Вздор рифмы, вздор стихи! Нелепости оне!..
К. К. Случевский
Сайт высокой поэзии
Регистрация | Вход Анна Ахматова - Форум поэтов  
  • Главная
  • Авторы
  • Блог
  • Форум
  • Видео
  • Аудио
  • Фото и арт
  • О сайте
  • Ссылки
  • [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Форум поэтов » Литературный раздел » Шедевры мировой поэзии » Анна Ахматова
    Анна Ахматова
    YulKoДата: Воскресенье, 05.07.2009, 11:20 | Сообщение # 1
    Автор
    Сообщений: 689
    Награды: 15
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Друзья! Я не собираюсь писать рецензию на книгу Тамары Катаевой "Анти-Ахматова", потому что на каждую ее цитату нашлась бы анти-цитата, но это уже была бы целая новая книга,. Мне просто совершенно непонятно, как человек, который не знал поэта лично, может выставлять на всеобщее обозрение свои компиляции чужих воспоминаний. Это представляется просто недобросовестным.Тем более, что речь идет о единственной в своем роде женщине - поэте. Поэтессой ее и правда не назовешь. И не только потому, что она сама этого слова не любила, но и потому, что поэзия ее по силе и твердости - совсем не женская.Но не техническое совершенство и не удивительную гармонию формы и содержания ее творчества рассматривает ТК и ее читатели - нет, умные люди обсуждают, была ли она хорошей женой и матерью, и насколько хорошо была образованна...Одна из защитниц Ахматовой назвала эту книгу "творческой импотенцией",а на мой взгляд - это настоящая проституция. Уж не знаю, кто и сколько заплатил Т.К. за то, чтобы основательно полить грязью великого русского поэта, но сделать это "из люви к искусству" она вряд ли могла... Сейчас начали с Ахматовой, а закончат точно Пушкиным. Но к тому времени всем так понравится "развенчивать кумиров", что никто за него и не заступится, никто не вспомнит, что когда-то Гоблин сказал: "калибр не тот" - будут лупить тем калибром, что побольше, чтоб уж наверняка. Кстати, дети дали мне в свое время почитать книжку "Кадеты точка ру" - из тех детских книг, что и взрослым читать можно - так там этот сценарий очень хорошо расписан. Доходчиво: переключите внимание читателя-обывателя с художественных достоинств произведений на моральные недостоинства автора, и все забудут, о чем он писал, но зато запомнят, сколько у него было жен(или мужей). И ведь это работает!"Уважаемые читатели" скушали наживку, и вот никто уже не смотрит на достоинство стихов, все скрупулезно изучают человеческое достоинство поэта. И никто не думает о том, есть ли среди нас кто-то настолько совершенный и безгрешный, чтобы первым бросить в нее этот камень?
    Да и как можно втиснуть поэта в какие-то рамки, тем паче поэта такого масштаба? "Гений и злодейство - две вещи несовместные" - это верно, но я бы сказала: гений и семейная жизнь тоже никак не совместимы. Злодейкой Анна Андреевна никак не была. А была она, пожалуй, трагически одинокой, бесприютной (даже бездомной!) женщиной, которой наверняка хотелось иметь и мужа, и свой дом... Но разве только у поэтов жизнь не складывается? И что же - будем ее за это судить? Или за то, что она говорила по-английски с жутким акцентом? Или за то, что вкусы ее музыкальные совпадали со вкусами ее третьего мужа Пунина? А то, что она не эмигрировала, а осталась в России:

    Нет! и не под чуждым небосводом,
    и не под защитой чуждых крыл,-
    Я была тогда с моим народом,
    там, где мой народ, к несчастью, был.

    Или:

    Не с теми я, кто бросил землю
    на растерзание врагам.
    Их грубой лести я не внемлю,
    им песен я своих не дам.

    Вот эти строки никто не замечает, но зато, оказывается,ей надо было быть в войну на передовой, а не в Ташкенте!
    И эти абсурдные требования предъявляются "на полном серьезе"!
    Думаю. если бы она была жива, отнеслась бы ко всему этому с присущим ей юмором и мягкой самоиронией:

    и до света не слушаешь ты,
    как струится поток доказательств
    несравненной моей правоты.

    Но настоящий поэт. кроме таланта, обладает всегда и даром предвидения, прозрения. Неужели она предвидела и это:

    Теперь меня позабудут,
    и книги сгниют в шкафу.
    Ахматовской звать не будут
    ни улицу, ни строфу.

    А жаль...

