Вздор рифмы, вздор стихи! Нелепости оне!..
К. К. Случевский
Сайт высокой поэзии
Регистрация | Вход На рецензию - Форум поэтов  
  • Главная
  • Авторы
  • Блог
  • Форум
  • Видео
  • Аудио
  • Фото и арт
  • О сайте
  • Ссылки
  • [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS]
    • Страница 1 из 2
    • 1
    • 2
    • »
    Форум поэтов » Литературный раздел » Критика » На рецензию (История Лотты)
    На рецензию
    bambppДата: Вторник, 19.07.2011, 11:54 | Сообщение # 1
    Пользователь
    Сообщений: 60
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline

    История Лотты

    Маше - lily
    от ksana vasilenko

    Ты помнишь маленькую Лотту?

    ...В руке послушный синий шар,
    Платок волос в ладоши хлопал,
    Играя с ветром, и мешал,
    Закрыв глаза, из горла в горло,
    В фарфор из бронзы и назад,
    Хмелея, множить страсти голод...

    Ах, Лотта, Лотта - стрекоза
    В беретке с пёрышком совиным!
    Отпущен шарик в никуда.

    - Как жизнь?
    - Как поезд – длинно-длинно,
    И тихо-тихо, как удав...

    - Ты помнишь маленькую Лотту?
    - Да, смутно... Ласковое что-то...

    Дневник

    Сентябрь, 1911 год (Варшава)

    Наш двор как колодец...
    Ожил строительный кран-журавель,
    Что-то всё носит и носит...
    А вдруг он и нас зачерпнёт
    Этим квадратным ведром?

    ***

    Зябко. Оставлю-ка я на стекле
    Свой портрет:
    Пятнышко лба, точечка носа
    И листик сентябрьский - губы.
    Привет, мой портрет!

    ***
    ...Мама зовёт. В школу пора.
    Голос у мамы серый...

    ***

    Уже не вприпрыжку, уже неспеша...
    Выросла за лето Лотта.
    В деревне остались гнездо глупыша*,
    Бабушка, сети и лодка.

    ***

    Ежи, Ежи... Ты больше не смотришь в глаза,
    Отчего? На, понеси мой портфель.
    Что ты краснеешь?
    Ах, эта старая юбка
    Уже не скрывает колен?
    ...Теперь краснею и я...

    ***

    У меня есть корни!
    Я и мои родственники живём на ветвях,
    Как зимородки.
    Одни на польских, другие на шведских
    И поём, поём...
    Каждый о своём.
    Такое вот древо.

    ***

    Грудка... Она ещё маленькая, а болит.
    Мама говорит, растёт,
    Бабушка говорит – наливается.
    …А мне вспоминаются
    розоватые яблоки штрифель
    В её тёмном саду...

    ***

    Учусь целоваться. С зеркалом.
    А вдруг я снова увижу господина Литератора?
    У него серые глаза и насмешливый рот.
    И так, зеркало, ты - Он...
    Закрываю глаза...

    - Кто эта беленькая ромашка, госпожа Вёнешборг?
    - Это моя внучка Лотта, господин Литератор...

    Ноябрь, 1911 год (Варшава)

    ...Теперь я знаю:
    Женщины льют свою кровь
    Просто так,
    А мужчины её сберегают,
    Чтоб уйти на войну.
    И там её проливают
    Геройски,
    В строю...

    ***

    Матуся гадает на короля.
    А тот, кто приходит -
    Валет валетом!
    И зуб золотой,
    И любит он только
    Котлеты.
    ...Матуся любит Валета...

    ***

    ...У меня лезет зуб мудрости
    Так, словно во рту
    Набухает красная точка
    Тюльпана...

    ***

    ...Будто пожар!
    И меня из огня
    Выносит мой Литератор,
    Спасает меня...

    ...Какая свинья
    Этот доктор!
    ...дыханье,
    дыханье...
    А сам украдкой
    лапает!
    Я же больна!
    Вот свинья!

    ***

    Надела рубашку,
    Штаны Валета,
    А косы узлом
    И -
    Под кепку!
    Вот и Гаврош!
    И есть уже право
    (Лотта, браво!)
    произнести
    Грязное слово.
    Я вам не Лотта
    Я сегодня - Гаврош!
    В грязных словах
    Есть сладкое что-то,
    Но что, не поймёшь...

    Декабрь, 1911 год (Варшава)

    ***

    По всем предметам
    Высокие баллы,
    Но Катехизис**
    Оставляет
    Желать лучшего...
    Спасибо тебе, Катехизис,
    Что оставляешь меня
    Желать!
    Желаю любви Литератора.
    Точка.
    Желаю вернуться опять,
    Туда, где он
    Над своими листочками
    Склонился
    И...
    Мне никак не унять
    Желание
    Взять и обнять
    Моего любимого
    обожаемого
    господина
    Литератора!

    …Катехизис, молчи!

    Рождество. 1911 год (Варшава)

    ***
    Мама купила карпа.
    Лотта идёт по парку.
    Снег и оркестр играют
    Каждый своё, своё...
    Женщина в белой шубке
    Прячет улыбку в муфту.
    Я, как она, задорно
    Лёд распишу коньком:
    «Счастье!»

    ***
    В эту ночь спрошу у кошки,
    Я красива или нет?
    В эту ночь спрошу собаку,
    Сколько Лотте нужно лет,
    Чтобы милый Литератор
    Догадался, что во мне
    Вместо сердца - чайка Лотта
    С черной ранкой на крыле...
    В эту ночь любые звери
    Могут с вами говорить.***

    ...Только очень, очень тихо,
    Чтоб Дитя не разбудить...

    ***

    Всем подарки, как подарки...
    Здравствуй, Звездный человек!****
    Ну а Лотте - встреча в парке,
    Мимолётная, на век...

