    О праздник тела, невесомость!
    Стрекоз касанье!
    Я сорвал
    губами вытянул
    осоки
    скользящий липкий стебелек,
    И надо мной, как призрак легкий,
    взметнулся слабый мотылек.

    И откровение, и леность
    в союзе явственном текли,
    и птиц мелькающие тени
    не отрывались от земли.
    1960

    Рике

    Сохрани эту ночь у себя на груди,
    в зимней комнате ёжась, ступая, как в воду,
    ты вся - шелест реки,
    вся - шуршание льдин,
    вся - мой сдавленный возглас и воздух.

    Зимний вечер и ветер. Стучат фонари,
    как по стёклам замёрзшие пальцы,
    это - всё наизусть,
    это - всё зазубри
    и безграмотной снова останься.

    Снова тени в реке, слабый шелест реки,
    где у кромки ломаются льдины,
    ты - рождение льдин,
    ты - некрикнутый крик,
    о река, как полёт лебединый.

    Сохрани эту ночь, этот север и лёд,
    ударяя в ладони, как в танце,
    ты вся - выкрик реки, голубой разворот
    среди белого чуда пространства.

    1959
    ***

    Приближаются ночью к друг другу мосты,
    и садов, и церквей блекнет лучшее золото.
    Сквозь пейзажи в постель ты идёшь, это ты
    к моей жизни, как бабочка, насмерть приколота.

    1968

     
    Профиль   Страница  
    IamNickДата: Четверг, 24.12.2009, 18:36 | Сообщение # 2
    Автор
    Сообщений: 860
    Награды: 11
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Красивые и необычные стихи!
    Приятно было читать.


    Там, где всё пустяки, там пустяк - это важно.
    (Из недописанного)
     
    Профиль   Страница  
    YulKoДата: Четверг, 24.12.2009, 20:31 | Сообщение # 3
    Автор
    Сообщений: 689
    Награды: 15
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Рада, Николай, что Вам понравилось. Сама люблю этого поэта - очень! Есть в его стихах какой-то тонкий звук, который задевает струны сердца и хочется самой быть со-звучной...А некоторые его слова меня преследуют всю жизнь: "Жизнь дана. Что делать с ней?" или "Как хорошо в покинутых местах"...Жаль, что больше трех стихотворений нельзя помещать - у него стихов мало, "зато прекрасных много", как он сам выразился.
     
    Профиль   Страница  
    IamNickДата: Четверг, 24.12.2009, 20:36 | Сообщение # 4
    Автор
    Сообщений: 860
    Награды: 11
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Quote (YulKo)
    Жизнь дана. Что делать с ней?

    На этот вопрос прекрасно отвечал Омар Хайям! smile


    Там, где всё пустяки, там пустяк - это важно.
    (Из недописанного)
     
    Профиль   Страница  
    scivarinДата: Четверг, 24.12.2009, 20:47 | Сообщение # 5
    Руководитель проекта
    Сообщений: 548
    Награды: 9
    Статус: Offline
    Quote (YulKo)
    Жаль, что больше трех стихотворений нельзя помещать

    Как это нельзя? Здесь, на форуме каждый участник может размещать сколько угодно стихотворений. А для редактора и в Антологии никаких ограничений не существует.

    Вот по поводу Аронзона я и подумал - хорошо, но мало. Надо бы еще несколько стихотворений.

     
    Профиль   Страница  
    YulKoДата: Четверг, 24.12.2009, 20:54 | Сообщение # 6
    Автор
    Сообщений: 689
    Награды: 15
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Спасибо, Олег! А то любимых стихов много больше, чем три! biggrin Сейчас ещё заброшу.

    ***
    Как хорошо в покинутых местах!
    Покинутых людьми, но не богами.
    И дождь идет, и мокнет красота
    старинной рощи, поднятой холмами.

    И дождь идет, и мокнет красота
    старинной рощи, поднятой холмами, -
    Мы тут одни, нам люди не чета.
    О, что за благо выпивать в тумане!