     
    Профиль   Страница  
    katyakДата: Четверг, 16.07.2009, 13:43 | Сообщение # 2
    Автор
    Сообщений: 33
    Награды: 9
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    По меньшей мере подло наезжать на человека, который не может ответить. Ох, была бы А.А. жива! Да эта Тамарка до конца лет не отмылась бы! Она бы такую эпиграму завернула!

    типа----- на левую ногу надела калошу с правой ноги!


    В двух шагах от двух шагов увидел я двойника Бога – это был мой тройник...(Аронзон)
     
    Профиль   Страница  
    ГромоваДата: Четверг, 16.07.2009, 14:36 | Сообщение # 3
    Автор
    Сообщений: 285
    Награды: 7
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    Quote (YulKo)
    Вот эти строки никто не замечает, но зато, оказывается,ей надо было быть в войну на передовой, а не в Ташкенте! И эти абсурдные требования предъявляются "на полном серьезе"!

    У меня есть знакомые, которые сравнивают Ахматову и Берггольц. Я далеко не разделяю их взглядов, но позиция все же интересная. Они считают Берггольц выше Ахматовой по той причине, что она, в отличие от Анны Андреевны, осталась в блокадном Ленинграде, читала стихи по радио, призывала людей держаться и бороться, вселяла в них мужество. В общем, что-то в этом есть. Я, правда, пыталась им возражать, что предназначения у них разные, что нужна и лирическая, и боевая поэзия...


    И милость к падшим призывал (с)
     
    Профиль   Страница  
    ГромоваДата: Четверг, 16.07.2009, 22:29 | Сообщение # 4
    Автор
    Сообщений: 285
    Награды: 7
    Замечания: 0%
    Статус: Offline

    АННА АХМАТОВА

    ***
    Сжала руки под темной вуалью...
    "Отчего ты сегодня бледна?"
    - Оттого, что я терпкой печалью
    Напоила его допьяна.

    Как забуду? Он вышел, шатаясь,
    Искривился мучительно рот...
    Я сбежала, перил не касаясь,
    Я бежала за ним до ворот.

    Задыхаясь, я крикнула: "Шутка
    Все, что было. Уйдешь, я умру".
    Улыбнулся спокойно и жутко
    И сказал мне: "Не стой на ветру".

    ***

    Песня последней встречи
    Так беспомощно грудь холодела,
    Но шаги мои были легки.
    Я на правую руку надела
    Перчатку с левой руки.

    Показалось, что много ступеней,
    А я знала - их только три!
    Между кленов шепот осенний
    Попросил: "Со мною умри!

    Я обманут моей унылой,
    Переменчивой, злой судьбой".
    Я ответила: "Милый, милый!
    И я тоже. Умру с тобой…"

    Это песня последней встречи.
    Я взглянула на темный дом.
    Только в спальне горели свечи
    Равнодушно-желтым огнем.
    1911

    ***
    ***
    Хорони, хорони меня, ветер!
    Родные мои не пришли,
    Надо мною блуждающий ветер
    И дыханье тихой земли.

    Я была, как и ты, свободной,
    Но я слишком хотела жить.
    Видишь, ветер, мой труп холодный,
    И некому руки сложить.

    Закрой эту черную рану
    Покровом вечерней тьмы
    И вели голубому туману
    Надо мною читать псалмы.

    Чтобы мне легко, одинокой,
    Отойти к последнему сну,
    Прошуми высокой осокой
    Про весну, про мою весну.
    1909. Киев

    Сероглазый король
    Слава тебе, безысходная боль!
    Умер вчера сероглазый король.

    Вечер осенний был душен и ал,
    Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

    "Знаешь, с охоты его принесли,
    Тело у старого дуба нашли.

    Жаль королеву. Такой молодой!..
    За ночь одну она стала седой".

    Трубку свою на камине нашел
    И на работу ночную ушел.

    Дочку мою я сейчас разбужу,
    В серые глазки ее погляжу.

    А за окном шелестят тополя:
    "Нет на земле твоего короля..."
    1910

    ***
    Вере Ивановой-Шварсалон
    Туманом легким парк наполнился,
    И вспыхнул на воротах газ.
    Мне только взгляд один запомнился
    Незнающих, спокойных глаз.

    Твоя печаль, для всех неявная,
    Мне сразу сделалась близка,
    И поняла ты, что отравная
    И душная во мне тоска.