    ***
    Су-ла-мифь!
    Ты перчаткой (всего лишь перчаткой!)
    По лицу, рассмеявшись, провел.
    Вот и всё. Я теперь - Суламифь,
    Это тело уже не моё.
    Нужно лишь добежать до весны,
    В милый фьорд ундервудовских стуков
    По бумажному полю, где сны,
    Как зеркального карпа чешуйки!

    Февраль, 1912 год (Варшава)

    Мама нашла дневник.
    Долго смотрела молча.
    Думала, двух пощечин
    Хватит, вернуть мой стыд?

    ***

    …низиманивеснанилето...

    Где ты, Лотта?
    А Лотты нету.
    К бабушке я не еду.
    Что там у нас к обеду?
    Сердце? ...Вот это да!

    ***

    Надо немного выше
    Голову приподнять.
    Нет никого, а слышу:
    «Лотты должны летать...»

    ***

    Матуся сказала: «Лотта,
    Ты никуда не едешь!»
    Ладно, сказала Лотта,
    Мам, ты летать умеешь?

    ***
    …низиманивеснанилето…

    Кто-то меня спасал...
    Я ненавижу тебя за это,
    Чёрт бы тебя побрал!

    ***

    …низиманивес...

    Матуся, не надо, не плачь!
    Клянусь, я больше не буду
    (Так уже точно не буду!)
    В кости как будто грач
    Клювом. Лежать до апреля,
    Бром попивать. Бром-бом-бом...
    Спать, бром-бом-бом... и еле
    Ворочать потом языком.

    Апрель, 1912 год (Варшава)

    Лотта, детка, съешь котлетку.
    Хочешь я тебя сама
    Отвезу во фьорд? Из клетки
    Отпущу?
    Да, мама! Да!

    ***

    Я поправляюсь.
    Учусь, не летая, ходить –
    Радую маму… а, может, и нет…
    Матуся не хочет со мной говорить –
    Плачет...
    Вам почта! Толстый конверт!

    ***

    «Здравствуй, ромашка Лотта,
    Здравствуй, моя Суламифь!
    Я уже воздух фьорда
    Режу и лож-ка-ми
    Ем, вспоминая снежный
    Вечер, льняную прядь...
    Мой «Ундервуд» в надежде
    Не устаёт стучать:
    «Лотта! Мы очень ждём!»

    А вот и не так! Ведь это
    Бабушка пишет маме:
    «Жду свою внучку летом.
    Старость. Не сплю ночами.
    Как там моя голубка?
    Я за неё молилась...»
    Слёз не унять платочком.
    «Езус Мария! Милость
    Дай моей бедной дочке!»

    Июнь, 1912 год (Швеция)

    Из вагона вышла я
    И - мое мучение...

    ***
    Нюнесхамн...
    На пароме до Готланда
    Едет свадьба. Мне дали конфету,
    Словно маленькой...
    Если б вы знали
    Для чего я на Готланд еду!

    ***
    Мохнатые ноги лошадки,
    Скрип колеса телеги.
    Фрёкен уснёт с устатку,
    Сон, как и лошадь, пегий.

    ***
    Домик - домик - домик - дом!
    Кто это в очках железных
    Улыбается мне нежно
    Тянет руки: «Лотта, ждём!» -
    Бабушка моя и дом!

    ***

    Лодки-сети-лодки - Лот...
    ...та глазами плоский берег
    обежала: нет, не верю,
    Что не ждал... Идёт, идёт!

    ***

    Ты собирал птичьи яйца на скалах,
    Складывал в шляпу из синего фетра.

    ...Не приближайся! Я очень устала,
    Плача, смотреть на тебя против ветра...

    ***

    Только не пристально, только не ласково:
    Просто скажи, даже холодно, здравствуй, мол,
    Лотта-ромашка, ты выросла. Ну же…
    – Фру Вёнешборг, что сегодня на ужин?

    ***

    Долго я не выходила из комнаты...
    Бабушка лампу зажгла:
    «Лотта, цветочек мой, вечером холодно,
    Вот тебе куртка и шарф...»

    Спускаюсь по лестнице...

    Чиркнув спичкой, мой «страх» закурил
    И сказал так спокойно, так ласково:
    «Раньше ты не могла без перил
    Обходиться. Спускалась и плакала,
    Если кто-то внизу не стоял,
    Не ловил тебя, Лотта несмелая.
    А теперь здесь, внизу, только я -
    Падай в руки ромашкой мне, Белая...»

    ***

    Что же сказать? Улыбнуться, наверное:
    «Я уже взрослая... Я - Суламифь».
    Если сейчас упаду, будет первая
    Ночь моих страхов... а может, любви?

    ...Что же сказать?

    Июль, 1912 год (о. Готланд, Швеция)

    Он

    Хорошо, что память избирательна.
    Я смотрю на эту переносицу -
    Свежий шрамик, словно перекладина,
    Мостик между... Как прелестно морщится
    Девочка! Не пощажу из жалости.
    Я хочу её до боли сжать в кулак!

    ...Память, только этот факт, пожалуйста,
    Не подсунь потом, как хлыст, как белый флаг...

    Она

    На берегу свободнее, чем в доме.
    Волна ударит в скалы и заглушит
    Признание «люблю тебя». Мне страшно,
    Я морщусь - брызги солят мои губы,
    Вдруг он наклонится за первым поцелуем,
    А я... тьфу, тьфу – солёная. Не вкусно!

    …Зачем он смотрит, будто я разделась
    И без стыда пришла на берег голой?..

    Он

    …А в доме сейчас никого,
    А в скалах есть парочка гротов...

    Вот тонкие, из рукавов
    Свитера пальчики Лоты,
    Словно зверушки резвы,
    Ловко плетут колосочки
    Кос. Силуэт то размыт
    Влагой желанья, то чётче...

    ...А в доме сейчас никого,
    А в скалах есть парочка гротов...