    Мы тут одни, нам люди не чета.
    О, что за благо выпивать в тумане!
    Запомни путь слетевшего листа
    и мысль о том, что мы идем за нами.

    Запомни путь слетевшего листа
    и мысль о том, что мы идем за нами.
    Кто наградил нас, друг, такими снами?
    Или себя мы наградили сами?

    Кто наградил нас, друг, такими снами?
    Или себя мы наградили сами?
    Чтоб застрелиться тут, не надо ни черта:
    ни тяготы в душе, ни пороха в нагане.

    Ни самого нагана.
    Видит Бог, чтоб застрелиться тут не надо ничего.

    ***

    В часы бессонницы люблю я в кресле спать
    и видеть сон неотличимый
    от тех картин что наяву мне зримы,
    и, просыпаясь видеть сон опять:

    старинное бюро, свеча, кровать,
    тяжелый стол, и двери, и за ними
    в пустом гробу лежит старуха вини -
    я к ней иду, чтоб в лоб поцеловать.

    Однако ночь творит полураспад.
    В углу валяется забытый кем-то сад,
    томя сознанье, падает паук,
    свет из окна приобретает шорох,
    лицо жены моей повернуто на юг
    и все в печали - нет уже которой.

    СОНЕТ

    За голосом твоим, по следу твоему,
    за голосом, как за предназначеньем,
    вдоль фонарей — там улица в дыму
    холодного и тихого свеченья.

    Вот лестница! Укройся здесь. В словах.
    Ступая на разорванные плиты,
    ты узница, ты требуешь защиты,
    но ты мертва, и тень твоя мертва.

    Тянулась ночь. Так тянут за собой.
    Куда-нибудь. Так вытянуты ливни.
    Как хороша ты, Господи, как дивна!

    Вот дым качает месяц голубой.
    Изломан март, и тянется трава,
    где улица, как тень твоя, мертва.

    Утро
    1966

    Каждый легок и мал, кто взошел на вершину холма,
    как и легок, и мал он, венчая вершину лесного холма!
    Чей там взмах, чья душа или это молитва сама?
    Нас в детей обращает вершина лесного холма!
    Листья дальних деревьев, как мелкая рыба в сетях,
    и вершину холма украшает нагое дитя!
    Если это дитя, кто вознес его так высоко?
    Детской кровью испачканы стебли песчаных осок.
    Собирая цветы, называй их: вот мальва! вот мак!
    Это память о рае венчает вершину холма!
    Не младенец, но ангел вечает вершину холма,
    то не кровь на осоке, а в травах разросшийся мак!
    Кто бы нибыл, дитя или ангел, холмов этих пленник,
    нас вершина холма заставляет упасть на колени,
    на вершине холма опускаешься вдруг на колени!
    Не дитя там - душа, заключенная в детскую плоть,
    не младенец, но знак, знак о том, что здесь рядом
    Господь!
    Листья дальних деревьев, как мелкая рыба в сетях,
    посмотри на вершины: на каждой играет дитя!
    Собирая цветы, называй их: вот мальва! вот мак!
    Это память о Боге венчает вершину холма!

     
    Профиль   Страница  
    katyakДата: Четверг, 24.12.2009, 23:04 | Сообщение # 7
    Автор
    Сообщений: 33
    Награды: 9
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Тоже очень люблю Аронзона.Помню, когда впервые читала аннотацию к его стихам, написанную его женой, чуть не расплакалась.У него необычная такая история....Наверное , всё же, отмечены- таки поэты какой-то особой судьбой!

    Есть между всем молчание одно.
    Молчание одно, другое, третье.
    Полно молчаний, каждое оно
    есть материал для стихотворной сети.

    А слово - нить. Его в иглу проденьте
    И словонитью сделайте окно -
    Молчание теперь обрамлено,
    Оно - ячейка невода в сонете.

    Чем более ячейка, тем крупней
    размер души, запутавшийся в ней.
    Любой улов обильный будет мельче,

    чем у ловца, посмеющего сметь
    гигантскую связать такую сеть,
    в которой бы была одна ячейка.