    Я этот день люблю и праздную,
    Приду, как только позовешь.
    Меня, и грешную и праздную,
    Лишь ты одна не упрекнешь.
    1912

    (Из книги "Вечер") Взято с сайта www.akhmatova.org


    И милость к падшим призывал (с)
     
    Профиль   Страница  
    scivarinДата: Пятница, 17.07.2009, 00:38 | Сообщение # 5
    Руководитель проекта
    Сообщений: 548
    Награды: 9
    Статус: Offline
    Quote (Громова)
    нужна и лирическая, и боевая поэзия...

    Не страшно под пулями мертвыми лечь,
    Не горько остаться без крова, -
    И мы сохраним тебя, русская речь,
    Великое русское слово.

    (А. Ахматова "Мужество", 1942)

    У нас в Крыму сейчас, в условиях омерзительной политики украинизации, насаждаемой бандеровским руководством государства-недоразумения, эти строки Ахматовой звучат боевым маршем, их повторяют, в том числе, люди, далёкие от поэзии и абсолютно не знакомые с творчеством Анны Андреевны. Подобные факты я полагаю высшей формой признания качества гражданской лирики того или иного автора. Так что любые обвинения Ахматовой в отсутствии патриотизма представляются мне надуманными и несостоятельными.

    Quote (YulKo)
    Я не собираюсь писать рецензию на книгу Тамары Катаевой "Анти-Ахматова"

    Да, я читал на Тупичке Гоблина дискуссию, посвящённую этой книжке. И пространные выдержки из самой книжки - тоже. Что сказать? Высказывания людей, "знавших" Ахматову (то есть ошивавшихся поблизости, дабы погреться "в лучах таланта") характеризуют в первую очередь их самих, "настоящих интеллигентов" - завистливых себялюбцев и мелочных сплетников. Абсолютно ясно, что между автором "Северных элегий" и её окружением лежала пропасть, но трагическое одиночество - обычный удел поэта, и об этом можно было не говорить подробно, если бы не одно обстоятельство.
    К сожалению, в сфере образования и культуры современной России правят бал духовные наследники тех "интеллигентов", о которых говорилось выше. Эти господа называют себя либералами и любят порассуждать о "толерантности" и "восстановлении исторической справедливости", а на деле стремятся извлечь политическую выгоду из трагических противоречий русской истории прошлого века. Задачу созданной ими идеологемы, усердно внедряемой ныне СМИ в сознание обывателя, можно обозначить очень просто: она призвана противопоставить великую традицию русской литературы - имперской власти, свойственной русской цивилизации. Идея, надо признаться, неглупая - понятно, что истинные её авторы являются специалистами в области идеологических диверсий и проживают за океаном. Ну, а отечественные смердяковы просто отрабатывают соросовские гранты. Так вот, в контексте этой "работы" Ахматова, равно как и Мандельштам, и целый ряд других выдающихся мастеров изящной словесности, действительно хлебнувших горя в эпоху советского "термидора", ныне преподносится в качестве некоей символической фигуры антиимперской пропаганды и открыто противопоставляется якобы лично преследовавшему их "кровавому тирану" Сталину.
    Вот эту достаточно пошлую антитезу противостояния Поэта (Творца) и Власти (Тирана) остроумно и беспощадно высмеивает в публикациях на своём сайте Гоблин - и совершенно правильно делает. Когда-то великий Август отправил великого Овидия в ссылку на побережье Понта Эвксинского, но если бы тот же Август не спас Римскую империю, обескровленную гражданскими войнами и стремительно увлекаемую в пучину хаоса, то о творчестве Овидия сегодня никто бы и не вспомнил, а шедевры Петрония Арбитра, Тацита и Ювенала вообще никогда не были бы написаны. Такая вот диалектика.
    При этом следует заметить - тогу литературного критика Гоблин не примеряет, ограничиваясь издевательским стёбом над лицемерными стенаниями либеральных "общечеловеков". Да, ещё он имеет здоровую наглость заявить во всеуслышание, что ахматовская лирика оставляет его равнодушным - какой ужас! Лично мне, в отличие от Гоблина и камрадов, тусующихся на Тупичке, поэзия Ахматовой чрезвычайно нравится, но я отнюдь не нахожу противоположную точку зрения чем-то недопустимым и вызывающим.