    Она

    Ставит треногу - сейчас будет снимок!
    Я заплетаю косы,
    А ветер упрямый их снова, косынкой,
    Стелет на плечи мне.
    В руку огромный, синий-пресиний
    Шар мне он дал, за нитку
    Крепко держу. Это будет последний,
    Он мне сказал, твой день.
    Снимем на память, может быть, завтра
    Детства не будет, Лотта.
    Крепче держи этот шарик небесный
    И улыбайся мне.

    ***
    …Больше не будет, сказал он мне, детства,
    А что после детства будет?..

    ***
    Мы гуляем, болтаем, я весело вру
    Про домашнюю фею-воровку,
    Рвём для коз и крольчат молодую траву
    И смеёмся над божьей коровкой -
    Вечно верит, смешной конопатый жучок,
    Что на небе сидят его детки
    И едят, и едят до усталости щёк
    Конопатые детки конфетки.

    ***
    Достаёт он часы на цепочке –
    Открывается крышка
    И нежный начинается вальс.

    …Вот, опять: «Суламифь»…

    Парк, перчатка и голосом снежным
    В моё лето отправлен приказ: «Приходи
    В эту ночь, на прощание с детством!»
    Мне так страшно. Хоть кто-нибудь, мне помоги...
    Как спастись?

    Чайка крикнула: «Бегством!»

    ***
    Лотта ...лет спустя (Варшава 1918 год)

    Надо поплакать, Лотта,
    Надо сходить в костёл.
    Пани Мари шесть злотых
    Вычтет за кров и стол.
    Будет скрипеть кровать то
    Медленно, то быстрей,
    Будешь губной помадой
    Рты кровянить гостей.
    Надо поплакать, Лотта,
    Надо сходить в костёл.
    Кто-то сказал ты - лотос,
    Только (псякреф!) увёл
    Серьги, колечко с червным*****
    камнем и медный крест.
    Как расшатались нервы!
    В гостеприимный плеск
    Вислы добавь вишнёвки.
    Рюмка-кроватка-стол.

    …Ксёндз молодой и бойкий
    Тоже зовёт в костёл...

    ***

    Дневник

    Август, 1912 (о. Готланд, Швеция)

    Толстая, ватная нянька Данута
    Не уследила за девочкой Лоттой.
    Смотрит как будто, желает как будто
    Что-то сказать. Ну а мне неохота
    Слушать её. И медведь - бурый Отто -
    Смотрит в упор. В этой плюшевой лапе
    Столько угрозы! Из зеркала Лотта
    Кажет язык ему: «Прочь, косолапый!
    Не удержать вам меня. Я решилась!
    Эта любовь - очень страшная сила...
    Вот! Бе-бе-бе!»

    ***

    Белая ночь... А была б она тёмная,
    Можно и свечку зажечь, постучать:
    «Вот вам огонь!» Или с глупыми совами,
    страшно пугая его, закричать:
    «Угу-угу! Иду-иду...»

    ***

    Однажды я видела голое тело...
    Не страшное, но неприятно -
    Столько волос на ногах, на груди!
    А «то самое место» не рассмотрела.
    ...Он спал на кровати матуси,
    и я поспешила уйти...
    Но мой господин Литератор
    Совсем не такой! Не такой!
    Он - самый лучший! Он самый...
    А вдруг он такой?!

    ***
    ...Эта дверь приоткрыта настолько,
    Чтоб не скрипнула, если войду...
    Я - вхожу...

    ***

    Кружится комната, кружится мир -
    Я на руках моего господина!
    Как хорошо на широкой груди,
    Мне так спокойно, так радостно-дивно...

    ***
    «Мой цветочек, мой лучший подарок!
    Ты пришла, моё хрупкое счастье?
    В лён зароюсь лицом, задохнусь я
    В этой свежести трав непорочных!»

    Это мне? Это мне говорит милый голос?

    «Моё зёрнышко, я истомлён ожиданьем,
    Когда ты соизволишь взойти-снизойти
    До меня. Суламифь, мы смешаем дыханье
    В поцелуях. Приляг на уютной груди,
    Если хочешь, моя драгоценная. Ночи...
    Этой ночи бесстрастной нет дела до нас.
    Позабудь обо всём. Я люблю тебя. Очень!»
    ...В губы, в шею, в солёные лужицы глаз -
    Поцелуи...

    Что летит? Это птица? Нет, просто рубашка
    Полетела далёё-ооо-ко.
    И пусть. Улетай!
    Я в ладонях по яблоку прячу. «Ромашка,
    Пожалей и не жадничай, дай же мне. Дай!»

    ***
    Руки, плечи, поцелуи... Всюду, всюду! Жарко...
    Боль!
    Мой любимый, мне не больно! (Больно! Больно. Больно...)
    Ой!...
    Суламифь, цветок мой! Лоттааааа!!!
    Ты рычишь: «Мой ангел!»

    ...Твой?..

    ***
    Остановились мельничные крылья
    И сердце успокоилось моё.
    Тук-тук - люблю, тук-тук - тебя мой милый.
    Послушай сердце, как оно поёт...

    ***
    Я те-бя лю-блюблюблю!
    Смеётся ласково в ответ:
    «Усни, мой соловей,
    А я посторожу.
    Сейчас мне не до сна...»

    ***
    В эту вмятину, что на подушке
    Я щекой попадаю. Твой запах -
    Мой любимый. Я так его знаю,
    Как знает собака, чем пахнет хозяин.
    Вот и я - твой щенок-водолаз
    Засыпаю. Ресницы слипаются.
    ...Спите, правый и левый мой глаз.
    Это взрослая жизнь начинается...

    ***
    Обрывок письма, найденный меж страниц дневника Лотты

    «… min vän, var det jag som klagade över tristess i den lilla fjord? Glöm det! Nu är det fyra på morgonen och i min säng sover en angel. En angel, som jag inte bara berövade oskulden, men, tydligen, hennes öde också... det är inte tråkigt, och jag skäms inte, men det är inte roligt heller. Det enda jag vill just nu - att var hemma i Stockholm, där änglarna är ur mode för länge sedan. Din V.»

