Вздор рифмы, вздор стихи! Нелепости оне!..
К. К. Случевский
Сайт высокой поэзии
Регистрация | Вход Обсуждение поэтического конкурса "Песни реванша" - Форум поэтов  
  • Главная
  • Авторы
  • Блог
  • Форум
  • Видео
  • Аудио
  • Фото и арт
  • О сайте
  • Ссылки
  • [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Форум поэтов » Литературный раздел » Критика » Обсуждение поэтического конкурса "Песни реванша"
    Обсуждение поэтического конкурса "Песни реванша"
    scivarinДата: Воскресенье, 13.03.2011, 23:10 | Сообщение # 1
    Руководитель проекта
    Сообщений: 548
    Награды: 9
    Статус: Offline
    Здесь можно обсудить недавно стартовавший на Сайте высокой поэзии конкурс стихов "Песни реванша", посвященный гражданской лирике, а также произведения, которые на этот конкурс будут представлены.
    На этот раз мы решили не откладывать обсуждение до подведения итогов.
    Здесь же можно задать вопросы по этому конкурсу.

    Тема конкурса - сложная, серьезная, у многих она наверняка вызовет неоднозначное отношение. Это нормально, более того - редакция сайта намерена и впредь предлагать вниманию авторов конкурсы на непростые, подчас провокационные темы, поскольку это позволит и нам, и всем читателям более ясно увидеть, кто из участников конкурса чего стоит в отношении поэтического мастерства. Ведь здесь необходимо не только продемонстрировать достаточный уровень владения техникой версификации, но и совладать с искусством философского обобщения, и умудриться адекватно раскрыть содержание, представляющее собой оригинальную авторскую интерпретацию заявленной темы, а это задача, правильное решение которой может обернуться если не шедевром, то ярким и сильным стихотворением - точно.
    Стремление разнообразить тематику конкурсов, придать ей полемическую заостренность продиктовано также необходимостью преодоления определенных кризисных явлений, прослеживающихся в некоторых публикациях на сайте (и отражающих общую ситуацию, сложившуюся в современной русской поэзии). Речь идет о тенденциях, противоречащих мятежной природе высокой поэзии, свойственному ей космическому размаху и выражающихся в умиленном любовании мещанскими добродетелями. "Душевное тепло" - это не то, уважаемые. Я убежден: максимализм и нонконформизм необходимы настоящей поэзии как воздух, без них она не дышит и не живет. Когда идешь по краю пропасти и вдруг понимаешь, что дальше дороги нет, дальше - или полет, или гибель, наряду с отчаянием чувствуешь такую любовь и благодарность, которую язык не повернется назвать "душевным теплом", это нечто совершенно иное. Что именно - объяснить невозможно. Надо подойти к этому краю. Одной из циничных попыток подтолкнуть к нему и является тема данного конкурса: кто-то испугается и убежит, кто-то сорвется в бездну, кто-то научится танцевать на кромке обрыва как Шива Натараджа. Жестоко? Да. Но иначе в нашем деле не бывает - если хочешь говорить "граду и миру", конечно. Иначе - стишки в альбом, друзьям на память.