    Тем не менее, вышесказанное никоим образом не оправдывает появление книжки Катаевой. Правда, особо возмущаться по её поводу я бы тоже не стал. Эта книжка фиксирует обычное недоумение посредственности, наблюдающей за действиями и поступками человека гениального. Посредственность, разумеется, подходит к такому человеку со своими мерками - в результате выходит конфуз, планируемое разоблачение кумира оборачивается саморазоблачением. Ничего принципиально нового об Ахматовой из опуса Катаевой я не узнал. Ну, не была Анна Андреевна ангелом - так ведь от поэта и от святого требуются несколько разные качества. Поэт - это в первую очередь мастер, работающий со словом, и характеризуют его в первую очередь созданные им тексты. У Ахматовой тексты высочайшего уровня имеются, а Катаевой обидно, ей непонятно - как это великим поэтом заделалась столь аморальная особа? А вот так.

     
    Профиль   Страница  
    YulKoДата: Пятница, 17.07.2009, 02:00 | Сообщение # 6
    Автор
    Сообщений: 689
    Награды: 15
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    scivarin, а не хотите этот пост на Тупичке поместить? Очень хорошо сказано - по существу и без лишних эмоций. Мне всегда кажется обидным, когда умные люди поддерживают бездарность, как в случае ТК.

    Quote (scivarin)
    Вот эту достаточно пошлую антитезу противостояния Поэта (Творца) и Власти (Тирана) остроумно и беспощадно высмеивает в публикациях на своём сайте Гоблин - и совершенно правильно делает. Когда-то великий Август отправил великого Овидия в ссquote=scivarin]Вот эту достаточно пошлую антитезу противостояния Поэта (Творца) и Власти (Тирана) остроумно и беспощадно высмеивает в публикациях на своём сайте Гоблин - и совершенно правильно делает. Когда-то великий Август отправил великого Овидия в ссылку на побережье Поылку на побережье Понта Эвксинского, но если бы тот же Август не спас Римскую империю, обескровленную гражданскими войнами и стремительно увлекаемую в пучину хаоса, то о творчестве Овидия сегодня никто бы и не вспомнил, а шедевры Петрония Арбитра, Тацита и Ювенала вообще никогда не были бы написаны. Такая вот диалектика.

    Вот это очень сложный вопрос - вопрос имперского мышления, до которого немногие женщины могут дотянуться. Недавно посмотрела фильм "Hero" и была просто потрясена этой идеей - умереть за то, чтобы Поднебесная объединилась...Мне как -то очень трудно это принять, но понять я в силах : любые жертвы ненапрасны. А все-таки жизнь любого человека - герой он или нет - представляется мне ценностью уникальной и отношения требует - бережного... В том числе и личная жизнь поэта.

    scivarin, Громова, katyak, спасибо за ответ, а то я уж думала, никому не интересно.

     
    Профиль   Страница  
    СтранникДата: Суббота, 09.01.2010, 02:57 | Сообщение # 7
    Пользователь
    Сообщений: 6
    Награды: 0
    Замечания: 0%
    Статус: Offline
    "Смерть одного - трагедия, смерть миллионов - статистика" - эти ужасные строки часто приписывают Сталину, я сейчас не хочу подымать вопрос о критике личности Сталина, я лишь хочу сказать, что любому обществу и человеку вообще нужны кумиры, идеалы - примеры для подражания - смыслы жизни что ли... Понятное дело, что каждому человеку ближе семья, родные близкие, чувства, но при этом у каждого (ну или почти у каждого) есть некие другие оборотные идеалы, будь-то Родина или вождь. И Вы знаете, как раз эта вторая составляющая способна, в полном смысле сворачивать голову, вспомним хотя бы клич: "За Родину! За Сталина!" И ведь действительно победили, сумели одолеть врага. Так что имперское мышление иногда оказывает свое полезное воздействие. Я сейчас именно о том имперском мышлении, когда это мышление находится не в головах у кучки тиранов или диктаторов, а в милионах человеческих голов, сердец, душ.
    Хотя для политиков, пожалуй тоже, такое мышление полезно, а то украинская поговорка - моя хата с краю, как раз подсказывает, что в борьбе за личной наживой пардон - профукают они Украину.

    А я, возвращаясь к поэтическим темам, скажу, что критика всегда была, есть и будут, и многие не чистые на руку люди, с помощью этой критики сводят личные счеты, преследуют выгоду и реализуют свои психологические комплексы. Но и без нее нельзя, потому как критика пораждает творческие дискуссии, а они в свою очередь здоровый интерес обывателя, важно уранивать доступ и количество как позитивной, так и негативной информации, а там уже читатель разсудит, впрочем как и история.

     
    Профиль  
    Форум поэтов » Литературный раздел » Шедевры мировой поэзии » Анна Ахматова
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:

    Яндекс.Метрика
    Copyright Сайт высокой поэзии © 2009-2024 18+ При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна Хостинг от uCoz