    (... друг мой, я ли жаловался тебе на скуку в этом маленьком фьорде? Забудь! Сейчас 4 часа утра, в моей постели спит ангел. Ангел, которого я лишил не только невинности, но, видимо, и судьбы... Мне не скучно, не стыдно, но и не весело. Единственное, чего я хочу - оказаться сию минуту у тебя, в Стокгольме, где ангелы давно вышли из моды. Твой В.)

    ***
    Дни за днями летели. Мы часто бродили,
    Даже в дождь, между лодок, сетей, или в скалы
    Забирались. Бессонно желали, любили,
    Зачастую без слов. Мы так славно молчали.
    Дни за днями летели, летели, летели...
    Я всё крепче тебя оплетала руками.
    Ты вздыхал: «Успокойся!» - Скучая в постели.
    Ундервуд вдруг очнулся и клацнул зубами,
    Бил в бумагу тревогу мою: скоро осень.
    Скоро всем разлетаться - и листьям, и птицам,
    И любовникам тоже. Он так барабанил,
    Что от этого можно рассудка лишиться!

    ***
    ...Мама, мамочка! Я угасаю.
    Здесь так холодно. Эта беретка...
    В ней перо той совы. Птица злая
    «Проугукала» милое лето!
    Он уехал. А как - я не помню.
    Села в лодку и волны считала
    Поударно и, кажется, море
    Потянулось ко мне.

    …я упала…

    ...Мама, мамочка! Ты не поверишь,
    До чего же я старая стала.
    Я жива, но когда мимо двери
    Прохожу, то...

    …я очень устала.

    ***
    Что ты грустишь, мой фьорд?
    Будет последний поезд
    К югу тащить двух Лотт,
    Даже не беспокоясь,
    Что из двоих одна
    Мёртвая, а другая -
    В жизнь за стеклом окна
    Смотрит, ещё не зная:
    Шансов на сотню сто -
    «...рюмка, кроватка, стол...»

    ***

    Лотта, прощай!

    Бляди в чёрном, за органом грач,
    Бенефис у ксёндза, Матка Боска
    Слушает художественный плач,
    А тапёр терзает папироску
    От желанья выкурить и спать.

    Снимок в гроб - ты с шариком, в беретке.
    Это всё. Там снова можешь стать
    Лоттой - очарованной нимфеткой.

    Висла ни тепла, ни холодна,
    Висла отдаёт, когда захочет
    Вещи, лодки, мёртвых... Просишь? На!

    Дверь толкнуть, и впустит нас замочек
    В комнату, где загорал Христос
    На кресте, раскинувшись удобно.
    Если солнце было, то лилось
    Строго на него... Христос не сноб, но
    Как-то на взаимность не пошел,
    Может быть и слышал, но не слушал.
    Лотта, Лотта, белый порошок
    Делает богов к молитвам глуше,
    Хоть они и так не очень, чтоб...

    Только Висла видит поединок
    Тишины с молитвой и озноб
    Бледных тел таких вот «магдалинок».

    Бляди в чёрном, за органом грач,
    Бенефис у ксёндза...

    - Помнишь Лотту?
    - Кажется... Беретка, тихий плач,
    И про верность жалобное что-то...

    __________________________________________________

    * глупыш - птица семейства буревестников

    **Катехизис (от греч. katechesis - поучение, наставление), руководство, содержащее основные положения христианского вероучения.

    *** Польское суеверие гласит, что в ночь на Рождество животные способны разговаривать.

    **** Основным символом польского Рождества является Рождественская звезда. По библейской легенде, эта звезда озаряла путь к младенцу Христу. Поэтому в роли Деда Мороза в Польше издревле выступал Звездный человек

    ***** красным.


    Ты никогда не взрослеешь (Р.Бах)
     
    Профиль  
    YulKoДата: Вторник, 19.07.2011, 15:20 | Сообщение # 2
    Автор
    Сообщений: 689
    Награды: 15
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Дорогая Ксана! Сразу скажу, что никакого отторжения по форме подачи Ваш труд во мне не вызвал. Более того, манера изложения напомнила мне Елену Шварц, а это - первая поэтическая любовь моей юности. Её поэма "Хоррор эротикус, или Грубыми средствами не достичь блаженства", явилась переворотом в моём тогдашнем поэтическом сознании. Это не лирическое отступление. Это я к тому, что объёмные поэтические произведения, по моему скромному мнению, только так и следует сейчас писать - рваным ритмом, мозаичными кусочками: поэма, написанная ровным ритмом в духе Пушкинского "Онегина", увы, не найдёт читателя, просто потому, что читать такое долго - скучно. Вы выбрали правильную форму, соответствующую духу времени. И читать не скучно до самого конца. Единственное - конца ждёшь какого-то другого - прорыва, выхода в какую-то иную реальность, несмотря на все предпосылки к "кроватке-рюмке". Здесь я усматриваю некую слабость, тем более, что, судя по тем произведениям, что я у Вас читала, Вы способны это сделать - превратить концовку в некое запредельное действо, и при этом не погрешить против истины.
    Конечно, с самого начала даже по созвучию имён читатель ждёт чего-то подобного набоковской "Лолите", и ожидания его не обманывают. Только это, скорее, анти-Лолита, что тоже хорошо, потому что и тут Вы попали в ногу со временем: всяческие "анти", кажется, вошли даже в моду сейчас.
    Я не стану делать подробный разбор, ибо это отнимает много времени, а у меня оно ограничено(к тому же, такой подробный разбор у Вас имеется - к чему же повторяться). Ограничусь тем, что выскажу общие замечания или пожелания. Конечно, хотелось бы побольше точной рифмы. Она необычайно облагородила бы Ваши стихи. Некоторые места смотрятся просто как небрежность, а не поэтическая находка. Например, самые первые строчки:

    ...В руке послушный синий шар,
    Платок волос в ладоши хлопал,
    Играя с ветром, и мешал,
    Закрыв глаза, из горла в горло,
    В фарфор из бронзы и назад,
    Хмелея, множить страсти голод...