    Непосредственно по теме конкурса "Песни реванша" (она сформулирована так: идея реванша русской цивилизации) могу сказать следующее - я думаю, для поэта вполне естественно поддерживать империю уже в силу того, что империя способствует распространению языка, на котором он пишет, а значит, расширяет круг его потенциальных читателей. Своим мировым статусом русская литература обязана не только высочайшим художественным достоинствам произведений, составляющих ее "золотой фонд", но также успехам русского оружия и дипломатии. Более того - вне культурного поля великой страны эти достоинства были бы просто недостижимы.
    Имперская идея наднациональна - сегодня русский язык, как некогда латынь, является идеальным средством реализации творческих замыслов для представителей разных этносов, населяющих необозримые просторы Евразии. Синтаксис русского языка создает уйму проблем финансовым упырям, управляющим нынешним миром, ибо он неизменно препятствует их попыткам зомбировать наше общество на западный манер: до сих пор у нас в народе тихо ненавидят богатых разводил-спекулянтов, а "геев", которых на Западе всем миром выдают замуж - презирают, одинаково называя и тех, и других пидорами, что совершенно непонятно западному человеку. Несмотря на осуществляемую разнообразными СМИ оголтелую пропаганду жлобства, благодаря семантической структуре нашей речи для нас еще не окончательно стали бессмысленными фантомами понятия социальной справедливости, человеческой солидарности, бескорыстной любви, воинского братства, а это вещи очень опасные для мировой плутократии. Надо ли удивляться тому, что в наше сознание день ото дня, год от года все настойчивей внедряется враждебный русской цивилизации иноязычный мультикультурный субстрат, состоящий отнюдь не из шедевров мировой литературы и искусства? Поэтому для любого современного автора, пишущего на русском языке, не зачумленного западным "либерализмом" и не желающего уступить читательское внимание каким-нибудь заплесневелым певцам этнографического хлама или третьесортным попсовикам из Америки, а то и "привносящим свежую струю" где-нибудь в укромном углу нобелевских эмпиреев малайцам с африканцами, логично будет сказать свое слово в защиту идеи возрождения русской имперской государственности и возвращения в ее цивилизационное поле провинций, отколовшихся в результате катастрофы 1991 года - особенно таких как Украина, которая суть русская земля.
    Не следует понимать вышесказанное как апологию изоляционизма и национальной исключительности: русская культура в отличие от, скажем, китайской, отнюдь не похожа на замкнутую систему - напротив, это культура синтеза, аккумулирующая наиболее интересные мировые традиции и преображающая их в незнакомую новую реальность, в которой словно в магическом зеркале, может быть, яснее всего виднеются убегающие вдаль завтрашние пути человечества. Мы еще не все знаем о возможностях своей цивилизации, и, как ни банально это звучит, рискуем не узнать никогда, если потеряем ее идею сегодня.
    Говорят, что русские долго запрягают, зато быстро едут, и это правда - мы начинаем всерьез думать об обороне, когда страна уже захвачена противником, но затем наносим ответный удар такой силы, что от этого противника и мокрого места не остается. Нынешний враг хитрее и действует исподволь, используя иные методы оккупации, однако результат будет аналогичным. Так вот - пора начинать, на часах уже наше время. Время реванша.

    Впрочем, я изложил свою точку зрения, но ведь у каждого наверняка есть собственный взгляд на проблему. Тем любопытнее. Разумеется, в данном случае важна не столько политически выверенная позиция автора, сколько поэтическая состоятельность стихотворения, представленного на конкурс. Не будем забывать о том, что так называемая гражданская лирика - это все-таки прежде всего именно лирика, а не агитационные куплеты, и здесь возможны самые разные художественные решения. Законы этого жанра весьма относительны, и едва ли необходимо слишком строго ограничивать ими свободное течение ассоциаций и полет фантазии - но лишь в том случае, если эти вещи и без того подчинены четкой логике авторского замысла.
    Хочу пожелать авторам, решившим принять участие в конкурсе творческого дерзновения и трезвого расчета, сочетание которых является залогом успеха в коварном и прекрасном искусстве высокой поэзии!

    Сообщение отредактировал scivarin - Воскресенье, 13.03.2011, 23:10
     
    Профиль   Страница  
    солхатДата: Среда, 11.05.2011, 20:29 | Сообщение # 2
    Автор
    Сообщений: 456
    Награды: 5
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Пару месяцев назад, первый раз в жизни , случайно забрёл на поэтический сайт. Понятие о подобных ресурсах имел довольно смутное и не ждал от них ничего интересного. А зацепил меня, заинтересовал, дал понять, что это мой сайт - именно конкурс "Песни реванша." После уже разобрался, открыл для себя замечательных поэтов, интересных людей. Но это было потом.
    Вообще, проведение подобного конкурса - несомненно очень правильная и важная инициатива редакции. Но насколько решение о проведении конкурса стихов было блестящим, настолько и безнадёжным. Ведь, чтобы увидеть в нынешнем , тяжелейшем положении русской цивилизации надежду на скорый реванш, на победы не только в прошлом, но и в будущем, свято верить в это , и уметь убедить читателя, надо обладать поэтическим даром штучного свойства. Быть поэтом-пророком .
    Эта задача невыполнима для любого литературног течения, но, в нашем случае, выполнима для лидера. Стихотворением победителем "Песен реванша" я считаю - "Надир".
     