    1968
    ***

    Лист разлинованный. Покой.
    Объём зеркал в бору осеннем,
    и мне, как облаку, легко
    меняться в поисках спасенья,
    когда, уставив в точку взгляд,
    впотьмах беседуя со мной,
    ты спросишь, свечкой отделясь,
    не это ли есть шар земной?

    до 1963

    Мадригал

    Глаза твои, красавица, являли
    не церкви осени, не церкви, но печаль их.
    Какие-то старинные деревья
    мне были креслом, ты - моей свирелью.
    Я птиц кормил, я видел каждый волос
    тех длинных лилий, что сплетал твой голос.
    Я рисовал его на вязкой глине полдня,
    потом стирал, чтоб завтра утром вспомнить.

    1965


    В двух шагах от двух шагов увидел я двойника Бога – это был мой тройник...(Аронзон)
     
    Профиль   Страница  
    ГромоваДата: Понедельник, 28.12.2009, 00:07 | Сообщение # 8
    Автор
    Сообщений: 285
    Награды: 7
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Не знала раньше этого автора. Было очень интересно ознакомиться. Особенно понравились первое стихотворение ("Качайся, слабая трава!") и "Лист разлинованный. Покой".

    И милость к падшим призывал (с)
     
    Профиль   Страница  
    YulKoДата: Понедельник, 28.12.2009, 13:09 | Сообщение # 9
    Автор
    Сообщений: 689
    Награды: 15
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Спасибо, Елена! Со стихами так: чем больше читаешь, тем глубже понимаешь и "врастаешь" в автора. Уверена, что Вам и другие стихи понравятся.
     
    Профиль   Страница  
    HellenДата: Суббота, 09.01.2010, 01:13 | Сообщение # 10
    Автор
    Сообщений: 25
    Награды: 0
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Каждый легок и мал..-это очевидно влияние Бродского. Каждый раз удивляюсь новым образам в стихах- "Как вытянуты ливни..."
    Очень мне это интересно, как на другом языке, более емком, разговор. Такой, даже научный интерес. И у каждого свой язык!
    Я , конечно, дилетант, но процесс захватывает!
     
    Профиль   Страница  
    tengu71Дата: Вторник, 07.09.2010, 06:19 | Сообщение # 11
    Автор
    Сообщений: 450
    Награды: 4
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Юлия, не увидел эту тему. Еще раз извините. Удалил.

    君子明言道德
     
    Профиль   Страница  
    YulKoДата: Вторник, 07.09.2010, 10:16 | Сообщение # 12
    Автор
    Сообщений: 689
    Награды: 15
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Да какие извинения! Всякое бывает. smile
    Но Вы можете добавить в эту тему стихи Аронзона, которых здесь нет.
     
    Профиль   Страница  
    ГромовДата: Вторник, 07.09.2010, 12:07 | Сообщение # 13
    Пользователь
    Сообщений: 7
    Награды: 2
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Спасибо, Юлия, за тему. С Вашей лёгкой руки открыл для себя действительно прекрасные стихотворения.

    ***

    И мне случалось видеть блеск —
    сиянье Божьих глаз:
    я знаю, мы внутри небес,
    но те же неба в нас.

    Как будто несут наказанья
    тем, кто не веруя живет,
    но нет, наказан каждый тот
    незнаньем Божьего сиянья.

    Не доказать Тебя примером:
    перед Тобой и миром щит.
    Ты доказуем только верой:
    кто верит, тот Тебя узрит.

    Не надо мне твоих утех:
    ни эту жизнь и ни другую, —
    прости мне, Господи, мой грех,
    что я в миру Твоем тоскую.

    Столь одиноко думать что,
    смотря в окно с тоской?
    — Там тоже Ты. В чужом пальто.
    Совсем-совсем другой.

    <1969>


    ***

    Несчастно как-то в Петербурге.
    Посмотришь в небо — где оно?
    Лишь лета нежилой каркас
    гостит в пустом моем лорнете.
    Полулежу. Полулечу.
    Кто там полулетит навстречу?
    Друг другу в приоткрытый рот,
    кивком раскланявшись, влетаем.
    Нет, даже ангела пером
    нельзя писать в такую пору:
    «Деревья заперты на ключ,
    но листьев, листьев шум откуда?»