    "шар -мешал" ещё ничего, "хлопал-горло" - ну очень приблизительная рифма, а вот с чем рифмуется слово "назад"? оно провисает, тянет всю конструкцию вниз, а дОлжно бы лететь вслед за этим шаром, вместе с этим ветром... и по тексту слишком много есть таких строф, полу-зарифмованных. Взять такой важный момент прощания с детством:

    Парк, перчатка и голосом снежным
    В моё лето отправлен приказ: «Приходи
    В эту ночь, на прощание с детством!»
    Мне так страшно. Хоть кто-нибудь, мне помоги...
    Как спастись?

    Чайка крикнула: «Бегством!»

    почему-то детством-бегством срифмовали идеально, оно и читается пронзительным криком, а приходи-помоги...выбивается, спотыкает, разрушает "единое дыхание" строфы.
    Честное слово, Вы могли бы довести всё это до безупречности шедевра.
    Я бы поняла, если бы вся поэма была в таком ключе, но ведь есть и "жемчужины рифмы". Возьмём, к примеру:

    В эту ночь спрошу у кошки,
    Я красива или нет?
    В эту ночь спрошу собаку,
    Сколько Лотте нужно лет,
    Чтобы милый Литератор
    Догадался, что во мне
    Вместо сердца - чайка Лотта
    С черной ранкой на крыле...
    В эту ночь любые звери
    Могут с вами говорить.***

    ...Только очень, очень тихо,
    Чтоб Дитя не разбудить...

    и удлиним строку, по примеру Владимира:

    В эту ночь спрошу у кошки, Я красива или нет?
    В эту ночь спрошу собаку, Сколько Лотте нужно лет,
    Чтобы милый Литератор Догадался, что во мне
    Вместо сердца - чайка Лотта С черной ранкой на крыле...
    В эту ночь любые звери Могут с вами говорить.***

    ...Только очень, очень тихо, Чтоб Дитя не разбудить...

    и получим строфу с точной рифмовкой(если не считать мне-крыле). Ну не красота ли? Удивительно, но такой скрытой рифмовки у вас очень много. Почему Вы её скрываете? Мне не понять.
    Или вот эта трагически-бессильная строфа:

    Матуся, не надо, не плачь!
    Клянусь, я больше не буду
    (Так уже точно не буду!)
    В кости как будто грач
    Клювом. Лежать до апреля,
    Бром попивать. Бром-бом-бом...
    Спать, бром-бом-бом... и еле
    Ворочать потом языком.

    Или вот - щемящее:

    Надо поплакать, Лотта,
    Надо сходить в костёл.
    Пани Мари шесть злотых
    Вычтет за кров и стол.
    Будет скрипеть кровать то
    Медленно, то быстрей,
    Будешь губной помадой
    Рты кровянить гостей.
    Надо поплакать, Лотта,
    Надо сходить в костёл.
    Кто-то сказал ты - лотос,
    Только (псякреф!) увёл
    Серьги, колечко с червным*****
    камнем и медный крест.
    Как расшатались нервы!
    В гостеприимный плеск
    Вислы добавь вишнёвки.
    Рюмка-кроватка-стол.

    …Ксёндз молодой и бойкий
    Тоже зовёт в костёл...

    В общем-то, думаю, именно таких слов Вы от меня и ждали, раз уж я редактор сайта, который ставит себе задачу возродить точную рифму как главный "критерий истины"?

    Есть ещё опечатка: "Итак" пишется вместе в строчке "И так, зеркало, ты - Он..." - ну, это просто по ходу...

    Не могу не отметить прекрасно переданное настроение первой ночи любви. И очень удачно, что заканчивается эта глава прозаическим циничным кусочком из письма Литератора. Удивительно точно прописан этот персонаж - всего несколькими штрихами, но исчерпывающе полно. Вообще второстепенные персонажи даны ёмко и чётко - матуся, бабушка, даже школьный товарищ Ежи... Чего не скажешь о Лотте. Здесь недоговорённость и пунктирная линия - не совсем удачный способ нарисовать объём. Детство, смятение чувств, любовная лихорадка вырисованы здОрово, а вот в конце накал снижается, последние строки совсем бесцветны. Мелькнула мысль, что автор хотел тем самым подчеркнуть безрадостность существования. Но получилась просто серая картинка. Без полу-тонов, без нюансов, разбросанных по всему полотну предыдущего повествования.
    Впечатление от поэмы цельное, все ниточки увязываются в широкий гобелен, все отдельные мазки ложатся в единую картину. Чего же мне всё-таки не хватает? Вот этой пронзительности в конце, как в этом крике чайки:

    Как спастись?

    Чайка крикнула: «Бегством!»
     
    Профиль   Страница  
    scivarinДата: Среда, 20.07.2011, 05:05 | Сообщение # 3
    Руководитель проекта
    Сообщений: 548
    Награды: 9
    Статус: Offline
    Quote (YulKo)
    объёмные поэтические произведения только так и следует сейчас писать - рваным ритмом, мозаичными кусочками: поэма, написанная ровным ритмом в духе Пушкинского "Онегина", увы, не найдёт читателя, просто потому, что читать такое долго - скучно. Вы выбрали правильную форму, соответствующую духу времени