    Профиль   Страница  
    SophiДата: Четверг, 12.05.2011, 17:54 | Сообщение # 3
    Автор
    Сообщений: 176
    Награды: 5
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Олег, у меня есть вопрос, касающийся моего стихотворения "Голос нового мира".
    Вы сказали, что подавляющее большинство конкурсных работ походит, скорее, на похоронный марш, нежели на призыв к возмездию и противостоянию существующей действительности. Когда был объявлен конкурс, я задумала написать два стихотворения, в одном описывая нынешнюю действительность, как верно было отмечено, противопоставленную реалиям Советского Союза, а в другом акцентировать внимание на том, как мы все живем и почему, где и призвать в итоге к сотворению Грядущего, ростки которого уже всходят в существующем мире, и, чтобы вызреть и развиться, они нуждаются в новых людях (подобных Адаму и Еве).
    С первым стихотворением мне все ясно - как самостоятельное произведение оно не призывает к противостоянию - не хватает достойного финала, с чем я полностью согласна. Но вот второй стих - что не так?
    То ли как поэтическое произведение, он не годится, то ли причина в другом? У меня есть мысль, что некоторые строчки могли вызвать протест и неприятие, я имею в виду вот эти

    Бог из церкви бежал, и молиться впустую
    Там, где жиром лоснятся попы

    Если понимать их буквально, тогда все понятно. В моем понимании сама вера и церковь являются святынями, в коих воплощены духовные и культурные ценности. Я сама писала иконы - это таинство, где ощущаешь особую энергетику изображений и находишься в соответствующем этим чувствам состоянии.
    В стихотворении речь идет совсем о другом - о том, что уже и из этого сделали бизнес, и церковь посещают люди, в душах которых и близко нет истинной веры, по принципу "не согрешишь - не покаешься", или несут
    деньги, вроде можно подкупить Бога... Кроме того, служители церкви зачастую спекулируют стремлением народа к проведению всевозможных обрядов, заламывая за них немалые деньги, и не станут идти на уступки малоимущим. А какие у них машины, да, что машины - лица? Так ли жил сын Божий и святые на земле? Конечно, любой труд должен быть оплачен, но и навстречу людям идти обитателям храмов, думаю, необходимо, а если и там равнодушие, то что говорить о других. Вот Бог и "бежал", глядя на все это. Главное, чтобы он не покинул храмы человеческих душ, а то все только просят и вспоминают о нем, как правило, когда худо бывает. Еще так говорят; "На западе церковь без Бога, а у нас Бог без церкви".
    Может, я не права в том, почему мой стих не пришелся никому по душе, но мне была интересна сама идея воззвания Нового мира к живущим в деградирующей державе людям, которые как будто пребывают в "наркотическом сне" под влиянием западных идеологий и СМИ, с призывом "Не пора ли проснуться... " и в битве идей, к которой зовет новый мир, победить с помощью "гения разума". Как будто до похоронного марша далеко, может, в чем другом причина?
    Я подняла этот вопрос не от того, что хотела победить в конкурсе, на другой стих и так обратили внимание.
    Мне просто жаль, что не получилось, видимо, донести идею - идею жаль...

    Буду искренне признательна за ответ.

    Сообщение отредактировал Sophi - Четверг, 12.05.2011, 17:56
     
    Профиль   Страница  
    aerozolДата: Пятница, 13.05.2011, 08:59 | Сообщение # 4
    Автор
    Сообщений: 400
    Награды: 9
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Вам скажу, Sophi. Люди, что пишут иконы, в моём понимании, выше нас, смертных. Тогда ЗАЧЕМ ВЫ ПИШЕТЕ СТИХИ?
    Если Господь Вам дал писать иконы!!!
    Никита.


    Жили-были два коня. Это, братцы, про меня.

    Сообщение отредактировал aerozol - Пятница, 13.05.2011, 09:06
     
    Профиль   Страница  
    солхатДата: Пятница, 13.05.2011, 09:26 | Сообщение # 5
    Автор
    Сообщений: 456
    Награды: 5
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Да мне кажется одно - другому не мешает. Ломоносову , например, Бог дал и закон сохранения массы открыть, и мозаику собирать, и стихи писать ( причём классные). И ещё он университет основал и в нём сейчас мой сын учится smile
     
    Профиль   Страница  
    aerozolДата: Пятница, 13.05.2011, 13:29 | Сообщение # 6
    Автор
    Сообщений: 400
    Награды: 9
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    В моём городе другой химик от Бога основал Институт, ныне переименованный в Университет. Его фамилия - Менделеев.
    Надеюсь, что сын мой в нём не станет учиться, ибо - только в настоящем Университете. Никита.


    Жили-были два коня. Это, братцы, про меня.
     
    Профиль   Страница  
    SophiДата: Пятница, 13.05.2011, 19:59 | Сообщение # 7
    Автор
    Сообщений: 176
    Награды: 5
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Благодарю вас, Никита и Владимир, что отреагировали на мое сообщение, пусть даже и косвенно.