    <Ноябрь — декабрь 1969>


    ***

    То потрепещет, то ничуть...
    Смерть бабочки? Свечное пламя?
    Горячий воск бежит ручьями
    по всей руке и по плечу.

    Подняв над памятью свечу,
    лечу, лечу верхом на даме.
    (Какая бабочка вы сами!)
    Чтобы увидеть смерть, лечу.

    Потом она летит на мне,
    а я дорогу освещаю.
    Какая грудь на ней большая!
    Как тихо в темной тишине!

    А всюду так же, как в душе:
    еще не август, но уже.

    <Весна 1970>

     
    Профиль  
    YulKoДата: Четверг, 19.05.2011, 14:08 | Сообщение # 14
    Автор
    Сообщений: 689
    Награды: 15
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Нашла отличную статью Елены Шварц об Аронзоне - вернее, не статью, а её лекцию для студентов-филологов:

    Ну вот Аронзон. Это один из самых светлых, радостных поэтов, когда-либо существовавших в русский культуре, несмотря на свою трагическую судьбу – поэт любви, поэт радости. Но несмотря на это, что они какие-то светлые, радостные, пронизаны каким-то светом, всё же мы постоянно видим в его стихах какое-то влечение к смерти, какое-то притяжение к ней, как вот чего-нибудь железного к магниту, постоянное, навязчивое, маниакальное. Например, он писал, вот такие строки у него есть: «Как бы рано я ни умер, все ж умру я с опозданьем». То есть даже в 31 год - это уже с опозданием. И смерть в его стихах, она появляется всюду, то есть как тень, проявленная на фотопленке, но не видимая фотографу в момент съемки, знаете, что так бывает, да? Что-то снимают, потом проявляют, и там какая-то фигура или что-то, вот так же смерть постоянно в его стихах. Если подходить к осознанию каких-то скрытых смыслов, скрытого двигателя любого поэта, я предпочитаю такой метод, отчасти свой собственный, такой механико-интуитивный, то есть, говоря в двух словах, выявляются основные мотивы такие неосознанные, часто повторяющиеся самим поэтом, может быть, и не замечаемые, которые и приводят как-то к разгадке. То есть у всякого поэта можно разгадывать, как Шерлок Холмс, предположим, разгадывал преступление какое-то, да? По каким-то уликам, по каким-то признакам, по каким-то часто повторяющимся словам. Или как Порфирий Петрович, например, Раскольникова разгадывает. И, кстати, в моей пьесе, написанной в 81-м году в жанре пьеса-статья – я не знаю, существуют такие?... у меня была маленькая пьеса-статья, которая разыгрывалась на сцене Клуба-81, это была такая первая отдушина, когда разрешили читать стихи официально, вообще — говори что хочешь! — в 81-м году в Ленинграде. И там одним из действующих лиц в этой пьесе, посвященной Аронзону именно, был Порфирий Петрович. С помощью этого механико-интуитивного метода я определила, например, что у Михаила Кузмина главный мотив, с помощью которого можно разгадать его, – это вода, в ее разнообразных проявлениях и формах. А у Аронзона это – свеча и холм. Еще бабочка. Но свеча и холм, на первый взгляд фрейдиста, скажем, это вполне прозрачные фаллические символы, но это самый первый, самый грубый и уже поэтому неправильный смысл. То есть, вообще поэзия отличается еще и тем, что она имеет семь или девять уровней понимания. Вот самый первый грубый: да, свеча и холм – это фаллические символы. Например, вот такие стихи: «Подняв над памятью свечу, лечу лечу вверху на даме, чтобы увидеть смерть лечу, какая бабочка Вы сами». Вот, свеча над памятью. А где память? Она внутри нас, верно? Значит, чтобы увидеть смерть, поэт летит внутрь, значит, и смерть его внутри. Но в то же время она и снаружи, то есть смерть понимается вообще Аронзоном как высшая чистейшая форма любовного экстаза. «Когда б вы были бабочкой ночной, я б стал свечой, летающей пред вами». То есть смертью стал бы для вас, потому что свеча для бабочки – это смерть. Но свеча, постоянно улетающая от бабочки, которая манит ее, вот образ любви у Аронзона. То есть это образ смерти, влекущей, манящей, который он хочет как бы навязать и своей возлюбленной, Рите. И, например... я вам прочту просто «Два одинаковых сонета». Кто найдет разницу, тому я дам доллар.