    Это утверждение представляется мне спорным. Я не люблю в качестве аргументации ссылаться на какие-либо авторитеты, но если кто-то из великих высказал дельное соображение - тут уж ничего не поделаешь. В одном из интервью Бродский поведал о своем разговоре с Ахматовой, в ходе которого она заявила о том, что поэт, собирающийся приступить к созданию поэмы, прежде всего должен изобрести для этой самой поэмы собственную оригинальную строфу - иначе, по ее мнению, ничего хорошего не получится. Такой подход импонирует мне четкой логикой эстетической мысли - нередко свойственное поэме многословие здесь вынуждено подчиниться безжалостному диктату формы, причем право сконструировать сколь угодно изящную клетку для собственной дикой фантазии милостиво предоставляется самому автору.
    Если руководствоваться подобными требованиями, ни о какой "онегинской" строфе и речи быть не может - ее использование надлежит расценивать как явный провал. Однако не менее явным провалом является отсутствие строфы - одного из основных элементов поэтической конструкции, обеспечивающего интонационное и смысловое единство текста, придающего ему дыхание и драйв.
    Отсутствие единой строфы и ритма я считаю самым большим - решающим - недостатком обсуждаемой поэмы, рассыпающейся при чтении на разрозненные фрагменты. Впрочем, большая повествовательная поэма в современной поэзии, на мой взгляд, вообще является анахронизмом - в таких случаях о своих правах на подобный материал властно заявляет проза (она, кстати, и вторгается в текст как явно, так и скрыто - в виде незарифмованных строк).

    Ограничусь данным замечанием. При первом прочтении поэма вызвала у меня некоторое недоумение. Поток сознания истеричной малолетней дурочки воссоздан мастерски, но что мне в нем ловить? Какой "жестокий нравственный урок" (Бодлер) вытекает из всего сказанного? Как ухватить ариаднину нить философской мысли, способную провести через этот лабиринт воспаленного полудетского бреда и житейской вульгарности? Да, и откуда Польша и Швеция 1910-х годов? Почему не вчера в Ялте? Не знаю, не знаю...


    Сообщение отредактировал scivarin - Среда, 20.07.2011, 05:08
     
    Профиль   Страница  
    bambppДата: Среда, 20.07.2011, 07:51 | Сообщение # 4
    Пользователь
    Сообщений: 60
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    " Поток сознания истеричной малолетней дурочки "... Мне было бы интересно посмотреть, как среагировало бы на внезапную влюблённость к взрослому мужчине сознание малолетней умнички, Олег. Представьте - в Вас влюбилась девочка лет 12-13ти... Можно такое допустить?

    Но это просто реплика. Обязательно вернусь ещё к рецензии Юлии (есть, что сказать), и к Вашему посту с защитной речью о малолетке-Лотте)))))))))))

    Доброе утро всем-всем!


    Ты никогда не взрослеешь (Р.Бах)
     
    Профиль  
    scivarinДата: Среда, 20.07.2011, 17:33 | Сообщение # 5
    Руководитель проекта
    Сообщений: 548
    Награды: 9
    Статус: Offline
    Quote (bambpp)
    Мне было бы интересно посмотреть, как среагировало бы на внезапную влюблённость к взрослому мужчине сознание малолетней умнички

    "Умничка", возможно, нашла бы в себе силы все это дело так или иначе сублимировать. Впрочем, дурость - обычное для детей состояние.

    Quote (bambpp)
    Представьте - в Вас влюбилась девочка лет 12-13ти... Можно такое допустить?

    Допустить? Конечно, нет. Нимфетки совсем не в моем вкусе, а дяденек-педофилов я уважать как-то не привык no

    Однако же, Ксана, я отнюдь не хотел обидеть ни Вас, ни Вашу героиню. Я только позволил себе подчеркнуть особенности своего восприятия текста поэмы, полагая, что это может быть Вам интересным. Архетип дан вполне убедительно, и вопрос лишь в том, с какой целью Вы продемонстрировали его публике.


    Сообщение отредактировал scivarin - Среда, 20.07.2011, 17:34
     
    Профиль   Страница  
    YulKoДата: Среда, 20.07.2011, 21:24 | Сообщение # 6
    Автор
    Сообщений: 689
    Награды: 15
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Quote (bambpp)
    Это утверждение представляется мне спорным.

    А ДАВАЙТЕ ПОСПОРИМ! На самом деле, я не брезгую подтвердить свою мысль цитатой из "великих" biggrin Уж не знаю, авторитетно ли для кого-либо мнение Елены Шварц, но так получилось, что одна её мысль во время работы над статьёй о музыке в поэзии отложилась в моей памяти почти дословно, так что не составило труда найтиточную цитату. Итак,"И все же для меня предпочтительнее сложная и ломаемая, перебивчатая музыка стихов (похожая на музыку начала века, но не впадающая в звуковой распад совсем новейшей)... Мое предпочтение – грань между гармонией и додекафонией. Я мечтала найти такой ритм, чтобы он менялся с каждым изменением хода мысли, с каждым новым чувством или ощущением." Именно об этом я и говорила в своей рецензии - крупные формы, такие как поэма, должны выстраиваться по законам "изменения хода мысли" - заметьте, что даже проза сейчас тяготеет к "мозаичности":какой роман ни возьми, повествование никогда не идёт ровно и гладко от рождения к смерти, как у Диккенса. Новое время потребовало новой формы - роман разрабатывает несколько сюжетных линий, либо повествование ведётся от лица разных персонажей, либо само повествование "ломаное": это смесь дневниковых записей, описаний, заметок на полях , писем и т.п. Уж я не говорю о знаменитой "Игре в классики". В наш век трудно удержать читателя монотонным развитием сюжета, читателю нужно мелькание кадров, экшн, приправленный лёгкой философией и ненавязчивым юмором. Вот такую книжку будут читать. Разве нет?
    Поэтому не могу не утверждать: поэма должна быть написана в современной манере, чтобы пользоваться популярностью.
    Другой вопрос, а нужна ли вообще поэма сейчас. Я думаю, если она пишется, то кому-то она нужна. Есть поэты, которые не могут писать даже длинных стихов. Но есть такие, кто не может вложить всей своей мысли в восьмистишие, к примеру. Это просто разные таланты, разные дары.
     