    Я еще утром прочитала Ваше, Никита, сообщение и целый день думала... Ну, на счет того, кто выше, кто ниже,
    не нам, смертным, решать. Стало бы бессмертным то, что человек может создать.

    А Ваш вопрос, Никита, " ЗАЧЕМ ВЫ ПИШИТЕ СТИХИ?" особенно меня затронул, поскольку если делаешь что-то
    стоящее, как правило, не спрашивают, зачем ты этим занимаешься. Мне трудно определить качество моих стихов, поскольку я не профессионал в этом деле. Но я Вам очень благодарна за этот вопрос.

     
    Профиль   Страница  
    солхатДата: Пятница, 13.05.2011, 20:09 | Сообщение # 8
    Автор
    Сообщений: 456
    Награды: 5
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Наталья, я тоже не профессионал, но мне многие Ваши стихи очень нравятся. Над риторическими вопросами Никиты заморачиваться слишком не стоит. Он бывает парадоксалистом, когда не в духе.
    Владимир.
     
    Профиль   Страница  
    SophiДата: Пятница, 13.05.2011, 21:22 | Сообщение # 9
    Автор
    Сообщений: 176
    Награды: 5
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Спасибо, Владимир!
     
    Профиль   Страница  
    aerozolДата: Суббота, 14.05.2011, 08:37 | Сообщение # 10
    Автор
    Сообщений: 400
    Награды: 9
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Вы сразили меня, Наталия!
    Понимаете, раньше выше поэзии, как искусства, считал только музыку. Ибо, чем строже канон, чем меньше средств выражения и степеней свободы - тем выше результат При прочих, равных ли, неравных. Поэтому и люблю трамваи. Далее - троллейбусы.
    Но до прочтения вашего сообщения я и не думал про иконопись в этом плане. А прочтя Вас, понял, что это ещё круче и строже.
    Настолько канон задан, включая оттенки красок, что это даже и не творчество. Творение, так правильней.
    А стихи Ваши я совсем не хотел обидеть, они хороши, правильны, эстетичны. И, поверьте, хоть и не мне о качестве судить - куда как выше.
    Но иконопись...
    Не променял бы. Примите это, как дань уважения.

    О завершившемся так неслучайно конкурсе скажу: чухонно-кухонный океан толерантности просто захлестнул и зёрна, и плевелы.
    Кури свою дурь, Фукусима!
    Гумилёв-младший просто плюнул бы со своих высот в нас, неудавшихся пассионариев. Хотя сама блестящая затея уважаемого Олега достойна восхищения. Но время вымыло нас до блеска, и не того.
    Считаю победителем этого конкурса стихотворение автора Gurgen Barents,
    "На кого нам списать
    эти жуткие годы лишений..."

    Это - правда, даже слегка излишняя.
    Ко всем с почтением, с прочтением. Никита.


    Жили-были два коня. Это, братцы, про меня.
     
    Профиль   Страница  
    SophiДата: Суббота, 14.05.2011, 11:03 | Сообщение # 11
    Автор
    Сообщений: 176
    Награды: 5
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Спасибо, Никита, за обстоятельный ответ!

    Знаете, искусство по сложности определяют в таком порядке: музыка, поэзия, живопись. Согласна, что иконопись - это уже надмирное творение, и этим надо заниматься, уйдя от мирской жизни и посвятив себя только этому. У меня не было такой возможности, хотя на определенном этапе мысли такие были... Сейчас я этим не занимаюсь, а раньше писала по просьбе людей и немного для церкви. В данный период у меня тяга к другому - к осмыслению человеческой сути в этом мире и стремлению понять и увидеть связи со Вселенной...
    И я ничего ни на что не меняла, а пытаюсь сочетать то, без чего не могу жить - это очень сложно, поскольку тело-то одно, а его возможности не беспредельны, часто просто срываешься от усталости и отчаяния, что не можешь осилить физически все то, чего требует душа. Вот так вот.

    А мой вышеизложенный вопрос к победе в конкурсе никакого отношения не имеет - я говорила только об идее, ведь мы здесь все-таки, хоть и не на площади, но уже и не на кухне. И, конечно, легче списать на кого-то "эти жуткие годы лишений", чем самим пытаться что-то сделать. А если не будет новых идей, то и не будет никакой "битвы идей" ... И все "зерна" так и зачахнут, не пустив ростки...

    Со всем с почтением.