    [Чтение]

    В чем разница? Разница... [Реплика из зала]

    Нет. Буквальной разницы нет. Доллар останется у меня.

    Вся разница только в том, что второе стихотворение, звучащее на фоне первого, звучит иначе, чем если бы оно бы звучало отдельно. То есть Аронзон – один из очень немногих, может быть, даже, единственный в истории поэзии подошел к пониманию стихотворения, целого стихотворения, как музыкальной единицы. Такой, как строфа. То есть очень частый повтор, например, строк, – он создает сдвиг какой-то в понимании стихотворения. Он вообще наклонен к повторению, это магическое, шаманское, заклинательное, самозабвенное такое повторение, то есть воздействующее именно уже на подсознание слушающего, а не на его сознание, как шаман воздействует на своих слушателей-подопечных.

    Но в то же время, если попытаться понять смысл, скажем, каждого из этих сонетов... Он одинаков. Это, видимо, с моей точки зрения, тайное желание блаженной смерти возлюбленной, опять навязчивое желание смерти. Желание рая для нее. Ведь он повторяет: «Усни, любовь моя», «Спи, золотко мое». Ведь это уже означает не усни, а умри. И почему? Действие этого стихотворения, собственно говоря, уже происходит в раю. «Отдайся мне во всех садах и падежах». Сад – это символ рая, в общем, да? А падежи, это значит, образно говоря, все языки. Как языци, которые исходили. А на всех языках говорят только в раю исключительно.

    http://highpoetry.clan.su/forum/22-1195-1#10533 статья Елены Шварц целиком

     
    Профиль   Страница  
    YulKoДата: Четверг, 19.05.2011, 14:08 | Сообщение # 15
    Автор
    Сообщений: 689
    Награды: 15
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    И вот, кстати, нашла эти сонеты:

    Два одинаковых сонета

    1
    Любовь моя, спи, золотко моё,
    вся кожею атласною одета.
    Мне кажется, что мы встречались где-то:
    мне так знаком сосок твой и бельё.

    О, как к лицу! о, как тебе! о, как идёт!
    весь этот день, весь этот Бах, всё тело это!
    и этот день, и этот Бах, и самолёт,
    летящий там, летящий здесь, летящий где-то!

    И в этот сад, и в этот Бах, и в этот миг
    усни, любовь моя, усни, не укрываясь:
    и лик и зад, и зад и пах, и пах и лик —
    пусть всё уснет, пусть всё уснет, моя живая!

    Не приближаясь ни на йоту, ни на шаг,
    отдайся мне во всех садах и падежах!

    2
    Любовь моя, спи, золотко моё,
    вся кожею атласною одета.
    Мне кажется, что мы встречались где-то:
    мне так знаком сосок твой и бельё.

    О, как к лицу! о, как тебе! о, как идёт!
    весь этот день, весь этот Бах, всё тело это!
    и этот день, и этот Бах, и самолёт,
    летящий там, летящий здесь, летящий где-то!

    И в этот сад, и в этот Бах, и в этот миг
    усни, любовь моя, усни, не укрываясь:
    и лик и зад, и зад и пах, и пах и лик —
    пусть всё уснет, пусть всё уснет, моя живая!

    Не приближаясь ни на йоту, ни на шаг,
    отдайся мне во всех садах и падежах!

    <1969>

     
    Профиль   Страница  
    Форум поэтов » Литературный раздел » Русская поэзия второй половины XX века » Леонид Аронзон(1939-1970) (поэт питерского андеграунда)
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:

    Яндекс.Метрика
    Copyright Сайт высокой поэзии © 2009-2024 18+ При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна Хостинг от uCoz