    Профиль   Страница  
    bambppДата: Среда, 20.07.2011, 22:07 | Сообщение # 7
    Пользователь
    Сообщений: 60
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Добрый вечер, Олег! Ни в коем случае не обидилась. Обратите внимание на то, как Вы ответили мне: Я- Представьте - в Вас влюбилась девочка лет 12-13ти... Можно такое допустить?

    Вы - Допустить? Конечно, нет. Нимфетки совсем не в моем вкусе, а дяденек-педофилов я уважать как-то не привык.
    А ведь я спросила, можете ли Вы представить, что ВАС полюбит девочка-подросток... Удивительно! Вы не даёте шанса кому-то в Вас влюбиться... К чему такая "стена"?

    Впрочем отвечу на Ваш вопрос: "с какой целью Вы продемонстрировали..." вопросом: " А с какой целью вообще пишут о любви? Ведь в моей поэме - любовь, а не разврат и похоть, а верность маленькой героини такая, что Лотта сгубила себя без ропота, без предъявления счетов судьбе. По принципу: " Тебе меня не надо, значит и мне себя не зачем беречь"... Мало ли таких примеров в литературе? Зачем... Может, для того, чтобы напомнить читателю: у любви нет возраста.
    Вообще ожидала спора по поводу гипсового Христа. Был автор, который намекнул мне на кощунство))
    Согласна, что слабые места в поэме есть, некоторые куски просятся на переработку. Но о ритме и рифме в дневниковых записях Лотты можно только мечтать - они(записи) стилизованы мною под записки подростка, не имевшего представления КАК надо писать стихи.
    Польша, Швеция, 1910 год... Ну а почему нет? Сначала родилось имя- Лотта ( Шарлотта), а оно не имеет южных(Крымских) корней))). Олег, мне крайне Важно и интересно всё, что написано о Лотте моими читателями. Благодарю Вас от души, что не прошли мимо. Надеюсь на новые встречи. С уважением, Ксана.


    Ты никогда не взрослеешь (Р.Бах)

    Сообщение отредактировал bambpp - Четверг, 21.07.2011, 07:11
     
    Профиль  
    bambppДата: Среда, 20.07.2011, 22:48 | Сообщение # 8
    Пользователь
    Сообщений: 60
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Добрый вечер, Юля! Скучала по Вам сегодня))
    Юля, о рифмованной поэзии могу только сказать, что люблю и почитаю её не менее, чем не рифмованную. Для меня главное - образы, передача чувств, настроения. Мой плохой слух сослужил мне, я думаю, хорошую службу- многие куски в "Лотте" написаны с использованием диссонансной рифмы, что придаёт стихам некую " косолапость" и неуклюжесть, но мне нравится smile Кроме того трудно представить, как выглядели бы дневниковые записи " малолетки" в виде стройно рифмованных стихов... Возможно, красиво. Однако я менее всего думала о красоте стиха, когда писала. Главное - записи должны передать внутренний и внешний мир влюблённой девочки-подростка, её открытие самой себя, шок от влюблённости... Возможно , мне это не удалось, а, возможно, что и получилось smile Согласна, есть слабые места, которые я переработаю позже. Возьму, наверное, Ваше предложение перезаписать кусок " в эту ночь спрошу у кошки"( очень ценное замечание), но от той самой "разрозненности" текста не откажусь. Некоторая хаотичность в дневнике должна быть, должны вклиниваться и авторске отступления про бордель. Юля, но Вы-то согласны, что поэма просто о любви, о верности до самоуничтожения? Что возраст здесь не важен, или важен, но на фоне сексуальных предпочтений Литератора?
    Многие сравнивали с Лолитой, но я всегда возражала - Лотта светла, как белая ночь и чиста, как чаячье крылышко... Спасибо Вам за внимание, Юля. Рада была Вашим отзывам. Надеюсь, что ещё неоднократно встретимся на наших авторских страницах. С уважением, Ксана.


    Ты никогда не взрослеешь (Р.Бах)

    Сообщение отредактировал bambpp - Четверг, 21.07.2011, 14:53
     
    Профиль  
    YulKoДата: Четверг, 21.07.2011, 14:51 | Сообщение # 9
    Автор
    Сообщений: 689
    Награды: 15
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Quote (bambpp)
    Скучала по Вам сегодня))

    smile
    Quote (bambpp)
    Кроме того трудно представить, как выглядели бы дневниковые записи " малолетки" в виде стройно рифмованных стихов... Возможно, красиво.
    Думаю, и естественно, и красиво. У меня дочка в 11 лет была лауреатом международного поэтического конкурса, так что рифмовать дети вполне способны на "пятёрочку", тем паче умнички biggrin Если уж это называется поэма, то абсолютно естественно писать её хорошими стихами. Что может лучше передать внутренний и внешний мир влюблённой девочки? Но даже если оставить Лотту в покое, уж Литератор-то просто обязан был говорить шикарным ритмическим рифмованным стихом, а иначе зачем ему такой громкий титул? Возражения о том, что он был в смятении чувств, не принимаются: по сюжету он позёр и следовательно, даже в самые интимные минуты совершенно естественно для него следить за своими "внешними проявлениями".
    Quote (bambpp)
    Возьму, наверное, Ваше предложение перезаписать кусок " в эту ночь спрошу у кошки"

    Если возьмётесь за это, там есть ещё несколько таких же "завуалированных" кусочков, было бы очень здОрово привести их к такой форме.
    Quote (bambpp)
    Юля, но Вы-то согласны, что поэма просто о любви, о верности до самоуничтожения? Что возраст здесь не важен?
    Ксана, категорически не согласна. Я специально не брала нравственные аспекты поэмы, потому что ненавижу педофилов. Здесь я полностью на стороне Олега, который НЕ ДОПУСКАЕТ такого поворота событий даже гипотетически. Нормальный мужчина не может позволить маленькой девочке себя любить. Это даже не обсуждается. Моя дочь совсем недавно переживала подростковый период, поэтому эта "игра гармонов" у меня ещё очень свежа в памяти. Влюбляться для девочки естественно, но отвечать на её любовь взрослому мужчине - преступно. Вот такое моё мнение. А преодолеть, пережить и перейти во взрослое состояние с опытом неразделённой романтической и платонической любви - совсем не вредно для ребёнка. Тем более, что
    Quote (bambpp)
    Лотта светла, как белая ночь и чиста, как чаячье крылышко...