     
    Профиль   Страница  
    scivarinДата: Воскресенье, 15.05.2011, 01:00 | Сообщение # 12
    Руководитель проекта
    Сообщений: 548
    Награды: 9
    Статус: Offline
    Quote (солхат)
    Стихотворением победителем "Песен реванша" я считаю - "Надир"

    Спасибо, Владимир, однако "Надир" - стихотворение в некоторой степени провокационное, предлагающее вниманию читателя очень опасную игру идеологем. Строгую тоталитарную ясность в этом тексте оттеняет абсурдистская ирония (Беккет значит для меня не меньше, чем Ницше). Это именно отчет, наблюдение, констатация факта - включая финальную сцену с подростком, вскидывающем руку в "римском приветствии". Просто наше время достойно своей "Безумной Греты", и стихотворение лучше всего воспринимать как набросок к подобному полотну.
    В качестве типичной "песни реванша" я предложил бы, скорее, это стихотворение трехлетней давности: Советский Союз

    Quote (Sophi)
    Но вот второй стих - что не так?

    Наталья, прежде всего я хочу отметить Ваш внимательный, вдумчивый и добросовестный подход к данному - очень непростому - конкурсу. За это Вам отдельное спасибо.
    Обе Ваших работы соответствуют заявленной тематике. Рассматривая произведения представленные на конкурс, из двух стихотворений одного автора я обычно выбираю одно - то, что мне больше понравилось. Это совсем не означает того, что второе никуда не годится.
    Стихотворение "Есть все, чего не было...", на мой взгляд, содержит больше точных деталей, в нем отчетливей слышится негодование - мотивация реванша дана здесь достаточно убедительно. Поэтому я отметил данное стихотворение в числе лучших работ.
    Стихотворение "Голос нового мира" представляется мне менее конкретным, более отвлеченным, в нем практически отсутствуют яркие отличительные черты нашего времени. Взгляните сами - текст стихотворения без особых натяжек можно датировать и 2011, и 1917 годом: многие обороты и словосочетания заставляют вспомнить о стилистике символизма. Вот, например, весьма удачные и характерные строки:

    Мое имя - грядущее, нового мира
    Созревающий я эмбрион.

    Такая перекличка эпох несомненно интересна и актуальна, однако в целом стихотворение больше напоминает тонкую стилизацию. Это слишком художественно и умозрительно, а мне хотелось увидеть больше неполиткорректных реалий, хотелось услышать рев разъяренной толпы, штурмующей особняки господ начальников. Словом, как по мне, стихотворению недостает душевной агрессии - дело именно в этом.

    Quote (Sophi)
    У меня есть мысль, что некоторые строчки могли вызвать протест и неприятие, я имею в виду вот эти
    Бог из церкви бежал, и молиться впустую
    Там, где жиром лоснятся попы

    Нет, эти строчки никаких эмоций у меня не вызвали. Я не берусь оценивать уровень профессионального соответствия священнослужителей по одной очень простой причине - я не являюсь прихожанином и не принадлежу ни к одной из ныне существующих конфессий.

    Quote (Sophi)
    В данный период у меня тяга к другому - к осмыслению человеческой сути в этом мире и стремлению понять и увидеть связи со Вселенной...

    Думаю, Вы совершенно правильно сформулировали основную концепцию Вашего поэтического творчества. Лично я искусство поэзии ставлю ничуть не ниже искусства иконописи, более того, я вижу между ними некоторое сходство - хотя бы в необходимости следования определенному канону. Иконописец не обязан быть универсальным рисовальщиком, и поэт не обязан быть универсальным стихослагателем. Вам прекрасно удается медитативная лирика с ее полутонами и мелодическими нюансами - и, право же, нет ничего страшного в том, что грубые и воинственные по своей сути "песни реванша" в Вашей интерпретации несколько смягчили свои резкие черты.
     
    Профиль   Страница  
    SophiДата: Воскресенье, 15.05.2011, 10:53 | Сообщение # 13
    Автор
    Сообщений: 176
    Награды: 5
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Большое спасибо, Олег, за разъяснение!

    Просто я когда писала этот стих, испытывала больше душевной агрессии, чем при создании первого стихотворения, и поэтому думала, что он больше соответствует реваншу, но ошиблась - вот такая у меня агрессия smile

    А когда сегодня прочитала Ваше стихотворение "Советский Союз", вобще все стало на свои места - это действительно шедевр! Спасибо Вам!

     
    Профиль   Страница  
    Форум поэтов » Литературный раздел » Критика » Обсуждение поэтического конкурса "Песни реванша"
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:

    Яндекс.Метрика
    Copyright Сайт высокой поэзии © 2009-2024 18+ При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна Хостинг от uCoz