    Quote (bambpp)
    Вообще ожидала спора по поводу гипсового Христа. Был автор, который намекнул мне на кощунство))
    Я человек верующий, поэтому считаю, что кощунство есть там, где есть вера. У Лотты веры нет. Для неё Христос - гипсовая фигурка, а не Всеблагой Бог. Говорить о кощунстве не имеет смысла. К тому же, и сам этот выпад подан как-то неубедительно.
    Quote (scivarin)
    Да, и откуда Польша и Швеция 1910-х годов? Почему не вчера в Ялте?
    а что, теперь в Ялте такое возможно? В 1910 точно нужна была далёкая европейская страна для описания подобных "чудес" smile
    Quote (bambpp)
    Надеюсь, что ещё неоднократно встретимся на наших авторских страницах. С уважением, Ксана.

    тоже надеюсь. С ответным уважением.
     
    Профиль   Страница  
    bambppДата: Четверг, 21.07.2011, 14:58 | Сообщение # 10
    Пользователь
    Сообщений: 60
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Спасибо, Юля! "не о любви..." Странно. На секунду почувствовала себя создателем порноклипа... Но, всё равно, благодарна и Вам и Олегу.

    Ты никогда не взрослеешь (Р.Бах)
     
    Профиль  
    bambppДата: Воскресенье, 24.07.2011, 16:27 | Сообщение # 11
    Пользователь
    Сообщений: 60
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Уважаемый Олег! Поскольку опубликованный мной материал "История Лотты" по мнению администрации содержит текст, который явно или косвенно касается темы сексуальных извращений(педофилии), а не исключено, что читателями данного сайта являются несовершеннолетние, прошу Вас, как администратора сайта помочь мне убрать данный текст из раздела "критика", руководствуясь пунктом 5 правил Сайта высокой поэзии.

    Ты никогда не взрослеешь (Р.Бах)
     
    Профиль  
    aerozolДата: Понедельник, 25.07.2011, 00:07 | Сообщение # 12
    Автор
    Сообщений: 400
    Награды: 9
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Ксана, уважаемая!
    Прочёл я-таки Вашу поэму существенно, прошу не убирать её, своей несуразной просьбой, ведь Вы настолько долго и искренне её писали.
    Там есть что и о чём мозг расплавить. Не мне, но многим.
    Напишите, nvzonov@mail.ru
    Никита.


    Жили-были два коня. Это, братцы, про меня.
     
    Профиль   Страница  
    bambppДата: Понедельник, 25.07.2011, 07:41 | Сообщение # 13
    Пользователь
    Сообщений: 60
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Нормальная просьба. Я не собираюсь нарушать правила сайта. Однако всё на усмотрение админа.

    Ты никогда не взрослеешь (Р.Бах)
     
    Профиль  
    ImmoralissimusДата: Понедельник, 25.07.2011, 11:01 | Сообщение # 14
    Гуру
    Автор
    Сообщений: 262
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Господа! Речь идёт о лирическом дневнике, написанном стихами. Дневник - это всегда очень личное, интимное. Если авторка нашла нужным выставить на суд читателей своё задушевное, значит она не должна обижаться, если в её фарфоровую лавку вторгнется слон. Я не буду говорить о достоинствах и недостатках лирического дневника. Скажу только, что всякий документ эпохи рано или поздно покрывается патиной и обретает мемориальную ценность, которая не зависит от художественных достоинств или недостатков автора. Пример - поэзия, например, Кольцова, Некрасова или Тараса Шевченко. Все они - никудышные версификаторы, но в силу сложившихся обстоятельств их лирические дневники дошли до печатного станка и стали знаками эпохи.

    Теперь о споре, который имеет непосредственное отношение ко мне, хотя моё имя и не названо. Я написал поэму "Екклесиаст", по сути это роман в стихах, который дружно проигнорирован моими современниками, и это нормально. Роман написан новым для русского уха размером, в нём применена ранее не встречавшаяся в мировой поэзии строфа - рубаи-сонет, изобретённый мною. И это проигнорировано, что тоже нормально. Грустно то, что высказываются суждения, будто классическая чеканная строфика и точная рифма не идут на пользу жанру. Писать-де надо копной словесной. Я прощаю это заявление даме, но при условии, что она его больше никогда не повторит. Это нонсенс.
     
    Профиль   Страница  
    bambppДата: Понедельник, 25.07.2011, 13:53 | Сообщение # 15
    Пользователь
    Сообщений: 60
    Награды: 1
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    "авторка"( это слово Ваша находка?) не обижается. Разве что в случае, когда "авторцы" переходят к личным оскроблениям. В данном случае их нет. Я тоже думаю, что всё написанное и опубликованное так или иначе работает на историю эпохи, её характеристику в глазах потомков. Не передёргивайте. Советов "писать копной словесной"я не даю, но в данном случае избегала рифмы - этого требовал стиль записей ребёнка в дневник. Спасибо, что прощаете( за что?)

    Ты никогда не взрослеешь (Р.Бах)
     
    Профиль  
    Форум поэтов » Литературный раздел » Критика » На рецензию (История Лотты)
    • Страница 1 из 2
    • 1
    • 2
    • »
    Поиск:

    Яндекс.Метрика
    Copyright Сайт высокой поэзии © 2009-2024 18+ При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна Хостинг от uCoz